«Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения в образовательной среде»
Для педагогов
Подготовила:
педагог-психолог МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового
Шорохова Н.Р.
Как помочь жертве? Как поступить с обидчиком? Что посоветовать родителям? Как справиться учителю?
- «БУЛЛИНГ РАСТЕТ ТАМ, ГДЕ ЕГО КОРМЯТ»
- Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы (Olweus, 1993)
- Цель буллинга – за агрессией скрыть свою неполноценность
Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) 3 САМЫХ ВЫСОКИХ И 3 САМЫХ НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯ
Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы:
Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания .
Стремление к индивидуализированной власти
Агрессивный
Тревожный
Пассивные булли
- похожи на тревожный тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения .
- похожи на тревожный тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения .
Специфика буллинга
- Агрессивность
- Преднамеренность
- Неравенство – затрагивает весь класс
- Всегда требуется защита и помощь пострадавшим, обидчикам и свидетелям.
- Имеет негативные последствия для всех участников
4
Кибербуллинг
- Формы (динамично меняются)
- Харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)
- Грифинг (порча удовольствия от игры)
- Троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)
- Секстинг (сообщения сексуального характера, в основном, фотографии)
- Флейминг (публичный обмен оскорблениями)
- Клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)
- Фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)
- Исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)
В ситуациях школьной травли участвуют:
- Агрессор, жертва, свидетели
- Дети, учителя, другие взрослые, оказавшиеся в курсе происходящего
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли агрессора являются:
- Повышение коммуникативных навыков
- Асоциальное поведение – драки, вандализм
- Убеждение о вертикали власти как устройстве мира
- Проблемы с близкими отношениями в дальнейшем
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли жертвы являются:
- Тревожное расстройство, социальная тревога, депрессия
2 . Повышение социальных навыков, личностное развитие
3. Психосоматические заболевания, суицидальные мысли,
самоповреждение
4. Сниженная школьная успеваемость, выпадение из учёбы
Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны :
1. Бежать за администрацией
2. Подойти и остановить агрессию,
пресечь физический и зрительный контакт
между агрессором и жертвой
3. Заставить свидетелей разойтись
4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод
5. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы
После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно:
- Поскорее забыть о произошедшем
- Похвалить детей за попытки остановить происходящее
- Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию)
4. Не вмешиваться в ситуацию
5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо
Агрессор: внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет.
- Травля происходит, когда нужно:
- Определиться со статусами
- Выразить гнев, напряжение…
- Сделать так, чтобы тебя боялись
- Поддержать тревожную атмосферу («чтобы не расслаблялись»)
- Есть потенциальная жертва
ФОКУС НА ВСЕЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Эффективно решать проблему с детьми до 12 лет !
- простых правила о буллинге:
- Мы не будем запугивать других.
- Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.
- Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.
- Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.
Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг.
Оценка буллинга – опросник.
4
Что может учитель? не игнорировать, пресекать, развивать идеи недопустимости травли, вовлекать родителей , развивать уважение, взаимопомощь.
Алгоритм работа с классом:
- Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию
(травля – это…)
- недопустимость и неприятие
- вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
3. Обозначить травлю как общую проблему
4. Сформулировать выбор и личный вклад каждого
- участвую, не участвую, интересно
5. Принятие или обращение к правилам класса
Что делать если ребенок подтвердил, что он является жертвой буллинга?
Стратегия поведения взрослого
Я тебе верю
Мне жаль, что с тобой это случилось
Это не твоя вина
Хорошо, что ты мне об этом сказал(а)
Стратегия поведения родителя
Я люблю тебя и сделаю так, чтобы тебе больше не угрожала опасность
Оценить его смелость
Научить не бояться своих одноклассников
Помочь наладить контакты с учителями и одноклассниками
Действия на уровне школы
- Изменить правила школы в отношении случаев буллинга
- Научить педагогов, программам работы со случаями буллинга
- Включить в план работы педагога-психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями
- Способствовать повышению уровня коммуникативной культуры
- Совершенствовать компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы
Действия учителей
1. Разговор с классом
2. Информирование педагогического коллектива
3. Не игнорировать, не преуменьшать значение ситуации буллинга
Чего НЕ надо делать
- перекладывать всю ответственность на школьного педагога-психолога;
- переадресовать проблему родителям;
- проводить мероприятия, акции – вообще что-либо единовременно и краткосрочно;
- отправлять участников (жертву и буллера) к директору;
- требовать от буллера извинений;
- рекомендовать жертве не обращать внимания .
Действия педагога-психолога
-сообщить о буллинге администрации;
-выслушать мнение каждого;
-занять согласованную позицию;
-помочь учителям обозначить правила и санкции
Работа с родителями
-не передавать им всю ответственность
-не звонить, пока у вас не сложился какой-то конкретный план;
-профилактическая работа с момента поступления ребенка в ОО
Работа с педагогами
-информировать о буллинге;
-научить распознавать маркеры буллинга;
-побудить занять личную позицию;
-рассказать о действиях учителей, которые могут спровоцировать буллинг
Дети должны уметь и быть готовы
- рассказать о случае буллинга своим родителям;
- вести себя уверенно;
- искать друзей среди сверстников и одноклассников;
- избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
- заниматься своей самооценкой;
- не надеяться отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
- учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.
Разрешение проблемы буллинга
в наших руках
Удачи НАМ!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СТОП
БУЛЛИНГ