СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анна Ахматова. Биография"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по жизни и творчеству Анны Андрееевны Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анна Ахматова. Биография"»

Анна Андреевна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова

Родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой Сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Стала свидетелем смены эпох, пережила революцию, две мировые войны и блокаду Ленинграда. Своё первое стихотворение написала в 11 лет.
  • Родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой Сонатой» Толстого и Эйфелевой башней.
  • Стала свидетелем смены эпох, пережила революцию, две мировые войны и блокаду Ленинграда.
  • Своё первое стихотворение написала в 11 лет.
Начало жизни...  Родилась  в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны.  После рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь с 1900 года Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии.  В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе. Отец Анны Ахматовой Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия, Андрей и Виктор. Киев. 1909 год А. Ахматова в детстве

Начало жизни...

Родилась в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны.

После рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь с 1900 года Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Отец Анны Ахматовой

Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия, Андрей и Виктор. Киев. 1909 год

А. Ахматова в детстве

Н. Гумилев и А. Ахматова  Со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым, Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой.  25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.  В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев. Семья Ахматовой

Н. Гумилев и А. Ахматова

Со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым, Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой.

25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.

В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев.

Семья Ахматовой

Начало творческого пути...  С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов

Начало творческого пути...

С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер".

Когда молодая поэтесса поняла свое предназначение, отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки - татарской княгини Ахматовой.

 В марте 1914 года вышла вторая книга стихов

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов "Четки", которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник "Белая стая" увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали и значимость ее творчества.

 Имеется несколько портретов А.А.Ахматовой. Познакомьтесь с этими произведениями, попытайтесь определить, какие грани личности А.А. Ахматовой в них переданы. Н. Альтман. А. Ахматова, 1914 Портрет Ахматовой работы  Ольги Кардовской ,  1914 год

Имеется несколько портретов А.А.Ахматовой. Познакомьтесь с этими произведениями, попытайтесь определить, какие грани личности А.А. Ахматовой в них переданы.

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914

Портрет Ахматовой работы  Ольги Кардовской ,  1914 год

 В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной. Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.  Осенью того же года художница Ольга Кардовская записала в дневнике: «Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой». Созданный ею образ несколько идеализирован и смягчен.

В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной. Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.

Осенью того же года художница Ольга Кардовская записала в дневнике: «Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой». Созданный ею образ несколько идеализирован и смягчен.

Во время революции  Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.  Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Она писала:

Во время революции

Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.

Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Она писала: "все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано". Но Россию не покинула, как многие ее современники, даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

Мне голос был. Он звал утешно.     Он говорил:

Мне голос был. Он звал утешно.    Он говорил: "Иди сюда,   Оставь свой край глухой и грешный.   Оставь Россию навсегда.   Я кровь от рук твоих отмою,   Из сердца выну черный стыд,   Я новым именем покрою   Боль поражений и обид".   Но равнодушно и спокойно   Руками я замкнула слух,   Чтоб этой речью недостойной   Не осквернился скорбный слух. 

Новый поворот в жизни  Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.  Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников

Новый поворот в жизни

Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.

Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы.

Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена.

В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев. Но впоследствии Лев Гумилев все же был реабилитирован, Позже судьбам тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою поэму "Реквием".

Во время Отечественной войны  Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года.  Летом 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград.  Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 года, сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве.   И вдруг все оборвалось

Во время Отечественной войны

Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года.

Летом 1944 года Ахматова вернулась в Ленинград.

Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 года, сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве.  

И вдруг все оборвалось

Забвение

14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество А. Ахматовой определялось как "чуждое идеологически". Союз писателей СССР постановил "исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей", тем самым она практически лишались средств к существованию. В постановлении были такие слова о творчестве А.Ахматовой: « До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».

Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. В 1948 году для голодающей Ахматовой Б.Л. Пастернак с большим трудом выхлпотал в Литфонде 3000 рублей.

Через год арестовали её третьего мужа – Н.Н. Пунина, а потом сына, который был осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

В 1956 году, через 3 года после смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: "Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха". В этом же году возвратился из лагеря её сын. Через год А. Ахматова встретится с вернувшейся из ссылки Ариадной Эфрон – дочерью М. Цветаевой.

Признание  В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году в печать вышла ее «Поэма без героя».  В 1962 году Ахматовой («русской Сапфо», как её называли за границей) была присуждена Международная поэтическая премия

Признание

В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году в печать вышла ее «Поэма без героя».

В 1962 году Ахматовой («русской Сапфо», как её называли за границей) была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина" - в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой.

В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней.

Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

« Отворились двери, и в зал неторопливо и торжественно в сопровождении нескольких человек вошла Анна Ахматова. На нее упали лучи прожекторов. Вся ее фигура выражала спокойное достоинство. По ней не было заметно, чего стоило этой пожилой женщине одолеть крутые ступени высокой средневековой лестницы. Поэтесса стояла величественная, словно королева из легенды. И вся разношерстная публика, которая наполняла зал, независимо от своего отношения к советским людям, единодушно поднялась со своих мест, чтобы приветствовать прибывшую с севера советскую гостью, само появление которой вызвало изумление и восторг . Я любовался ее манерой держаться, ее неторопливыми величавыми жестами, ее осанкой.

.

Длинное платье из коричневого шуршащего шелка облегало ее фигуру, которая, утратив девичью хрупкость и гибкость, запечатленную на портретах Модильяни, Анненкова, Тышлера, приобрела какую-то, я бы сказал, царственную величавость. Поэтесса словно вознеслась над разноцветной и разноликой толпой на недосягаемую высоту. В ее поведении была и своеобразная поза, и некоторая театральность, игра, но столь талантливая и еcтественная, что казалась изначально ей присущей.

Слегка поклонившись, она присела у стола и обернулась к сопровождавшим ее и что-то говорившим ей людям. Я смотрел на четкий, красивый, гордый профиль, линии которого нисколько не исказило время Прожив чуть ли не всю жизнь на севере, в строгом величественном Ленинграде, она в своем облике как бы несла отпечаток этой строгости и величия».

Бажан Микола, поэт, публицист, культуролог

Анна Ахматова в воспоминаниях современников

« Порою, особенно в гостях, среди чужих, она держала себя с нарочитою чопорностью, как светская дама высокого тона, и тогда в ней чувствовался тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом. Такой же, кстати сказать, отпечаток я всегда чувствовал в голосе, манерах и жестах наиболее типичного из царскосёлов  Иннокентия Анненского . Приметы этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная (слегка холодноватая) учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, необузданных жестов, свойственных вульгарной развязности». К. И. Чуковский

«Она многие годы бедствовала. Знавала и голод… Но если у нее появлялись деньги, она раздавала их всем, кто только не попросит. А как ей нравилось делать подарки!»

Виктор Ардов

«Деньги нужны были ей прежде всего для того, чтобы раздавать их людям. Ей самой нужно было очень немного из того, что оплачивается деньгами».

Маргарита Алигер

Последние годы жизни До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала:

Последние годы жизни

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: " Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных ".

5 марта 1966 года А. Ахматова умерла в подмосковном санатории, похоронена в Комарове под Ленинградом. На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи.

5 марта 1966 года А. Ахматова умерла в подмосковном санатории, похоронена в Комарове под Ленинградом.

На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи.

Памятник Ахматовой в Санкт-Петербурге  напротив тюрьмы «Кресты» А если когда-нибудь в этой стране  Воздвигнуть задумают памятник мне,  Согласье на это даю торжество,  Но только с условьем - не ставить его  Ни около моря, где я родилась  (Последняя с морем разорвана связь),  Ни в царском саду у заветного пня,  Где тень безутешная ищет меня,  А здесь, где стояла я триста часов  И где для меня не открыли засов.   Анна Ахматова

Памятник Ахматовой в Санкт-Петербурге напротив тюрьмы «Кресты»

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Анна Ахматова

«Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…»  К.И.Чуковский Памятник семье Гумилевых в г. Бежецк Тверской области

«Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…»

К.И.Чуковский

Памятник семье Гумилевых в г. Бежецк Тверской области

В стихах А. Ахматовой немало строк, создающих её образ. Прочитайте стихотворения и дополните биографию А. А. Ахматовой на основе возникших после чтения образов и ассоциаций. ИМЯ Татарское, дремучее Пришло из никуда. К любой беде липучее, Само оно — беда.  И слава лебедью плыла Сквозь золотистый дым. А ты, любовь, всегда была Отчаяньем моим. 1910 Проводила друга до передней, Постояла в золотой пыли. С колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово — Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо. 1913

В стихах А. Ахматовой немало строк, создающих её образ. Прочитайте стихотворения и дополните биографию А. А. Ахматовой на основе возникших после чтения образов и ассоциаций.

ИМЯ

Татарское, дремучее Пришло из никуда.

К любой беде липучее, Само оно — беда.

И слава лебедью плыла Сквозь золотистый дым. А ты, любовь, всегда была Отчаяньем моим.

1910

Проводила друга до передней, Постояла в золотой пыли.

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово — Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

1913

Какие основные темы и мотивы в творчестве А.А. Ахматовой вы бы выделили? Я гибель накликала милым, ОТВЕТ И гибли один за другим. И вовсе я не пророчица, О, горе мне! Эти могилы Жизнь моя светла, как ручей. Предсказаны словом моим. А просто мне петь не хочется Как вороны кружатся, чуя Под звон тюремных ключей. 1930-е годы Горячую свежую кровь,  (Из поэмы «Реквием») Так дикие песни, ликуя, Моя насылала любовь.  Тихо льётся тихий Дон, С тобою мне сладко и знойно, Жёлтый месяц входит в дом. Ты близок, как сердце в груди. Входит в шапке набекрень, Дай руки мне, слушай спокойно. Видит жёлтый месяц тень. Тебя заклинаю: уйди. Эта женщина больна, И пусть не узнаю я, где ты. О Муза, его не зови, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Да будет живым, невоспетым 1938 Моей не узнавший любви. 1921

Какие основные темы и мотивы в творчестве А.А. Ахматовой вы бы выделили?

Я гибель накликала милым,

ОТВЕТ

И гибли один за другим.

И вовсе я не пророчица,

О, горе мне! Эти могилы

Жизнь моя светла, как ручей.

Предсказаны словом моим.

А просто мне петь не хочется

Как вороны кружатся, чуя

Под звон тюремных ключей. 1930-е годы

Горячую свежую кровь,

(Из поэмы «Реквием»)

Так дикие песни, ликуя,

Моя насылала любовь.

Тихо льётся тихий Дон,

С тобою мне сладко и знойно,

Жёлтый месяц входит в дом.

Ты близок, как сердце в груди.

Входит в шапке набекрень,

Дай руки мне, слушай спокойно.

Видит жёлтый месяц тень.

Тебя заклинаю: уйди.

Эта женщина больна,

И пусть не узнаю я, где ты.

О Муза, его не зови,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

Да будет живым, невоспетым

1938

Моей не узнавший любви.

1921

Познакомьтесь с аннотациями к некоторым изданиям, посвящённым

А.А. Ахматовой. Продолжите поиск источников самостоятельно.

Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в 2 т. СПб.; Харьков, 1996.

Книга Лидии Корнеевны Чуковской об Анне Ахматовой — не воспоминания. Это — дневник, записи для себя, по живому следу событий. В записках отчётливо проступают приметы ахматовского быта, круг её друзей, черты её личности, характер её литературных интересов. Записки ведутся в «страшные годы ежовщииы». В тюрьме расстрелян муж Лидии Чуковской, в тюрьме ждёт приговора и получает «срок» сын Анны Ахматовой. Как раз в эти годы Ахматова создаёт свой «Реквием»: записывает на клочках бумаги стихи, даёт их Чуковской — запомнить — мгновенно сжигает. Начинается также работа над «Поэмой без героя»... А вслед за ежовщиной — война... Таковы границы записей первого тома.

Во втором томе рассказано о десятилетии 1952—1962, вместившем в себя смерть Сталина, возвращение из лагеря Льва Гумилёва, издание ахматовских стихотворных сборников 1958 и 1961 года и встречи автора с Ахматовой в Москве, Ленинграде, Комарове.

На страницах дневника Лидии Чуковской обрисованы многие подробности литературной жизни и нравов тех лет.

Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М., 1991 .

В книге представлен сложный творческий путь Анны Ахматовой, рассматриваются её первые поэтические книги «Вечер», «Чётки» и «Белая стая», анализируются произведения периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени («Реквием», «Поэма без героя» и др.). Алексей Ильич Павловский использовал значительное количество документальных материалов.

Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: исследовательские очерки. Л., 1989.

В книге, выпущенной к столетию со дня рождения Анны Ахматовой, освещаются её музыкальные впечатления и вкусы. Авторы книги описывают биографические эпизоды, связанные с музыкой и музыкантами, указывают на то значение, которое музыка имела в творчестве Ахматовой, а также рассматривают тему музыки в её стихах.

Домашнее задание Выберите одно наиболее понравившееся вам стихотворение А.А. Ахматовой. Напишите отзыв о нём.

Домашнее задание

Выберите одно наиболее понравившееся вам стихотворение А.А. Ахматовой. Напишите отзыв о нём.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!