СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Белые ночи" Ф.М.Достоевского в иллюстрациях И.Глазунова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация III

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Белые ночи" Ф.М.Достоевского в иллюстрациях И.Глазунова"»

Белые ночи в иллюстрациях

Белые ночи в иллюстрациях

О повести

О повести

"Белые ночи" - одна из самых известных повестей великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Повесть была опубликована в конце 1848 года в журнале "Отечественные записки". Отзывы о повести появились в журналах уже в начале 1849 года. Часть критиков восхищалась новым произведением Достоевского, а часть указывала автору на недостатки и недочеты:

«Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце (...) в „Белых ночах” автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно». ( С. С. Дудышкин, журнал "Отечественные записки", 1949 г.)

О повести. Критика «... болезненная поэзия, разлитая истинным поэтом сентиментального натурализма в

О повести. Критика

«... болезненная поэзия, разлитая истинным поэтом сентиментального натурализма в "Белых ночах...» ( A. A. Григорьев, статья "И. С. Тургенев и его деятельность", 1859 г. )

«... чувство меры У Достоевского это чувство было чрезвычайно слабо. Талант -- чрезвычайно неровный: он то потухал до совершенной бесцветности и томительной скуки, то разгорался сильным и ярким огнем, но никогда не знал меры. двух-трех мелких рассказов ("Белые ночи", "Маленький герой", "Кроткая "), вполне законченных в смысле гармонии и пропорциональности...». ( Н. К. Михайловский, статья "Жестокий талант". 1882 г.)

Иллюстраторы повести Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения

Иллюстраторы повести

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения "Мир искусства", художественный критик, мемуарист. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), писал исторические картины. Много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу "Ночной принц" С.А.Ауслендера (1909), "Барышне-крестьянке", "Станционному смотрителю" и другим произведениям А.С.Пушкина, "Свинопасу" Андерсена (1922, иллюстрации выполнены для петроградского издательства «Парус» в 1917, книга вышла в издательстве З.И.Гржебина в 1922), "Белым ночам" Достоевского (1923), "Трём толстякам" Ю.Олеши (1928) и многим другим произведениям.

Иллюстрации М. В. Добужинского В 1923 году в издательстве

Иллюстрации М. В. Добужинского

В 1923 году в издательстве "Аквилон" была издана повесть Ф.М.Достоевского с рисунками М.В.Добужинского. Обложка, титульный лист, 8 страничных иллюстраций, 5 заставок и 4 концовки воспроизведены в технике цинкографии. Сумеречный, ночной Петербург становится у Добужинского главным героем иллюстраций.

Иллюстрации М. В. Добужинского Но вот художник [Добужинский] берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского . Что здесь иллюстрировать? Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Тогда Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж, который лишь «задан» в повести нашему воображению. И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. Всюду – на концовках, виньетках и больших рисунках – мы видим громады многоэтажных домов, тихие ночные улицы, сонные каналы. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Иллюстрации М. В. Добужинского

Но вот художник [Добужинский] берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского . Что здесь иллюстрировать? Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Тогда Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж, который лишь «задан» в повести нашему воображению. И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. Всюду – на концовках, виньетках и больших рисунках – мы видим громады многоэтажных домов, тихие ночные улицы, сонные каналы. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Иллюстрации М. В. Добужинского Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное – сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города – лишь фон. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его, и именно там, где средства последнего ограничены. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. Замечательны сами приемы графики. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

Иллюстрации М. В. Добужинского

Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное – сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города – лишь фон. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его, и именно там, где средства последнего ограничены. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга.

Замечательны сами приемы графики. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

Иллюстрации М. В. Добужинского Каждый штрих стремится быть не только свободным и непринужденным, но лаконичным и внутренне оправданным. С изумительным мастерством при помощи одних лишь контрастов широких пятен типографской краски с белизной бумаги передан белесоватый сумрак северной летней ночи, ранний рассвет, нежные очертания легких облаков и суровые массивы уходящих ввысь домов, штабели дровяного двора, неподвижная поверхность воды и косые линии проливного дождя. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь – Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Иллюстрации М. В. Добужинского

Каждый штрих стремится быть не только свободным и непринужденным, но лаконичным и внутренне оправданным. С изумительным мастерством при помощи одних лишь контрастов широких пятен типографской краски с белизной бумаги передан белесоватый сумрак северной летней ночи, ранний рассвет, нежные очертания легких облаков и суровые массивы уходящих ввысь домов, штабели дровяного двора, неподвижная поверхность воды и косые линии проливного дождя. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь – Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Иллюстрации М. В. Добужинского На шести из восьми больших рисунков изображен Петербург белой ночью. Конечно, каждый из них иллюстрирует какое-либо место текста; но фигуры Настеньки и мечтателя воспринимаются зрителем лишь как необходимая часть всего пейзажа. И даже в тех двух рисунках, которые изображают интерьеры, главное – не человек, а окружающая обстановка. Необходимо отметить еще значение концовок. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).

Иллюстрации М. В. Добужинского

На шести из восьми больших рисунков изображен Петербург белой ночью. Конечно, каждый из них иллюстрирует какое-либо место текста; но фигуры Настеньки и мечтателя воспринимаются зрителем лишь как необходимая часть всего пейзажа. И даже в тех двух рисунках, которые изображают интерьеры, главное – не человек, а окружающая обстановка.

Необходимо отметить еще значение концовок. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).

Иллюстрации М. В. Добужинского Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» – нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Герой «Белых ночей с тоской смотрит, как летом все уезжают на дачу, увозя вещи на возах и барках. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Но любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных строк повести Достоевского. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Иллюстрации М. В. Добужинского

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» – нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Герой «Белых ночей с тоской смотрит, как летом все уезжают на дачу, увозя вещи на возах и барках. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Но любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных строк повести Достоевского. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Иллюстрации М. В. Добужинского Но в целом, повторяем, и по замыслу и по выполнению – это одно из самых совершенных созданий Добужинского.   Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла, и с той общественной группой, для которой предназначалась. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика; ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе.

Иллюстрации М. В. Добужинского

Но в целом, повторяем, и по замыслу и по выполнению – это одно из самых совершенных созданий Добужинского. Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла, и с той общественной группой, для которой предназначалась. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика; ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе.

Иллюстрации М. В. Добужинского (Л. Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя. ( Розенталь.  Мстислав Добужинский. Из книги: Мастера современной гравюры и графики. Сборник материалов. – М.-Л.: Государственное издательство, 1928 г) .

Иллюстрации М. В. Добужинского

(Л. Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя. ( Розенталь. Мстислав Добужинский. Из книги: Мастера современной гравюры и графики. Сборник материалов. – М.-Л.: Государственное издательство, 1928 г)

.

Иллюстрации М. В. Добужинского Белая ночь  Я ходил по Петербургу ночью,  Белой ночью, вдоль пустых каналов,  И холодные сжимал перила,  Над водою черной наклоняясь.   В темном зеркале канала спали  Опрокинувшихся зданий стены,  И в воде мерцали стекла окон,  А в заре вверху дома горели.   Не у этих ли перил увидел  Достоевский Настеньку когда-то –  Как она глядела безнадежно  В неподвижное стекло канала.

Иллюстрации М. В. Добужинского

Белая ночь Я ходил по Петербургу ночью, Белой ночью, вдоль пустых каналов, И холодные сжимал перила, Над водою черной наклоняясь. В темном зеркале канала спали Опрокинувшихся зданий стены, И в воде мерцали стекла окон, А в заре вверху дома горели. Не у этих ли перил увидел Достоевский Настеньку когда-то – Как она глядела безнадежно В неподвижное стекло канала.

Иллюстрации М. В. Добужинского И в ту ночь заря с печалью тихой  Отражалась в окнах, как сегодня.  А в зеленом небе золотился  Тот же самый шпиль Адмиралтейства.   В тишине шаги звучали эхом,  Когда шел я гулким переулком,  Где во мгле домов пустуют стены  За глухою линией заборов.   И все так же эхо повторяет  Одинокий шаг осиротелых,  Кто навеки Настеньку утратил  Белой ночью средь пустынных улиц. июль – октябрь 1922. Добужинский М. В. Воспоминания. / вступ. ст. и примеч.

Иллюстрации М. В. Добужинского

И в ту ночь заря с печалью тихой Отражалась в окнах, как сегодня. А в зеленом небе золотился Тот же самый шпиль Адмиралтейства. В тишине шаги звучали эхом, Когда шел я гулким переулком, Где во мгле домов пустуют стены За глухою линией заборов. И все так же эхо повторяет Одинокий шаг осиротелых, Кто навеки Настеньку утратил Белой ночью средь пустынных улиц.

июль – октябрь 1922. Добужинский М. В. Воспоминания. / вступ. ст. и примеч.

Иллюстраторы повести Илья́ Серге́евич Глазуно́в ( 10 июня  1930 , Ленинград  — 9 июля  2017 , Москва [5] ) — советский и российский художник- живописец , педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова . Академик РАХ ( 2001 ). Народный художник СССР ( 1980 ). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» . «Художник широко открытых глаз», «непортретный портретист», «русский гений» — этот список определений можно продолжить. Илья Глазунов в равной степени одновременно любим, критикуем и недооценен зрителями. Впрочем, какими бы полярными ни были мнения, залы картинной галереи Глазунова на Волхонке не бывают пустыми. И этот неутихающий вот уже пятьдесят лет интерес к его творчеству говорит о Глазунове как о феномене современного отечественного искусства.

Иллюстраторы повести

Илья́ Серге́евич Глазуно́в ( 10 июня 1930 , Ленинград  — 9 июля 2017 , Москва [5] ) — советский и российский художник- живописец , педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова . Академик РАХ ( 2001 ). Народный художник СССР ( 1980 ). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» .

«Художник широко открытых глаз», «непортретный портретист», «русский гений» — этот список определений можно продолжить. Илья Глазунов в равной степени одновременно любим, критикуем и недооценен зрителями. Впрочем, какими бы полярными ни были мнения, залы картинной галереи Глазунова на Волхонке не бывают пустыми. И этот неутихающий вот уже пятьдесят лет интерес к его творчеству говорит о Глазунове как о феномене современного отечественного искусства.

Иллюстрации И. С. Глазунова

Мечтатель "Белых Ночей" лицо бледное, почти непонятное, поставленное вне места и времени. Скажут, что он и должен быть непонятным; я не соглашаюсь с этим. Пусть он сам себя не понимает, пусть он плавает, сколько угодно, в океане неопределенных мечтаний, но чтобы читатель понимал его, чтоб читатель знал какия это мечтания? молод ли герой повести? как его имя? какия его понятия и привязанности? потому-что, не смотря на уверения автора, я не поверю, чтоб привязанности его героя сосредоточивались на домах около Фонтанки, на "господах почтенной наружности, нанимающих извощика", на "рое восторженных грез, то грациозных и нежных, то бурных и пламенных, то сладко грустных или томительно радостных..." Да ради-Бога, какия же это грезы? из каких данных оне почерпнуты? кто не знаетъ, что грезы самаго фантастическаго мечтателя носят начало свое в действительности, как повесть самаго туманнаго романиста должна происходить на земле, между людьми, потому-что ей более негде происходить? ( А. В. Дружинин , журнал "Современник", 1949 год, "Письмо иногороднего подписчика о русской журналистике ")

Иллюстрации И. С. Глазунова «Настенька»  И. Глазунов.

Иллюстрации И. С. Глазунова

«Настенька» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

«Настенька уходит» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

Иллюстрации И. С. Глазунова «Утро. Письмо Настеньки»  И. Глазунов.

Иллюстрации И. С. Глазунова

«Утро. Письмо Настеньки» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

«Дождь» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

Иллюстрации И. С. Глазунова «Двор»  И. Глазунов.

Иллюстрации И. С. Глазунова

«Двор» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

«Свидание» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского.

Иллюстрации И. С. Глазунова «Встреча»  И. Глазунов.

Иллюстрации И. С. Глазунова

«Встреча» И. Глазунов. "Белые ночи" Достоевского

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!