СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Блокада Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о блокадк Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Блокада Ленинграда"»

 Оглавление  I .АННОТАЦИЯ  II .Блокада Ленинграда в дневниках блокадников и мемуарах очевидцев   2.1 . Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин  2.2 . Культурная жизнь Ленинграда в годы блокады  III. Заключение  IV. Список используемой литературы

  • Оглавление
  • I .АННОТАЦИЯ
  • II .Блокада Ленинграда в дневниках блокадников и мемуарах очевидцев
  • 2.1 . Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин
  • 2.2 . Культурная жизнь Ленинграда в годы блокады
  • III. Заключение
  • IV. Список используемой литературы

Цель: в осстановить события блокадных дней на основании дневниковых записей участников событий.    Задачи: Собрать и обобщить историко-биографические и документальные сведения о блокаде Ленинграда. Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников. Ознакомиться с событиями культурной жизни ленинградцев во время блокады.

Цель: в осстановить события блокадных дней на основании дневниковых записей участников событий.

Задачи:

  • Собрать и обобщить историко-биографические и документальные сведения о блокаде Ленинграда.
  • Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
  • Ознакомиться с событиями культурной жизни ленинградцев во время блокады.

 Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 872 дня

Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 872 дня

Германское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно четко определило свои намерения в отношении Ленинграда. Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. Далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения.   Захватить Ленинград для фашистов – очень важно.  Для Гитлера Ленинград был
  • Германское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно четко определило свои намерения в отношении Ленинграда. Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. Далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения.

  • Захватить Ленинград для фашистов – очень важно.  Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
  • В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо .

 В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокадный Ленинград

Блокадный Ленинград

 Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград  атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград  атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения. Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах и теперь в торговых залах пахло пустотой. Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения. Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах и теперь в торговых залах пахло пустотой. Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания.

 Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.  Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды, полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей.  Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их на колени, но измученные, голодные горожане не сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали теплые вещи. Все ленинградцы свято верили, что победят.
  • Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.
  • Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды, полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей.
  • Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их на колени, но измученные, голодные горожане не сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали теплые вещи. Все ленинградцы свято верили, что победят.

  На 12 сентября 1941 года Ленинград располагал следующими запасами:  хлебное зерно и мука – на 35 суток;  крупа и макароны – на 30 суток;  мясо и мясопродукты – на 33 дня;  жиры – на 45 суток.  Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:  Рабочим – 800 г;  Служащим – 600 г.;  Иждивенцам и детям – 400 г.    Тема невыносимого голода становится одной из главных в дневниках блокадников. Он был самым страшным испытанием для людей.

На 12 сентября 1941 года Ленинград располагал следующими запасами: хлебное зерно и мука – на 35 суток; крупа и макароны – на 30 суток; мясо и мясопродукты – на 33 дня; жиры – на 45 суток. Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли: Рабочим – 800 г; Служащим – 600 г.; Иждивенцам и детям – 400 г.

Тема невыносимого голода становится одной из главных в дневниках блокадников. Он был самым страшным испытанием для людей.

 Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать, болеть.  В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О. Бергольц.  В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные обмороки. Ели все , что попадется: суп из травы, кисель из столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго.
  • Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать, болеть.
  • В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О. Бергольц.
  • В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные обмороки. Ели все , что попадется: суп из травы, кисель из столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго.

 Вглядись в эти фотографии и ты поймешь, как жили ленинградцы в первую блокадную зиму: 125 граммов хлеба на целый день

Вглядись в эти фотографии и ты поймешь, как жили ленинградцы

в первую блокадную зиму:

125 граммов хлеба на целый день

В безлюдном, обессиленном и голодном городе продолжалась деятельность большинства учреждений. Почтальоны разносили письма, типографии печатали карточки, газеты, листовки, работали райисполкомы, детские сады, поликлиники. Работа заглушала непрестанные, доводящие до безумия мысли о еде. Через работу люди приобщались к жизни страны, от которой они были отрезаны.  Простые профессии становились очень значимыми в годы блокады. Так обычный почтальон становился героем, ведь этим людям приходилось носить тяжелые сумки с письмами с фронта и большой земли, прямо по квартирам. Необходимо было вручать письма лично. Сил не хватало, часто почтальон приходил уже к мертвому адресату .
  • В безлюдном, обессиленном и голодном городе продолжалась деятельность большинства учреждений. Почтальоны разносили письма, типографии печатали карточки, газеты, листовки, работали райисполкомы, детские сады, поликлиники. Работа заглушала непрестанные, доводящие до безумия мысли о еде. Через работу люди приобщались к жизни страны, от которой они были отрезаны.
  • Простые профессии становились очень значимыми в годы блокады. Так обычный почтальон становился героем, ведь этим людям приходилось носить тяжелые сумки с письмами с фронта и большой земли, прямо по квартирам. Необходимо было вручать письма лично. Сил не хватало, часто почтальон приходил уже к мертвому адресату .

Даже в те страшные военные дни дети учились. Вот что пишет 12-летний мальчик…   «Мы учимся в бомбоубежище. С утра до вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом влетел и разорвался снаряд, выбило все стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь дома совсем темно. Готовлюсь к географическому сбору. Сегодня я ел кисель из столярного клея».   «Где-то там, наверху свистели фугаски, рвались снаряды, а у нас под землей было тихо, тепло , светло. Радио приносило нам под землю вой сирены. У нас шел урок. Учитель объяснял нам новые темы. Нужно было запоминать, записывать… Заниматься стало трудно. Кочегарка не работала. Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают чернила. В подземелье погас свет, мы перебрались в класс, где только одно окно застеклено, а остальные забиты фанерой»  После учебы помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега.
  • Даже в те страшные военные дни дети учились. Вот что пишет 12-летний мальчик…
  • «Мы учимся в бомбоубежище. С утра до вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом влетел и разорвался снаряд, выбило все стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь дома совсем темно. Готовлюсь к географическому сбору. Сегодня я ел кисель из столярного клея».
  • «Где-то там, наверху свистели фугаски, рвались снаряды, а у нас под землей было тихо, тепло , светло. Радио приносило нам под землю вой сирены. У нас шел урок. Учитель объяснял нам новые темы. Нужно было запоминать, записывать… Заниматься стало трудно. Кочегарка не работала. Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают чернила. В подземелье погас свет, мы перебрались в класс, где только одно окно застеклено, а остальные забиты фанерой»
  • После учебы помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега.

Памятник кошкам блокадного Ленинграда     Зимой 1941-1942 г. В городе развелось много крыс. Они нападали на голодных обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не было – кто погиб, кого съели… Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были разносчиками чумы. Несмотря на жестокий голод, некоторые горожане пожалели своих любимцев.

Памятник кошкам блокадного Ленинграда

Зимой 1941-1942 г. В городе развелось много крыс. Они нападали на голодных обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не было – кто погиб, кого съели… Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были разносчиками чумы. Несмотря на жестокий голод, некоторые горожане пожалели своих любимцев.

Из воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду: «Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота погулять на улицу. К ней подходили люди и благодарили ее за то, что она его сберегла, не съела.» «В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер, следил, чтобы никто ее не изловил. « «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидела толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее я поняла, что мы выжили».
  • Из воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду:
  • «Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота погулять на улицу. К ней подходили люди и благодарили ее за то, что она его сберегла, не съела.»
  • «В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер, следил, чтобы никто ее не изловил. «
  • «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидела толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее я поняла, что мы выжили».

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови.

20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.

Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Дорога жизни. Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.  За весь период действия «Дороги жизни» по ней было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн груза, из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

Дорога жизни. Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. За весь период действия «Дороги жизни» по ней было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн груза, из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

Страшная судьба постигла и семью Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда шла война. Большая и дружная была семья Савичевых. До войны отец, Николай Родионович работал пекарем, пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария Игнатьевна, работала белошвейкой на фабрике. Началась война. Во время войны Таня вела дневник. Это маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
  • Страшная судьба постигла и семью Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда шла война.
  • Большая и дружная была семья Савичевых. До войны отец, Николай Родионович работал пекарем, пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария Игнатьевна, работала белошвейкой на фабрике. Началась война. Во время войны Таня вела дневник. Это маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
  • "28 декабря 1941 года Женя умерла...
  • Бабушка умерла 25 января 1942-го.
  • 17 марта - Лека умер.
  • Дядя Вася умер 13 апреля.
  • 10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
  • Савичевы умерли. Умерли все.
  • Осталась одна Таня.

 Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием.  Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

  • Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области.
  • Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием.
  • Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

 Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет
  • Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", есть звезда, названная в ее честь.
  • Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.

 Прорыв и снятие блокады    К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Прорыв и снятие блокады

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

 За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. - 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание Город-герой.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. - 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание Город-герой.

              Блокадники показали свою убежденную преданность, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованы книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей. Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Необходимо продолжать изучать эту тему, проводить систематизацию уже имеющийся информации, чтобы дать возможность будущим поколениям изучить эту страницу истории нашей Родины.    

Блокадники показали свою убежденную преданность, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованы книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей. Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Необходимо продолжать изучать эту тему, проводить систематизацию уже имеющийся информации, чтобы дать возможность будущим поколениям изучить эту страницу истории нашей Родины.  

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!