Урок- практикум: Виды корней и типы корневых систем .
Урок разработал: Смирнов С. М. учитель биологии
МОУ СОШ п. Поливаново
Материал урока готовится за 7-10 дней до занятия.
В подготовке материала участвуют сами дети.
Они под руководством учителя проращивают семена для получения проростков, выращивают растения с хорошо развитыми корневыми волосками, а так же ставят в емкость с водой черенки традесканции, герани, плюща обыкновенного, луковицу репчатого лука наблюдают за развитием и ростом корней. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а так же участвуют шестиклассники.
При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня.
Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями. Материал урока способствует развитию мышления, активирует познавательную деятельность учащихся. Урок рассчитан на 2-а занятия
(по 40 минут).
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.
Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.
Ход урока
1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)
Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению
Новый материал
2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”.
Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. “Ведь это дереву вредит...
Задается вопрос классу:
Чем же навредила свинья дереву?
Будет ли, дуб расти и развиваться?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции.
Вывод записывают в тетрадях:
- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;
- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.
Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Виды корней и типы корневых систем”.)
Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.
Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.
Вопрос классу : Чем отличаются корни друг от друга?
Откуда отрастают придаточные и боковые корни?
Из чего развивается главный корень?
(это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте!
С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления).
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)
Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)
Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.
Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.
С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.
Лабораторная работа №1
«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»
Задание.
1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.
Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня») . Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.
Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.
Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.
С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится
Лабораторная работа №2.
Лабораторная работа №2
«Корневой чехлик и корневые волоски»
Задание.
1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.
2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.
3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.
4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3)
Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.
Сделайте вывод.
Заключение.
3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1).
Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.
Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.
Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.
Домашнее задание §19, §20.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня .
Вариант 1
1.Главный корень образуется: а - из зародышевого корешка б - на придаточных корнях
в - из нижней части стебля
г - на боковых корнях
2.Корневая система образована: а - только главным корнем
б - только придаточными корнями
в - только боковыми корнями
г - корнями растения
3.Корневой волосок: а - боковой корень
б - придаточный корень
в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ
г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ
4.В поглощении воды из почвы участвует зона а - деления
б - растяжения
в - всасывания
г - проведения
5.Рост корня происходит за счет клеток а - образовательной ткани
б - покровной ткани
в - механической ткани
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.
Вариант 2
1.Придаточные корни образуются: а - на боковых корнях
б - на главном корне
в - из зародышевого корешка
г - от нижней части стебля
2.Стержневую корневую систему имеет: а - лук
б - одуванчик
в - горох
г - пшеница
3.В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой а - нет придаточных корней
б - нет боковых корней
в - не заметен главный корень
г - все корни одинаковой длины
4.Защиту корня обеспечивают клетки а - покровной ткани
б - проводящей ткани
в - образовательной ткани
г - корневых волосков
5.Клетки корневого чехлика обеспечивают а - рост корня
б - поглощение воды
в - защиту корня от повреждений
г - передвижение воды и питательных веществ