Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».
Мастерство писателя в изображении картин природы.
1818-1883
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
родители писателя
Детство Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребёнком в семье.
Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик, внимательно прислушивался к разговорам взрослых, охотно общался с дворовыми людьми. Игрушки мало занимали его.
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. Она стала для Ивана любимым местом в доме.
Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно
сдав экзамены, ста студентом словесного отделения
Московского университета.
Начало литературной деятельности.
Первое произведение Тургенева появилось в печати в 1836 году, когда он ещё учился в Петербургском университете. Это была небольшая рецензия на книгу А.Н.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Его стихотворения стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
Отбыв за границу в июле 1856, он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел.
Умер он 3 сентября 1883 года во Франции. Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное».
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.
- Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.
- Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.
Ги де Мопассан
- Ги де Мопассан
- Ги де Мопассан
Какую роль может играть пейзаж в литературном произведении?
- Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы
- Пейзаж - экспозиция
- Сопровождает развитие внешних событий
- Выражает чувства автора, обращен к эмоциям читателя (лирический пейзаж)
«…Солнце меж тем скрывается за Стамбулом – и багряным глянцем загораются стекла в Скутари, мрачно краснеет кипарисовый лес его Великого кладбища, в фиолетовые тоны переходит сизый дымный воздух над рейдом, и возносятся в зеленеющее небо печальные, медленно возрастающие и замирающие голоса…»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Цветовые эпитеты играют в литературном произведении разные роли
- Смысловую (розовый цвет щёк – здоровье, рыжие сапоги – не новые)
- Описательную, чтобы изображаемое получилось более зримым, ощущаемым
Разные цвета вызывают разные чувства:
- Красный – возбуждение, активность
- Тёмно-серый , синий – спокойствие, рассудительность
- Зелёный – ощущение чёткости, пунктуальности, порядка
- Жёлтый – хорошее, весёлое настроение, ощущение энергии
- Коричневый – безразличие, неуютность, неприкаянность
- Фиолетовый – очарованность, мечтательность
- Чёрный – подавленность, депрессия
- Белый – нейтральный эмоционально
Многоцветие
- Чёрный, красный , кровавый – страшное, трагическое состояние
- Серый , чёрный, зелёный – создаётся унылое настроение
- Чёрные и золотые тени олицетворяют столкновение силы и слабости, света и тьмы
Пейзаж в литературном произведении существует не для красоты слога. Он помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы?
Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении. Внимательное чтение каждого слова подскажет проницательному читателю многое, поможет понять замысел автора.
Проанализировать первый пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу.
Домашнее задание
I вариант - проанализировать второй пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу
II вариант - проанализировать третий пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу.