Разработка урока истории в 6 классе.
Тема: « Историческая память о подвигах святого благоверного князя Александра Невского и ее отражение в жизни современного человека».
Подготовили:
Синявский С.Н.
Пыжова С.В.
учителя истории
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сергиев Посад
Цель: Духовно-нравственное просвещение обучающихся, с помощью приобщения к образцам свято-отеческого духовного наследия, и знакомства с житием и подвигами Александра Невского
Задачи:
1) расширить и закрепить знания учащихся о жизни и деятельности Александра Невского.
2) формировать чувство гражданственности, уважение к прошлому.
3) способствовать объективному пониманию сущности исторических событий и поступков отдельных исторических деятелей в контексте современного государства.
Актуальность проекта
В современном мире молодежь теряет духовные ориентиры, поддается соблазнам. Поэтому знакомство подрастающего поколения с образами героев прошлого становится необходимым условием, для полноценного развития личности. Образ святого Александра Невского становится образцом для подражания и воспитывает уважение к воинскому служению и защите своей Родины. А путешествие по местам своей малой родины, связанными с именем князя, формируют целостное представление о роли и месте Александра Невского в истории России .
Использованные
педагогические технологий: сотрудничества, ИКТ, игровая, проблемного обучения
Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Форма организации: групповая, фронтальная
План урока.
- Формирование мотивации к изучению нового материала (смотрим маленький фрагмент фильма Александр Невский, на доске икона).
2) Беседа с классом:
- отражение памяти Александра Невского на его малой родине.
- отражение памяти князя на местах боевой славы.
- Иконы святого благоверного князя Александра Невского с его подвигами
- Место захоронения Александра Ярославича ( рассматриваем фото Александра Невской Лавры).
3) Связь Александра Невского с Сергиевым Посадом: по опережающему заданию.
- работа в группах (ребята представляют материалы поисковой деятельности)
- Вещи времен Александра Ярославича из музея Конный Двор.
- Домовой храм Александра Невского при мужской гимназии.
- Храм Александра Невского на Скоропусковском посёлке.
4) Орден Александра Невского и работа с историческим документом (работа в парах- выясняем какие два ордена бывают и кого ими награждают)
5) Систематизация и обобщение материала. Заполнение таблицы по ордену. Рефлексия.
6) Итоги урока. Домашнее задание: написание сочинений «Мое отношения к князю Александру Ярославичу». Рисунки князя по желанию.
1
Формирование мотивации перед началом изучения новой темы.
Ребятам предлагается фрагмент фильма Александр Невский 1938 года. На слайде картина Корина Александр Невский и икона благоверного князя. Вопрос после просмотра: «О ком сегодня мы будем говорить?». Учащиеся сами называют тему урока. Второй вопрос: «Кем был этот человек?» Возможные ответы: князем военачальником. Проблемное задание: за что русская православная церковь причислила князя к лику святых?
Отражение памяти Александра Невского на его малой родине
Ребятам предлагается адаптированные исторический материал о рождении князя и жизни и деятельности в Переславле Залесском.
Работа в парах.
Ребята читают куски текста и выделяют места боевой славы князя Александра (Невская битва, Чудское озеро).
Происходит первичное закрепление материала, когда ребятам предлагаются вопросы о роли и значении данных битв в истории России.
1
Отражение памяти Александра Невского на местах боевой славы
Место захоронения Александра Невского
На слайд выводятся фото Александро - Невской Лавры. Учитель рассказывает о захоронении князя и чуде его погребения. Читает кусочек чуда. Формируем словарь урока: святой, рака, Лавра, успение, благоверный. Далее ребятам предлагается игра с магнитами на соотнесение терминов.
Игровой момент на закрепление терминологии урока .
А) место хранилище мощей святых
Б) человек после смерти по молитвам которого совершаются чудеса
В) Крупный мужской монастырь со строгими правилами жизни
Г) смерть по церковно – славянски
Д) лик православных святых из монархов, которых прославляют за праведную жизнь
Выступления учащихся, которые работали с краеведческим материалам по 2 минуты .
Ребятам дано было задание найти места, связанные с именем князя в Сергиево Посадском районе
Домовой храм Александра Невского при бывшей мужской гимназии Сергиева Посада.
Группа 1. Экспонаты музея времен Александра Невского.
Храм им. А. Невского Скоропусковский п-ок
Орден Адександра Невского
Ребятам предлагается маленький фрагмент текста, где рассказывается о истории создания ордена Александра Невского и за что им награждали.
Ребята выясняют что было два ордена имени Александра Невского: один царской России, а другой современный и заполняют таблицу, кого и за какие подвиги могли наградить каким орденом.
РЕФЛЕКСИЯ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ребята отвечают на проблемный вопрос, за что Александра Ярославича причислили к лику святых.
Ответ : за его подвиги пред Отечеством, чистую и глубокую веру. Службу своему народу, а также чуду, происшедшему на похоронах князя. За то, что у него было чистое сердце и бескорыстные действия. Праведная жизнь .
ИТОГ УРОКА: заполненные таблицы по ордену Александра Невского, выставка рисунков о князе Александре Ярославиче, сообщения по краеведческому материалу.
Игровой момент на закрепление терминологии урока .
А) место хранилище мощей святых
Б) человек после смерти по молитвам которого совершаются чудеса
В) Крупный мужской монастырь со строгими правилами жизни
Г) смерть по церковно – славянски
Д) лик православных святых из монархов, которых прославляют за праведную жизнь
Даже смерть не является причиной не выполнения боевого приказа
Воспитание духовности на образе Александра невского