Конспект открытого урока по биологии по теме «Большие полушария головного мозга»
Дата: 23.10.19 г
Класс: 8
Учитель: Асеева Н.А.
Большие полушария головного мозга
Цели: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.
Задачи урока:
- создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий,
- создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,
- способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, информацией ЦОР,
- способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы,
- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес и мотивация к изучению организма человека, знание основ здорового образа жизни
Познавательные: умение работы с информацией, систематизация и обобщение информации, умение делать выводы на основании сравнений.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, умение самоанализа и самоконтроля.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности.
Предметные: знать строение полушарий большого головного мозга; называть отделы полушарий большого головного мозга, характеризовать роль каждого отдела большого головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задание по карточкам. Подписать части головного мозга.
1 - промежуточный мозг;
2 - средний мозг
3 - мост
4 - продолговатый мозг;
5 - мозжечок;
6 - полушария большого мозга.
2. Задания *в рубрике «Какие утверждения верны?» на с. 64 учебника.
Последовательность действий при выполнении заданий рубрики «Какие утверждения верны?»:
1. Отвечающий озвучивает первое утверждение:
2. Учащийся говорит:
3. Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
4. Ученик выполняет данное требование.
3. Фронтальная беседа.
1) Где расположен головной мозг? (В полости черепа.)
2) Из каких отделов состоит головной мозг? (Головной мозг = ствол + мозжечок + полушария большого мозга.)
3) Какие части входят в состав ствола головного мозга?
(Ствол = продолговатый мозг + мост + средний мозг + промежуточный мозг.)
5) Каковы функции продолговатого мозга? (Его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.
6) Как устроен мозжечок? (Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных особой структурой - червем. Сверху мозжечок имеет кору.)
7) Какие функции выполняет мозжечок?
(Принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)
8) Каковы функции моста?
(Через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг.)
9) Назовите функции среднего мозга.
(В среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно поступают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении - тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)
10) Какие функции выполняет промежуточный мозг? (Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)
IV. Изучение нового материала.
1.Изучение новой темы.
Мы рассмотрели и изучили строение мозга человека. И у животных и у человека строение и функции отделов разнятся не очень сильно. Но есть одно отличие. Рассмотрите слайд. Чем отличается мозг человека от мозга животных? (развитием переднего мозга)
Записи в тетради: число и тема урока.
Характеристика полушарий головного мозга в эволюции позвоночных.
Полушария головного мозга - самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы. Появляются они впервые у земноводных, но развиты ещё очень слабо, а кора полушарий головного мозга полностью отсутствует. Наибольшее развитие полушария головного мозга получили у человека – это самый крупный отдел мозга.
Большие полушария головного мозга соединены пластинкой белого вещества, состоящим из волокон, - мозолистым телом.
Обратите внимание на слайд, прочитайте и заполните таблицу.
Левое и правое полушария головного мозга человека, их взаимосвязь и особенности.
Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа. Основная особенность большого мозга человека заключается в том, что правое и левое полушария функционально различны.
В левом полушарии находятся центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы.
Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так называемые интуитивные решения. В правом полушарии происходит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.
Учащиеся заполняют таблицу, самостоятельно, а потом сравнивают с результатом.
№ п/п | Название полушарий | Их функции |
1 | Левое полушарие | устная и письменная речь; анализ информации; обобщение, принятие решений регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа |
2 | Правое полушарие | • образное мышление; • музыкальное и художественное творчество; • восприятие музыки управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева |
Если говорить образно, то левое полушарие собирает факты, делает выводы, а правое полушарие забирая информацию от левого объединяет их в целое и строит единую картину мира.
Отсюда какой вывод можно сделать? Как работают полушария?
(головной мозг, его кора функционируют как единое целое).
Каждое полушарие образовано серым и белым веществом. Рассмотрите рис «Строение спинного мозга» и рис. «Строение переднего мозга» в учебнике и ответьте на вопрос:
- Чем отличается расположение серого вещества? (в спинном мозге – по центру, в БПГМ – на поверхности)
физкультминутка
1. Самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника на с. 66—67.
2. Беседа по прочитанному.
- Как устроены полушария большого мозга у человека?
(Полушария большого мозга - самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария (левое и правое) соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)
- Какое строение имеет кора?
(Толщина - 3-4 мм; площадь - 220 ООО мм2; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)
Различают самую большую часть, покрытую бороздами и извилинами, образованную лежащим по поверхности серым веществом - корой полушарий; обонятельный мозг и скопления серого вещества внутри полушарий - базальные (подкорковые) ядра.
Кора полушарий большого мозга представляет собой слой серого вещества толщиной до 4 мм. Поверхность полушария имеет сложный рисунок, благодаря идущим в различных направлениях бороздам и валикам между ними - извилинам. Величина и форма борозд и извилин подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех и раньше других появляются в процессе развития зародыша – центральная, боковая и теменно-затылочная. Ими пользуются для разделения полушарий на большие участки, называемые долями. Обратите внимание на рис.в учебнике. Сколько долей выделяют в КБПГМ?
(Каждое полушарие делят на пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую долю, или островок, расположенный в глубине боковой борозды).
В учебнике найдите информацию о долях и зонах КБПГМ.
В затылочной доле КБП находится зрительная зона, отвечающая за восприятие зрительных сигналов
В височной доле КБП находится слуховая зона , отвечающая за восприятие звуковых сигналов
В теменной доле находится центр чувствительности, воспринимающий информацию от кожи, суставов, костей, мышц.
В лобной доле центры речи, мышления,
Известны случаи рождения детей, лишенных КБП головного мозга – анэнцефалы. Они живут несколько дней. Но есть случаи, когда ребенок проживал и до 4 лет. После его смерти вскрытие показало, что БП отсутствовали полностью, на их месте были обнаружены 2 пузыря. В течении первого года жизни ребенок почти всегда спал. На звук и свет реагировал. Прожив 4 года, он так и не научился говорить, ходить, узнавать родителей, хотя некоторые рефлексы наблюдались сосательный, глотательный, кашель, чихание.
V. Закрепление знаний.
1. Функции основных зон полушарий головного мозга (см. с. 71).
Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя.
Доли БПГМ | Зоны | Функции |
Лобная | Ц. речи, мышления | Письменная, устная речь Мышление эмоции |
Височная | Слуховая | Восприятие слуха |
Теменная | центры чувствительности, движения | Точные движения, мимика, движения языка |
Затылочная | Зрительная | Зрительная |
2. Работа в группах над заданиями рубрик «Проверьте свои знания» на с. 74 учебника и «Подумайте» на с. 74.
3. Составьте синквейн
Рефлексия
нарисуйте человечка на ступеньке, соответствующей вашей активности на уроке
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 70–72. Желающим подготовить сообщения по материалу учебника на с. 73–75 «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова».