СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 8 класса "Архитектура Барокко на Урале"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация знакомит учащихся с архитектурой барокко на Урале

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 8 класса "Архитектура Барокко на Урале"»

Барокко в архитектуре Урала Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Барокко в архитектуре Урала

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Слово барокко в русский язык пришло из итальянского, где barocco означает «странный, причудливый». Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия.

Слово барокко в русский язык пришло из итальянского, где barocco означает «странный, причудливый».

Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия.

«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».

«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».

Особенности барокко в архитектуре

1. Сложные декоративные приемы . Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий ; 2 . Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур; 3. Много деталей и элементов . Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма; 4. Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора; 5. Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках; 6. Освещение. Использование игры света и тени внутри здания; 7. Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески; 8. Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче, Италия

Базилика дель Санта Кроче, Лечче, Италия

Русское барокко несколько запоздало, вышло на арену, когда в Европе стиль угасал, и просуществовало недолго. Тем не менее знаменитые дворцы и соборы Петербурга, Петергофа и Царского Села в барочном стиле поражают своим великолепием и сегодня. Екатерининский дворец, Царское Село, Россия

Русское барокко несколько запоздало, вышло на арену, когда в Европе стиль угасал, и просуществовало недолго. Тем не менее знаменитые дворцы и соборы Петербурга, Петергофа и Царского Села в барочном стиле поражают своим великолепием и сегодня.

Екатерининский дворец, Царское Село, Россия

Здания русского барокко на Урале отличаются строгостью форм и едиными приемами декора, присущими только местной архитектурной школе. Каменное строительство в те времена только зарождалось, а приемы деревянной архитектуры были уже отработаны до совершенства и не менялись столетиями. Отсюда проникновение мотивов деревянного зодчества в каменную архитектуру, которая особенно прочно закрепилась в провинции. Элементы резьбы по дереву сохранились и в каменном декоре зданий. Наиболее распространенные мотивы в украшении построек - «жучковый» орнамент (кирпичная кладка, состоящая из фигур, напоминающих жука или букву «Ж», поставленных в один ряд) и «аркатурный» поясок из зубчатых кирпичей. Главные черты провинциального барокко - строгая простота, лаконизм, выразительность декора. Типичный соликамский дом

Здания русского барокко на Урале отличаются строгостью форм и едиными приемами декора, присущими только местной архитектурной школе. Каменное строительство в те времена только зарождалось, а приемы деревянной архитектуры были уже отработаны до совершенства и не менялись столетиями. Отсюда проникновение мотивов деревянного зодчества в каменную архитектуру, которая особенно прочно закрепилась в провинции. Элементы резьбы по дереву сохранились и в каменном декоре зданий. Наиболее распространенные мотивы в украшении построек - «жучковый» орнамент (кирпичная кладка, состоящая из фигур, напоминающих жука или букву «Ж», поставленных в один ряд) и «аркатурный» поясок из зубчатых кирпичей. Главные черты провинциального барокко - строгая простота, лаконизм, выразительность декора.

Типичный соликамский дом

Возникновение барокко на Урале Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм. Пятиглавый Богоявленский храм с колокольней был построен в 1687-1695 годах в стиле московского барокко. Его фасад украшен красивой и затейливой каменной резьбой.

Возникновение барокко на Урале

Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм.

Пятиглавый Богоявленский храм с колокольней был построен в 1687-1695 годах в стиле московского барокко. Его фасад украшен красивой и затейливой каменной резьбой.

Возникновение барокко на Урале Строгановские палаты  – здание, построенное в традициях построек «палаты на подклетах», типичных для московского зодчества конца XVII – начала XVIII века.  Являются одним из высочайших образцов гражданских построек московского барокко конца XVII – начала XVIII века и неотъемлемой составляющей берегового ансамбля усольского архитектурного комплекса .

Возникновение барокко на Урале

Строгановские палаты  – здание, построенное в традициях построек «палаты на подклетах», типичных для московского зодчества конца XVII – начала XVIII века. Являются одним из высочайших образцов гражданских построек московского барокко конца XVII – начала XVIII века и неотъемлемой составляющей берегового ансамбля усольского архитектурного комплекса .

Возникновение барокко на Урале Каменное строительство на территории нашей области началось в самом конце XVII века, когда Петр I повелел перестроить в камне некоторые города востока огромной страны. Среди этих городов оказалось и Верхотурье, таможенный пункт на границе между Московией и Сибирью.

Возникновение барокко на Урале

Каменное строительство на территории нашей области началось в самом конце XVII века, когда Петр I повелел перестроить в камне некоторые города востока огромной страны. Среди этих городов оказалось и Верхотурье, таможенный пункт на границе между Московией и Сибирью.

Возникновение барокко на Урале И если первый каменный объект на территории нынешней Свердловской области – это Верхотурский кремль, то второй – это Троицкий собор в том же Верхотурье, возведение которого началось в 1703 г. Мастеров каменных дел у нас тогда еще не было, поэтому первые артели были «приглашенными звездами» — московские и соликамские каменщики были первыми строителями и наставниками для местных умельцев. Пришлые зодчие принесли с собой уже усвоенные модные формы, и поэтому наш первый каменный храм  — яркий пример популярнейшего в то время барокко, так называемого «нарышкинского» или «московского». Троицкий собор, Верхотурье . 1703 – 1710 гг. «Нарышкинское барокко».

Возникновение барокко на Урале

И если первый каменный объект на территории нынешней Свердловской области – это Верхотурский кремль, то второй – это Троицкий собор в том же Верхотурье, возведение которого началось в 1703 г.

Мастеров каменных дел у нас тогда еще не было, поэтому первые артели были «приглашенными звездами» — московские и соликамские каменщики были первыми строителями и наставниками для местных умельцев.

Пришлые зодчие принесли с собой уже усвоенные модные формы, и поэтому наш первый каменный храм  — яркий пример популярнейшего в то время барокко, так называемого «нарышкинского» или «московского».

Троицкий собор, Верхотурье . 1703 – 1710 гг. «Нарышкинское барокко».

Возникновение барокко на Урале Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье . 1754-1776 гг. «Нарышкинское барокко». Сейчас в руинах, оригинальный облик – на историческом  фото.

Возникновение барокко на Урале

Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье . 1754-1776 гг. «Нарышкинское барокко». Сейчас в руинах, оригинальный облик – на историческом  фото.

Возникновение барокко на Урале Богоявленский (Кафедральный) собор, Екатеринбург . 1771-1795 гг. «Петровское барокко». Утрачен.

Возникновение барокко на Урале

Богоявленский (Кафедральный) собор, Екатеринбург . 1771-1795 гг. «Петровское барокко». Утрачен.

Возникновение барокко на Урале Храм Михаила Архангела, с. Новопышминское . 1796-1822 гг.  «Петровское барокко».

Возникновение барокко на Урале

Храм Михаила Архангела, с. Новопышминское . 1796-1822 гг.  «Петровское барокко».

Возникновение барокко на Урале Собор Спаса Преображения, Нижняя Синячиха . 1797-1823 гг. «Сибирское барокко».

Возникновение барокко на Урале

Собор Спаса Преображения, Нижняя Синячиха . 1797-1823 гг. «Сибирское барокко».

Возникновение барокко на Урале Входо-Иерусалимская церковь, Нижний Тагил . 1764-1776 г. «Елизаветинское барокко». Утрачена.

Возникновение барокко на Урале

Входо-Иерусалимская церковь, Нижний Тагил . 1764-1776 г. «Елизаветинское барокко». Утрачена.

Возникновение барокко на Урале Храм Николая Чудотворца, Быньги . 1789-1797. Храм-пограничник, от барокко – к классицизму.

Возникновение барокко на Урале

Храм Николая Чудотворца, Быньги . 1789-1797. Храм-пограничник, от барокко – к классицизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Архитектура Урала начала свой расцвет с XVIII века. Градостроительство уездных городов шло планомерно и по новейшим образцам российской архитектуры XVIII века. Самые замечательные памятники в стиле барокко на Урале – усадьбы Екатеринбурга, церкви Перми, Соликамска, Усолья, Чердыни, Ныроба и Верхотурья.  Памятники архитектуры на улицах города- это  не  просто  красивые  здания, отличающиеся разнообразием форм, но они имеют  большое  значение,  показывая этапы  формирования  архитектурного  образа  Уральского края.  Поэтому  очень   важно сохранение неповторимости исторических памятников,  так  как  это  не  только обращение  к  прошлому,  но  и  проблемы  будущего,  это   способ   создания неповторимости и индивидуальности художественного образа Урала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Архитектура Урала начала свой расцвет с XVIII века. Градостроительство уездных городов шло планомерно и по новейшим образцам российской архитектуры XVIII века. Самые замечательные памятники в стиле барокко на Урале – усадьбы Екатеринбурга, церкви Перми, Соликамска, Усолья, Чердыни, Ныроба и Верхотурья. 

Памятники архитектуры на улицах города- это  не  просто  красивые  здания, отличающиеся разнообразием форм, но они имеют  большое  значение,  показывая этапы  формирования 

архитектурного  образа  Уральского края.  Поэтому  очень   важно сохранение неповторимости исторических памятников,  так  как  это  не  только обращение  к  прошлому,  но  и  проблемы  будущего,  это   способ   создания неповторимости и индивидуальности художественного образа Урала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!