СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ»

 Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ       Даньшина Ольга Викторовна, руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 197  

Активные методы обучения как средство реализации

требований ФГОС на уроках ОРКСЭ

 

Даньшина Ольга Викторовна, руководитель ШМО

учителей начальных классов МБОУ СОШ № 197

 

  Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский

Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах  и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности. Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы  и способов её практического использования.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов её практического использования.

Активные методы обучения строятся на:  использовании знаний и опыта обучающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, разнообразных коммуникациях, творческом характере обучения, практической направленности, диалоге и полилоге, интерактивности, игровом действе, движении, рефлексии.  

Активные методы обучения строятся на:

  • использовании знаний и опыта обучающихся,
  • вовлечении в процесс всех органов чувств,
  • групповой форме организации их работы,
  • деятельностном подходе к обучению,
  • разнообразных коммуникациях,
  • творческом характере обучения,
  • практической направленности,
  • диалоге и полилоге,
  • интерактивности,
  • игровом действе,
  • движении,
  • рефлексии.

 

Эффекты активных методов обучения (АМО) Человек запоминает: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50%-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.  И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Эффекты активных методов обучения (АМО)

Человек запоминает:

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50%-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Игровые методы

Игровые методы

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.

Эвристический метод – метод и прием познания, используемый для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Эвристический метод – метод и прием познания, используемый для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Интервью

Интервью

 Проблемное обучение – это мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление.

Проблемное обучение – это мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление.

Метод проектов

Метод проектов

Формы и методы работы на уроках ОРКСЭ: Работа в группах; Организация диалога; Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); Организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.); Работа с текстами; Работа с притчами; Применение печатных пособий (репродукции, иллюстрации и т.д.); Использование игр, упражнений.

Формы и методы работы на уроках ОРКСЭ:

  • Работа в группах;
  • Организация диалога;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.);
  • Работа с текстами;
  • Работа с притчами;
  • Применение печатных пособий (репродукции, иллюстрации и т.д.);
  • Использование игр, упражнений.
Работа с текстами   Основные виды чтения: ознакомительное чтен ие (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов); изучающее чтение  (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста); поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта); рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).

Работа с текстами

Основные виды чтения:

  • ознакомительное чтен ие (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);
  • изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);
  • поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);
  • рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).
Работа с текстами  - задания на составление вопросов к тексту;  - задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);  - задания с выбором ответа (тестового характера);  - составление плана текста;  - задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);  - работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);  - задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);  - задания к тексту (ответы на вопросы, заголовки к разделам, самостоятельное составление вопросов).

Работа с текстами

- задания на составление вопросов к тексту; - задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова); - задания с выбором ответа (тестового характера); - составление плана текста; - задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов); - работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.); - задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.); - задания к тексту (ответы на вопросы, заголовки к разделам, самостоятельное составление вопросов).

Работа с притчами Способы работы с притчей : • Обсуждение основной идеи и смысла истории; • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова; • Сравнение нескольких притч. Драматизация (театрализация) притч.

Работа с притчами

Способы работы с притчей :

• Обсуждение основной идеи и смысла истории;

• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;

• Сравнение нескольких притч.

  • Драматизация (театрализация) притч.
Кластер – (от англ. Cluster - гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Кластер – (от англ. Cluster - гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Кластер

Кластер

«Расшифруй слово» Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например: О — объединение, открытость; Б — близость, безопасность; Щ — щедрость; Е — единение, единомыслие; Н — необходимость; И — искренность, истина.

«Расшифруй слово»

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Например:

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Щ — щедрость;

Е — единение, единомыслие;

Н — необходимость;

И — искренность, истина.

Анаграммы Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее. анаграмма термин рльома родоб значение мораль релспавдьивсто справедливость рокпо бдосова свобода

Анаграммы

Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее.

анаграмма

термин

рльома

родоб

значение

мораль

релспавдьивсто

справедливость

рокпо

бдосова

свобода

  «Буквомикс» Найдите закономерность и расшифруйте текст:  (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)           Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.   Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

«Буквомикс»

Найдите закономерность и расшифруйте текст: (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

        Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.

Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.  Культура Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек.

Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.

Культура

Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек.

 «Двухчастный дневник» Прием дает возможность учащимся связать содержание текста с личным опытом. Дневник представляет собой таблицу из двух столбцов, левый назван «Цитата», а правый – «Комментарии». В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них большее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д. Справа они должны дать комментарии: что заставило выбрать именно эту цитату.

«Двухчастный дневник»

Прием дает возможность учащимся связать содержание текста с личным опытом.

Дневник представляет собой таблицу из двух столбцов, левый назван «Цитата», а правый – «Комментарии». В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них большее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д. Справа они должны дать комментарии: что заставило выбрать именно эту цитату.

  Модуль «Основы светской этики». Урок 13. Альтруизм и эгоизм цитата комментарий «Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела»  Интересно, помощь в том случае, когда её нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…) «Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако лишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели». Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчёт? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы не добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?

Модуль «Основы светской этики».

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

цитата

комментарий

«Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела»

Интересно, помощь в том случае, когда её нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…)

«Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако лишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели».

Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчёт? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы не добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?

 Словарный диктант по ОРКСЭ – урок 1 - 10  значение термин Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле Этика Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека Мораль Все, что создано руками человека Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы Культура Материальный мир Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми Духовный мир Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится Внутренний мир Нечто положительное, хорошее, полезное Добро Нечто дурное, вредное Зло

Словарный диктант по ОРКСЭ – урок 1 - 10

значение

термин

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле

Этика

Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека

Мораль

Все, что создано руками человека

Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы

Культура

Материальный мир

Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Духовный мир

Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится

Внутренний мир

Нечто положительное, хорошее, полезное

Добро

Нечто дурное, вредное

Зло

Ребусы rebus1.com Кроссворды puzzlecup.com   1 = М

Ребусы

rebus1.com

Кроссворды

puzzlecup.com

1 = М

Работа с пословицами и поговорками . Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам. Пословица Порок Над другом посмеялся, над собою поплачешь Добродетель Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь  Без дела жить – только небо коптить Как ни хорони концов, а выйдут наружу

Работа с пословицами и поговорками .

Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.

Пословица

Порок

Над другом посмеялся, над собою поплачешь

Добродетель

Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь

Без дела жить – только небо коптить

Как ни хорони концов, а выйдут наружу

«Чудесное превращение» Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить

«Чудесное превращение»

Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок.

 «Синквейн» 1 строка – одно ключевое слово , существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два прилагательных или причастия , описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение из 4-х слов , раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

«Синквейн»

1 строкаодно ключевое слово , существительное, отражающее главную идею;

2 строкадва прилагательных или причастия , описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;

3 строкатри глагола , описывающие действия в рамках заданной темы;

4 строкакороткое предложение из 4-х слов , раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;

5 строкасуществительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

Семья Дом Большая, дружная. Любят, заботятся, живут вместе. Родной, теплый. Детство Согревает, укрывает, принимает. Веселое, счастливое. Любовь Люблю, когда все вместе. В гостях хорошо, а дома лучше. Крепкая, большая. Играем, веселимся, растем. Отдых Согревает, радует, окружает. Лучшее время в жизни. Семья Радость. Люблю, когда на меня не сердятся. Это Добро «Синквейн» Дети Прекрасные, озорные. Играют, шалят, бегают. Люблю, когда никто не обижает друг друга. Хорошо дружить!

Семья

Дом

Большая, дружная.

Любят, заботятся, живут вместе.

Родной, теплый.

Детство

Согревает, укрывает, принимает.

Веселое, счастливое.

Любовь

Люблю, когда все вместе.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Крепкая, большая.

Играем, веселимся, растем.

Отдых

Согревает, радует, окружает.

Лучшее время в жизни.

Семья

Радость.

Люблю, когда на меня не сердятся.

Это Добро

«Синквейн»

Дети

Прекрасные, озорные.

Играют, шалят, бегают.

Люблю, когда никто не обижает друг друга.

Хорошо дружить!

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»  «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» Виктор Мари Гюго

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

Виктор Мари Гюго

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!