СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Басня. Баснописцы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Басня. Баснописцы.»

Басня От слова БАЯТЬ – т.е. придумывать или рассказывать приятные истории, или просто говорить…

Басня

  • От слова БАЯТЬ – т.е. придумывать или рассказывать приятные истории, или просто говорить…
БАСНЯ – короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, и при нем короткая мораль, прямо формирующая идею рассказа…

БАСНЯ – короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных, наделенными человеческими качествами, и при нем короткая мораль, прямо формирующая идею рассказа…

Композиция Любая басня состоит из 2 частей: Основной части Морали

Композиция

Любая басня состоит из 2 частей:

  • Основной части
  • Морали
Мораль Вывод Пословица Афоризм Нравоучительное заключение…  Может быть в начале басни, может быть в конце…

Мораль

  • Вывод
  • Пословица
  • Афоризм
  • Нравоучительное заключение…
  • Может быть в начале басни, может быть в конце…
Басня пользуется АЛЛЕГОРИЕЙ…
  • Басня пользуется АЛЛЕГОРИЕЙ…
Вспомним теоретические сведения Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл  Ирония - тонкая, скрытая насмешка это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек  Аллегория - это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни. Мораль может быть в начале и в конце басни  Мораль -

Вспомним теоретические сведения

Басня -

это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл

Ирония -

тонкая, скрытая насмешка

это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек

Аллегория -

это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни. Мораль может быть в начале и в конце басни

Мораль -

Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп , живший в VI веке до н.э.

Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.

Басни Эзопа ВОРОН И ЛИСИЦА  Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит:

Басни Эзопа

ВОРОН И ЛИСИЦА

  • Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет.

Басни Эзопа ЖУК И МУРАВЕЙ  В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал:

Басни Эзопа

ЖУК И МУРАВЕЙ

  • В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: "О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме".
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном

Басни Лафонтена Ворон и лисица   Дядюшка ворон, сидя на дереве,  Держал в своем клюве сыр.  Дядюшка лис, привлеченный запахом,  Повел с ним такую речь:

Басни Лафонтена

Ворон и лисица

  • Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: "Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья,- То вы - Феникс наших дубрав!" Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв - и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: "Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает,- Вот урок вам, а урок стоит сыра". И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится.
Басни Лафонтена ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец  (Разное говорят),  Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой  Виноград, такой зримо зрелый,  В румяной кожице!  Наш любезник был бы рад им полакомиться,  Да не мог до него дотянуться  И сказал:

Басни Лафонтена

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

  • Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского ,  А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –

в творчестве

В.К.Тредиаковского ,

А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,

И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,

М.В. Ломоносова.

Шарлатан Однажды Шарлатан во весь горланил рот: « Ступай ко мне, народ! Смотри и покупай: вот порошок чудесный! Он ум даёт глупцам, Невеждам - знание, красоток - старикам, Старухам - прелести, достоинства - плутам, Невинность - преступленью; Вот первый способ к полученью Всех благ, какие нас удобны только льстить! Поверьте, говорю неложно, Чрез этот порошок возможно На свете всё достать, всё знать и всё творить; Глядите! » - И народ стекается толпами. Ведь любопытство не порок! Бегу и я... но что ж открылось перед нами? В бумажке - золотой песок. 1797

Шарлатан

Однажды Шарлатан во весь горланил рот:

« Ступай ко мне, народ!

Смотри и покупай: вот порошок чудесный!

Он ум даёт глупцам,

Невеждам - знание, красоток - старикам,

Старухам - прелести, достоинства - плутам,

Невинность - преступленью;

Вот первый способ к полученью

Всех благ, какие нас удобны только льстить!

Поверьте, говорю неложно,

Чрез этот порошок возможно

На свете всё достать, всё знать и всё творить;

Глядите! » - И народ стекается толпами.

Ведь любопытство не порок!

Бегу и я... но что ж открылось перед нами?

В бумажке - золотой песок.

1797

Самую широкую известность получили басни, созданные  И.А. Крыловым (1769-1844). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

(1769-1844).

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

Художник Е.М.Рачев

Художник

Е.М.Рачев

Трудолюбие  Лень Щедрость  Жадность Смелость  Трусость Ум  Глупость Дружелюбие  Вражда Честность  Лживость Добро  Зло

Трудолюбие

Лень

Щедрость

Жадность

Смелость

Трусость

Ум

Глупость

Дружелюбие

Вражда

Честность

Лживость

Добро

Зло

И.А. Крылов Жан де Лафонтен Короткий рассказ  Эзоп  Баснописцы Нравоучи-тельный характер  Б А С Н Я  Мораль Эзопов язык Аллегория (иносказание)  Олицетворение

И.А.

Крылов

Жан де Лафонтен

Короткий рассказ

Эзоп

Баснописцы

Нравоучи-тельный характер

Б А С Н Я

Мораль

Эзопов язык

Аллегория (иносказание)

Олицетворение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!