Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адаптированная школа-интернат №4»
Презентация для индивидуального занятия
по РВ и ВУР в 7 классе
(слабослышащие)
Шагина С.Ю.,
учитель - дефектолог
Цель:
Учить различать на слух с индивидуальным аппаратом речевой материал текста «Красавица зима».
Задачи:
- развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух слов, словосочетаний и фраз текста «Красавица зима»;
- развивать слуховое внимание и слуховую память;
- формировать навыки правил орфоэпии в самостоятельной речи;
- повышать мотивацию к правильному произношению;
- формировать навык самоконтроля произношения;
- воспитывать любовь к родной природе, умение замечать красоту.
Отгадай загадку
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня ...
Зима
Послушай и повтори предложения
- Наступи ́ ли треску ́ чие янва ́ рские мо ̄ ро ́ зы.
- Температу ́ ра во ́ здуха зимо ́ й па ́ дает ни ́ же -10°, а ино ̄ гда ́ -20°С.
- О ̄ бы ́ чно с 7 января ́ по ̄ 19 января ́ — са ́ мый хо ̄ ло ́ дный зи ́ мний пери ́ о ̄ д ̄ .
- Си ́ льный мо ̄ ро ́ з ̄ ско ̄ ва ́ л ре ́ ку кре ́ пким, то ́ лстым льдо ́ м.
- С удо ̄ во ́ льствием детво ̄ ра ́ ката ́ ет ̅ с ̅ я на са ́ нках с го ́ рки.
- В лесу ́ люби ́ тели лыж ̅ про ̄ ло ̄ жи ́ ли лы ́ жную тра ́ с ̅ су (лыжню ́ ).
- Мно ́ гие ребя ́ та увлека ́ ют ̅ с ̅ я фигу ́ рным ката ́ нием.
Ответь на вопросы
- Чем увлекаешься ты? На чём любишь кататься?
- Какой зимний вид спорта тебе нравится?
- Какому зимнему виду спорта ты отдаёшь предпочтение?
- Чем ты предпочитаешь заниматься зимой?
Текст «Красавица зима»
Послушай и повтори предложения.
Разгуля ́ лась краса ́ вица-зима ́ !
Накры ́ ла по ̄ ля ́ и луга ́ тёплым бе ́ лым по ̄ крыва ́ ло ̄ м, о ̄ де ́ ла дере ́ вья в бело ̄ сне ́ жные шу ́ бы, наде ́ ла мехо ̄ вы ́ е ша ́ пки на верху ́ шки дере ́ вьев ̄ , намела ́ высо ́ кие сугро ́ бы.
Наки ́ нула на кусты ́ шаль из ̄ серебри ́ сто ̄ г ̄ о ̄ и ́ нея.
Вы ́ глянет со ́ лнышко ̄ и заискри ́ т ̅ с ̅ я снег ̄ о ̄ т со ́ лнечных луче ́ й.
А затя ́ нет не ́ бо ̄ се ́ рыми ту ́ чами, сто ̄ и ́ т лес заду ́ мчивый, мо ̄ лчали ́ вый, таи ́ нствен ̅ н ̄ ый, сло ́ вно ̄ в ска ́ з ̄ ке.
На бело ̄ сне ́ жно ̄ м покрыва ́ ле видны ́ следы ́ лесны ́ х жи ́ телей: вот ко ̄ со ́ й про ̄ скака ́ л, вот волк ры ́ скал — иска ́ л добы ́ чу, а вот стра ́ н ̅ н ̅ ый след ̄ по ̄ сне ́ гу — то лиса ́ пыта ́ лась замести ́́ свой след ̄ хво ̄ сто ́ м.
Хитра ́ плуто ́ в ̄ ка!
Словарь:
Разгуля ́ лась, накры ́ ла по ̅ крыва ́ ло ̄ м, бело ̄ сне ́ жные шу ́ бы, намела ́ сугро ́ бы, наки ́ нула шаль, серебри ́ стый и ́ ней, заду ́ мчивый, мо ̄ лчали ́ вый, таи ́ нствен ̅ н ̅ ый, сло ́ вно ̄ в ̄ ска ́ з ̄ ке, ко ̄ со ́ й про ̄ скака ́ л, волк ры ́ скал, иска ́ л до ̄ бы ́ чу, замести ́ сво ́ й след ̄ , хи ́ трая плуто ́ в ̄ ка.
Ответь на вопросы
- Опиши, как разгулялась красавица-зима.
Накры ́ ла по ̄ ля ́ и луга ́ тёплым бе ́ лым по ̄ крыва ́ ло ̄ м, о ̄ де ́ ла дере ́ вья в бело ̄ сне ́ жные шу ́ бы, намела ́ высо ́ кие сугро ́ бы.
Наки ́ нула на кусты ́ шаль из ̄ серебри ́ сто ̄ г ̄ о ̄ и ́ нея.
Сто ̄ и ́ т лес заду ́ мчивый, мо ̄ лчали ́ вый, таи ́ нствен ̅ н ̄ ый, сло ́ вно ̄ в ска ́ з ̄ ке.
- Чьи следы видны на белоснежном лесном покрывале?
На бело ̄ сне ́ жно ̄ м по ̄ крыва ́ ле видны ́ следы ́ лесны ́ х жителей.
Дополни предложения
Накрыла … и … тёплым … покрывалом, одела деревья в … шубы, намела … сугробы.
Выглянет … и заискрится …. от солнечных … .
А затянет … серыми … , стоит лес задумчивый, молчаливый, таинственный, словно …. .
Образуй словосочетания по образцу
- Следы рыси –
- Следы зайца –
- Следы лисы –
- Следы волка –
- Следы белки –
- Следы медведя –
- Следы собаки –
ры ́ сьи следы
за ́ ячьи следы
ли ́ сьи следы
во ́ лчьи следы
бе ́ личьи следы
медве ́ жьи следы
соба ́ чьи следы
Найди лишнее словосочетание
Дополни предложение
Во ́ лчьи следы
За ́ ячьи следы
Ли ́ сьи следы
На … покрыва ́ ле видны ́ следы ́ … жи ́ телей: вот …. про ̄ скака ́ л, вот …. ры ́ скал — иска ́ л добы ́ чу, а вот стра ́ н ̅ ный след ̄ по ̄ сне ́ гу — то … пыта ́ лась замести ́́ свой след ̄ …. .
Правила орфоэпии
- А затянет небо серыми тучами, стоит лес задумчивый, молчаливый, таинственный, словно в сказке.
Расставь надстрочные знаки.
Расскажи правила.
Безударное о произносится как а .
Звонкие согласные перед глухими согласными оглушаются.
Двойные согласные звуки произносятся как один долгий звук.
Прочитай текст
Разгулялась красавица-зима! Накрыла поля и луга тёплым белым покрывалом, одела деревья в белоснежные шубы, надела меховые шапки на верхушки деревьев, намела высокие сугробы. Накинула на кусты шаль из серебристого инея.
Выглянет солнышко и заискрится снег от солнечных лучей. А затянет небо серыми тучами, стоит лес задумчивый, молчаливый, таинственный, словно в сказке.
На белоснежном покрывале видны следы лесных жителей: вот косой проскакал, вот волк рыскал – искал добычу, а вот странный след по снегу – то лиса пыталась замести свой след хвостом. Хитра плутовка!
Пересказ текста
Источники
- «Примерный речевой материал занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи», ООО «Издательство ВЛАДОС».
http://pic4you.ru/allimage/y2011/10-15/12216/1292760.png