СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация биология 6 класс типы корнев систем

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

биология 6 класс типы корнев систем

Просмотр содержимого документа
«Презентация биология 6 класс типы корнев систем»

Урок- практикум:  Виды корней и типы корневых систем . Урок разработал: Смирнов С. М. учитель биологии МОУ СОШ п. Поливаново

Урок- практикум: Виды корней и типы корневых систем .

Урок разработал: Смирнов С. М. учитель биологии

МОУ СОШ п. Поливаново

Материал урока готовится за 7-10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена для получения проростков, выращивают растения с хорошо развитыми корневыми волосками, а так же ставят в емкость с водой черенки традесканции, герани, плюща обыкновенного, луковицу репчатого лука наблюдают за развитием и ростом корней. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а так же участвуют шестиклассники.

Материал урока готовится за 7-10 дней до занятия.

В подготовке материала участвуют сами дети.

Они под руководством учителя проращивают семена для получения проростков, выращивают растения с хорошо развитыми корневыми волосками, а так же ставят в емкость с водой черенки традесканции, герани, плюща обыкновенного, луковицу репчатого лука наблюдают за развитием и ростом корней. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а так же участвуют шестиклассники.

При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и  функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями. Материал урока способствует развитию мышления, активирует познавательную деятельность учащихся. Урок рассчитан на 2-а занятия (по 40 минут).

При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня.

Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями. Материал урока способствует развитию мышления, активирует познавательную деятельность учащихся. Урок рассчитан на 2-а занятия

(по 40 минут).

Цель урока:  Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом. Оборудование:  Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.

Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.

Ход урока  1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)                                                                                                                                                Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению

Ход урока

1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)

                                                                                                                

                       

Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению

Новый материал 2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”.  Свинья под Дубом вековым  Наелась желудей досыта, до отвала;  Наевшись, выспалась под ним;  Потом, глаза продравши, встала  И рылом подрывать у Дуба корни стала.  “Ведь это дереву вредит...  Задается вопрос классу:  Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях:

Новый материал

2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”.

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. “Ведь это дереву вредит...

Задается вопрос классу:

Чем же навредила свинья дереву?

Будет ли, дуб расти и развиваться?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции.

Вывод записывают в тетрадях:

- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.

Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Виды корней и типы корневых систем”.)

Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.

Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.

Вопрос классу : Чем отличаются корни друг от друга?

Откуда отрастают придаточные и боковые корни?

Из чего развивается главный корень?

(это промежуточный контроль знаний).

Ребята! Подумайте!

С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления).

Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2) Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем») Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик. Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан. С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.

Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)

Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.

Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.

С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы» Задание. 1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни. 2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.  3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения) 4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему. 5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.

Лабораторная работа №1

«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»

Задание.

1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.

2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.

3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)

4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.

5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.

Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.

Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня») . Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.

Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.

Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.

С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится

Лабораторная работа №2.

Лабораторная работа №2 «Корневой чехлик и корневые волоски» Задание. 1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик. 2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение. 3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения. 4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3) Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №2

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Задание.

1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.

2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.

3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.

4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3)

Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.

Сделайте вывод.

Заключение. 3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1). Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются. Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок. Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку. Домашнее задание §19, §20.

Заключение.

3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1).

Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.

Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.

Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.

Домашнее задание §19, §20.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня . Вариант 1 1.Главный корень образуется:   а - из зародышевого корешка  б - на придаточных корнях  в - из нижней части стебля г - на боковых корнях 2.Корневая система образована:   а - только главным корнем  б - только придаточными корнями  в - только боковыми корнями г - корнями растения 3.Корневой волосок:  а - боковой корень  б - придаточный корень  в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ  4.В поглощении воды из почвы участвует зона  а - деления  б - растяжения  в - всасывания  г - проведения  5.Рост корня происходит за счет клеток   а - образовательной ткани  б - покровной ткани  в - механической ткани

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня .

Вариант 1

1.Главный корень образуется: а - из зародышевого корешка б - на придаточных корнях

в - из нижней части стебля

г - на боковых корнях

2.Корневая система образована: а - только главным корнем

б - только придаточными корнями

в - только боковыми корнями

г - корнями растения

3.Корневой волосок: а - боковой корень

б - придаточный корень

в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ

г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4.В поглощении воды из почвы участвует зона а - деления

б - растяжения

в - всасывания

г - проведения

5.Рост корня происходит за счет клеток а - образовательной ткани

б - покровной ткани

в - механической ткани

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Вариант 2 1.Придаточные корни образуются:   а - на боковых корнях  б - на главном корне  в - из зародышевого корешка  г - от нижней части стебля  2.Стержневую корневую систему имеет:  а - лук  б - одуванчик  в - горох  г - пшеница  3.В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой   а - нет придаточных корней  б - нет боковых корней  в - не заметен главный корень  г - все корни одинаковой длины 4.Защиту корня обеспечивают клетки   а - покровной ткани  б - проводящей ткани  в - образовательной ткани  г - корневых волосков  5.Клетки корневого чехлика обеспечивают  а - рост корня  б - поглощение воды  в - защиту корня от повреждений  г - передвижение воды и питательных веществ

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Вариант 2

1.Придаточные корни образуются: а - на боковых корнях

б - на главном корне

в - из зародышевого корешка

г - от нижней части стебля

2.Стержневую корневую систему имеет: а - лук

б - одуванчик

в - горох

г - пшеница

3.В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой а - нет придаточных корней

б - нет боковых корней

в - не заметен главный корень

г - все корни одинаковой длины

4.Защиту корня обеспечивают клетки а - покровной ткани

б - проводящей ткани

в - образовательной ткани

г - корневых волосков

5.Клетки корневого чехлика обеспечивают а - рост корня

б - поглощение воды

в - защиту корня от повреждений

г - передвижение воды и питательных веществ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!