Авиационный транспорт
9 класс
Бокарева Т.С. учитель географии
МОБУ Талаканская СОШ №5, Бурейский район, Амурская область.
Цели и задачи:
- изучить особенности авиационного транспорта России;
- показать значение авиационного транспорта в перевозке грузов и пассажиров;
- выяснить проблемы и перспективы развития транспорта.
Авиационный транспорт – вид транспорта͵ производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности.
Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.
Преимущества
- скорость сообщения;
- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);
- огромный охват территорий и акваторий;
- путь следования;
- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;
- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;
- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);
- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).
Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драᴦ. металлы…) и срочные грузы.
Недостатки:
- высокая себестоимость перевозок (в связи с этим не является грузовым);
- зависимость от погодных условий;
- невысокая грузоподъёмность;
- высокая стоимость строительства воздушных судов и аэропортов.
Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. Сегодня увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки должна быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. При этом в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются исходя из внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.
К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят:
- монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП;
- инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы;
- пожаротушение;
- связь с удалёнными и труднодоступными районами;
- скорую мед. помощь;
- перевозку почты;
- геологоразведку;
- аэрофотосъемку…
Движение воздушного транспорта осуществляется:
1. строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;
2. по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.
Коридор движения - ϶ᴛᴏ расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.
К подвижному составу воздушного транспорта относятся:
1. аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);
2. аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).
Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отрасли является сеть аэропортов.
Аэропорт - ϶ᴛᴏ транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения.
Аэродром - ϶ᴛᴏ специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта͵ посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.
В стране действует более 300 аэропортов, 68 из них имеют международный статус. Основная проблема авиационного транспорта – нехватка современных аэропортов и старый парк самолетов. Значительная часть из них (более 50%) эксплуатируется свыше 15 лет.
Ежегодно авиационным транспортом перевозится около 40 млн. пассажиров и 900 тыс.т. грузов. Россия имеет прямое воздушное сообщение с 90 странами мира. Крупнейший авиаионный узел России – Московский.
АЭРОПОРТЫ
АЭРОДРОМЫ
Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.
Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.
В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гᴦ. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. При этом Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гᴦ. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гᴦ. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса данный процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.
В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:
- Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;
- Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;
- Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;
- Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.
Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва и Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва – Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Οʜᴎ доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.
Сегодня Россия располагает свыше 1,3 млн. км авиалиний. На её территории в государственном реестре аэропортов на 2010 год было зарегистрировано 232 аэропорта͵ 71 из них является международным. Грузооборот авиационного транспорта составляет 0,1%, пассажирооборот – 30%. В нашей стране действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объёмом перевозок более 1 миллиона пассажиров в год. Крупнейшими аэропортами по пассажирообороту являются: в Москве – Домодедово, Внуково, Шереметьево; в Санкт-Петербурге – Пулково; в Екатеринбурге – Кольцово; в Новосибирске – Толмачёво; в Краснодаре – Пашковский; в Сочи – Адлер.
Домашнее задание: с. 70-71, читать и ответить на вопросы (устно).