СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ обучающего сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Анализ обучающего сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ" предназначена для сопровождения урока русского языка в 10 классе, посвящённого анализу ошибок, допущенных при написании сочинения по прочитанному тексту.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ обучающего сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ"»

Анализ  обучающего сочинения по русскому языку  в формате ЕГЭ 10 класс

Анализ обучающего сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ

10 класс

Композиционные части сочинения ЕГЭ Проблема текста Авторский материал Комментарий: Пример из текста №1 Пример из текста №2 Связь между примерами 4. Позиция автора по проблеме 5. Согласие – несогласие с позицией автора 6. Обоснование собственного мнения Заключение

Композиционные части сочинения ЕГЭ

  • Проблема текста
  • Авторский материал
  • Комментарий:
  • Пример из текста №1
  • Пример из текста №2
  • Связь между примерами

4. Позиция автора по проблеме

5. Согласие – несогласие с позицией автора

6. Обоснование собственного мнения

  • Заключение
Количество абзацев 7 абзацев (без вступления; части комментария совмещены). 10 абзацев(вступление+ все части комментария отдельно+ заключение) От 7 до 10 абзацев Вступление лучше не писать, так как мешает выдерживать формат, приводит к логическим ошибкам.

Количество абзацев

  • 7 абзацев (без вступления; части комментария совмещены).
  • 10 абзацев(вступление+ все части комментария отдельно+ заключение)
  • От 7 до 10 абзацев
  • Вступление лучше не писать, так как мешает выдерживать формат, приводит к логическим ошибкам.
Проблема текста Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы текста, нет. Проблема в некоторых работах сформулирована нечётко, некорректно, с грамматическими ошибками. Серия вопросов не всегда соответствует проблеме. В комментарии подменяется проблема (ответственность за поступки и слова – детская жестокость)

Проблема текста

  • Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы текста, нет.
  • Проблема в некоторых работах сформулирована нечётко, некорректно, с грамматическими ошибками.
  • Серия вопросов не всегда соответствует проблеме.
  • В комментарии подменяется проблема (ответственность за поступки и слова – детская жестокость)
Авторский материал Пропущена эта композиционная часть. Заявлена формально: не распространена, выражена общими фразами. Неоправданно сужена, хотя в примерах отражается развёрнуто.

Авторский материал

  • Пропущена эта композиционная часть.
  • Заявлена формально: не распространена, выражена общими фразами.
  • Неоправданно сужена, хотя в примерах отражается развёрнуто.
Комментарий.  Примеры №№ 1и 2 Примеры-иллюстрации подобраны в соответствии с проблемой. Второй пример неудачен в части работ. Во многих работах поясняется только 1 пример. Нечётко сформулированы микровыводы по примерам из текста. Нечёткая связь примеров с проблемой текста. Подмена примера пересказом эпизода.

Комментарий. Примеры №№ 1и 2

  • Примеры-иллюстрации подобраны в соответствии с проблемой.
  • Второй пример неудачен в части работ.
  • Во многих работах поясняется только 1 пример.
  • Нечётко сформулированы микровыводы по примерам из текста.
  • Нечёткая связь примеров с проблемой текста.
  • Подмена примера пересказом эпизода.
Связь между  примерами №№ 1 и 2 Не выявлена смысловая связь между примерами (отсутствует композиционная часть) Подмена определения связи между примерами самыми общими словами, без пояснения и расшифровки.

Связь между примерами №№ 1 и 2

  • Не выявлена смысловая связь между примерами (отсутствует композиционная часть)
  • Подмена определения связи между примерами самыми общими словами, без пояснения и расшифровки.
Позиция автора  по заявленной проблеме Некорректно сформулирована позиция автора. Не заявлена как отдельная композиционная часть сочинения. Формат сочинения «размыт»: позиция автора заявляется в комментарии и упоминается в ходе сочинения (нарушена логика) Не всегда позиция автора соответствует заявленной проблеме.

Позиция автора по заявленной проблеме

  • Некорректно сформулирована позиция автора.
  • Не заявлена как отдельная композиционная часть сочинения.
  • Формат сочинения «размыт»: позиция автора заявляется в комментарии и упоминается в ходе сочинения (нарушена логика)
  • Не всегда позиция автора соответствует заявленной проблеме.
Cогласие - несогласие  с позицией автора В некоторых работах отсутствует выражение согласия-несогласия с позицией автора. Согласие выражено формально (следует высказать своё мнение по проблеме)

Cогласие - несогласие с позицией автора

  • В некоторых работах отсутствует выражение согласия-несогласия с позицией автора.
  • Согласие выражено формально (следует высказать своё мнение по проблеме)

Обоснование  собственного мнения Формальное обоснование, выраженное общими словами. Это должен быть пример-аргумент собственного мнения (из литературы, истории, жизни…) Во многих работах заявлен пример, но нет комментария  его и микровывода из него.

Обоснование собственного мнения

  • Формальное обоснование, выраженное общими словами.
  • Это должен быть пример-аргумент собственного мнения (из литературы, истории, жизни…)
  • Во многих работах заявлен пример, но нет комментария его и микровывода из него.
Заключение Заключение формальное, «пустое», не являющееся выводом из написанного ранее. Чтобы правильно сформулировать заключение, надо обратиться к формулировкам позиции автора и собственного мнения по проблеме. Подытожить рассуждения по заявленной проблеме, обобщить и логически завершить написанное.

Заключение

  • Заключение формальное, «пустое», не являющееся выводом из написанного ранее.
  • Чтобы правильно сформулировать заключение, надо обратиться к формулировкам позиции автора и собственного мнения по проблеме.
  • Подытожить рассуждения по заявленной проблеме, обобщить и логически завершить написанное.
Логика и связность  текста сочинения Не всегда есть логические переходы между абзацами сочинения. Некоторые мысли повторяются несколько раз в сочинении. Нарушена логическая последовательность частей сочинения.

Логика и связность текста сочинения

  • Не всегда есть логические переходы между абзацами сочинения.
  • Некоторые мысли повторяются несколько раз в сочинении.
  • Нарушена логическая последовательность частей сочинения.
Орфографическая  грамотность (К7) Суффиксы сущ. (рассказчик) Приставки (рассматривает, раскрывает, презирает, преследовал) Правописание наречий (попросту, вправду является нравственным судьёй) Правописание союзов (чтобы прийти на помощь) Тся – ться в глаголах (чтобы извиниться) Дефис в местоимениях (какие-либо, кто-нибудь, что-то, кое-что, кое о чём) Не с сущ. (неумение анализировать) Не-ни (ничего не обдумав)

Орфографическая грамотность (К7)

  • Суффиксы сущ. (рассказчик)
  • Приставки (рассматривает, раскрывает, презирает, преследовал)
  • Правописание наречий (попросту, вправду является нравственным судьёй)
  • Правописание союзов (чтобы прийти на помощь)
  • Тся – ться в глаголах (чтобы извиниться)
  • Дефис в местоимениях (какие-либо, кто-нибудь, что-то, кое-что, кое о чём)
  • Не с сущ. (неумение анализировать)
  • Не-ни (ничего не обдумав)
Пунктуационная  грамотность (К8) Обособление деепричастных оборотов. Обособление причастных оборотов. Запятые в СПП (перед ЧТО, ЧТОБЫ, КОГДА) Лишние запятые. Неправильное оформление прямой речи. Вводные слова. Запятые в ССП (перед союзом И) Двоеточие в БСП

Пунктуационная грамотность (К8)

  • Обособление деепричастных оборотов.
  • Обособление причастных оборотов.
  • Запятые в СПП (перед ЧТО, ЧТОБЫ, КОГДА)
  • Лишние запятые.
  • Неправильное оформление прямой речи.
  • Вводные слова.
  • Запятые в ССП (перед союзом И)
  • Двоеточие в БСП
Грамматические  ошибки (К9) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым (жестокость чревато негативными последствиями) Неправильное включение деепричастного оборота Нарушен порядок слов в предложении. Разорван причастный оборот или нарушена связь между причастием и определяемым словом. Нарушены границы предложений. (Первым примером может быть эпизод. Когда у главного героя…) Неправильное включение придаточной части в СПП. Ошибки в управлении (проблема об ответственности) Ошибки при употреблении ОЧП (Заботиться и поддерживать друга). Заботиться о друге и поддерживать его.

Грамматические ошибки (К9)

  • Нарушена связь между подлежащим и сказуемым (жестокость чревато негативными последствиями)
  • Неправильное включение деепричастного оборота
  • Нарушен порядок слов в предложении.
  • Разорван причастный оборот или нарушена связь между причастием и определяемым словом.
  • Нарушены границы предложений. (Первым примером может быть эпизод. Когда у главного героя…)
  • Неправильное включение придаточной части в СПП.
  • Ошибки в управлении (проблема об ответственности)
  • Ошибки при употреблении ОЧП (Заботиться и поддерживать друга). Заботиться о друге и поддерживать его.
Речевые ошибки (К10) Тавтология (повествует о поступке, в котором поступил…) Лексическая несочетаемость (внутренняя совесть, забирают веру в добро) Разговорная лексика (наругал, зажадничал, жалкует, словив на себе злобный взгляд)

Речевые ошибки (К10)

  • Тавтология (повествует о поступке, в котором поступил…)
  • Лексическая несочетаемость (внутренняя совесть, забирают веру в добро)
  • Разговорная лексика (наругал, зажадничал, жалкует, словив на себе злобный взгляд)
Фактическая точность Неправильное определение жанров (повесть Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – это поэма ) Несоответствие героев произведению (В романе Достоевского «Преступление и наказание» Григорий Печорин ведёт себя самонадеянно и эгоистично. – Это персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Фактическая точность

  • Неправильное определение жанров (повесть Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – это поэма )
  • Несоответствие героев произведению (В романе Достоевского «Преступление и наказание» Григорий Печорин ведёт себя самонадеянно и эгоистично. – Это персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Работа выполнена  учителем  русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцевой Л.В.

Работа выполнена учителем русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцевой Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!