СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 8 класса "А.А. Блок "На поле Куликовом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 8 класса "А.А. Блок "На поле Куликовом".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 8 класса "А.А. Блок "На поле Куликовом"»

Родители А. А. Блока

Родители А. А. Блока

Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. А. Блок Размышляя над словами поэта, попытайтесь определить, что значит для художника посвятить  жизнь какой-либо теме, в чем, по вашему мнению, гражданский долг поэта перед Отечеством?

Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А. А. Блок

Размышляя над словами поэта, попытайтесь определить, что значит для художника посвятить жизнь какой-либо теме, в чем, по вашему мнению, гражданский долг поэта перед Отечеством?

Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

Цикл «На поле Куликовом»,  включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России . Куликово поле

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России .

Куликово поле

Цикл  (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных   общим жанром   темой   главными героями   единым замыслом   исторической эпохой   единым поэтическим настроением    местом действия ► Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»?

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных

общим жанром

темой

главными героями

единым замыслом

исторической эпохой

единым поэтическим настроением

местом действия

Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»?

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле. «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.  Разгадка их еще впереди».  (А. Блок)

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». (А. Блок)

В. Маторин. Удар засадного полка

В. Маторин. Удар засадного полка

  Основные мотивы цикла «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» «…Блеснёт  святое  знамя…»   «Нам ясен долгий путь!»  «И вечный бой!» « О, Русь моя! Жена моя!» Образ лирического героя Родина-жена  Святость  Руси Мотив битвы

Основные мотивы цикла

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»

«…Блеснёт

святое

знамя…»

«Нам ясен

долгий путь!»

«И вечный

бой!»

« О, Русь моя!

Жена моя!»

Образ лирического героя

Родина-жена

Святость

Руси

Мотив битвы

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. ► Так начинается первое стихотворение цикла. Оно выполняет роль пролога и вводит тему России. ► В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма? ► Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? 10

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Так начинается первое стихотворение цикла. Оно выполняет роль пролога и вводит тему России.

В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма?

Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?

10

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!  « Не как мать любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора». Н. Гумилев В. Васнецов. Родина 10

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

« Не как мать любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора».

Н. Гумилев

В. Васнецов. Родина

10

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… Какие строчки первого стихотворения отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? 10

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

Какие строчки первого стихотворения отражают сущность времени и человеческой жизни в целом?

10

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!  ►  Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого? 10

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого?

10

За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат… ► Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. Определите роль повторов в тексте стихотворений цикла. 10

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. Определите роль повторов в тексте стихотворений цикла.

10

Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. ► Как можно объяснить эти строки? ►  Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении? Воины. Реконструкция М. Авилов. Битва 10

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Как можно объяснить эти строки?

Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?

Воины. Реконструкция

М. Авилов. Битва

10

И с туманом над Непрядвой спящей  Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей,  Не спугнув коня.  Серебром волны блеснула другу  На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу  На моём плече. ►  Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла? ► Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица? 10

И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моём плече.

Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла?

Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

10

Н. Сверчков. Тройка зимой «И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений, безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной рытвины? Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен…Видите ли вы ее звездные очи – с мольбою, обращенною к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!» Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть» ( Из дневника А. А. Блока, 1908 год) 10

Н. Сверчков. Тройка зимой

«И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений, безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной рытвины? Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен…Видите ли вы ее звездные очи – с мольбою, обращенною к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!» Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть» ( Из дневника А. А. Блока, 1908 год)

10

План анализа стихотворений цикла Заинтересовали ли вас стихотворения? Определите свои чувства после чтения: удивили, поразили, привлекли, потрясли, вызвали недоумение, заставили задуматься… Композиция цикла. Какое из пяти стихотворений имеет наиболее обобщенный смысл? Как перекликается с другими стихотворениями? Каким вы представляете лирического героя стихотворений? Что его волнует, тревожит, о чем его главные мысли? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д. Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Какие ассоциации возникают? Как они углубляют восприятие? Найдите сквозные образы-символы и попытайтесь определить их значение. Определите традиционный для русской литературы мотив, который придает циклу единство, цельность.

План анализа стихотворений цикла

  • Заинтересовали ли вас стихотворения? Определите свои чувства после чтения: удивили, поразили, привлекли, потрясли, вызвали недоумение, заставили задуматься…
  • Композиция цикла. Какое из пяти стихотворений имеет наиболее обобщенный смысл? Как перекликается с другими стихотворениями?
  • Каким вы представляете лирического героя стихотворений? Что его волнует, тревожит, о чем его главные мысли?
  • Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.
  • Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Какие ассоциации возникают? Как они углубляют восприятие?
  • Найдите сквозные образы-символы и попытайтесь определить их значение.
  • Определите традиционный для русской литературы мотив, который придает циклу единство, цельность.

Что особенно запомнилось  на уроке? Чему научились? О чём хочется продолжить  разговор?

Что особенно запомнилось

на уроке?

Чему научились?

О чём хочется продолжить

разговор?

Использованные материалы Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2008. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 класс. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года. Интернет-ресурсы : http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10 http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1 http://www.litcabinet.ru/kl/l5015.htm http://www.cnso.ru/litera/lit36.html http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/09/ http://www. art-catalog.ru/gallery.php?

Использованные материалы

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.

Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2008.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 класс.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.

Интернет-ресурсы :

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

http://www.litcabinet.ru/kl/l5015.htm

http://www.cnso.ru/litera/lit36.html

http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/09/

http://www. art-catalog.ru/gallery.php?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя