Муниципальное б ЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение ясли – сад КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 15 Г. Донецка
Тема:
«Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в формирования и у дошкольников предпосылок к учебной деятельности в условиях ФГОС ДО»
Воспитатель:
Кисиленко Е.А.
Материалы для изучения
1.1. Актуальность проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в системе непрерывного образовании.
1. 2. Аспекты преемственности
1.3. Анализ состояния преемственности в современных условиях работы детского сада и школы. Педагогические условия эффективного сотрудничества в образовательной работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
1.4. Готовность детей к обучению в школе. Характеристика ребенка перед поступлением в школу.
1.Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011
2.Е.Шулешко . Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании от пяти до одиннадцати лет./под ред. А.С.Русакова, Санкт-Петербург 2011.
3.От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ.
Журнал «Воспитатель» № 9/2013.
4.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
5. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
Интернет –ресурсы:
- МОН ДНР. Сайт Министерства образования и науки ДНР. Образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017гг. http: //mondnr.ru/
-Аллбест.ру Образовательный сайт. Кушнир Н.Я..Детский сад - школа: Проблемы преемственности.http ://www.allbest.ru/
- ЛОИРО.ру Сайт Ленинградского областного института развития. Программа преемственности. http://www.loiro.ru/files/pages/page_134_0152.doc
-БЕЗРУКИХ М.М. Оценка готовности к школе. https://www.youtube.com/watch?v=3Ym_mCrExaA
Литература:
широкий спектр образовательных услуг(центры развития,компенсирующего типа,УВК,мини-сад и др)
- присмотра и оздоровления
-кратковременного пребывания
-прогулочного типа
отказ от жестко регламентированных форм обучения
становление и распространение психологической службы
вариативность образовательных программ(обогащает содержание образования)
Подгонка социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям ОШ
Ранее изучение программы 1 класса, увлечение предметным обучением.(формирование узкопредметных знаний,умений)
Неготовность педкадров к осознанному выбору вариативных программ с учетом возможностей и потребностей детей.
Выбор школы и Программы обучения
вытеснение игры обучающими
Завышенные требования гимназий, лицеев отбор удобных учеников
Отсутствие согласованности в тестировании детей
занятиями
Отрицательная мотивация как показатель внутренней готовности позиции выпускника детского са
Необеспеченность образовательного процесса учебно-методическим комплексом .несовершенство и несоответствие новым целям и задачам образования
дидактизация игры
Недостаточное внимание уделяется физическому воспитанию и развитию. охране и укреплению здоровья.
Причины противоречия между теоретически обоснованной взаимосвязью и практической реализацией преемственности в жизни.
- отсутствие согласованности на уровне программ обучения, воспитания и развития в детском саду и школе (разрабатываются отдельно для детского сада и начальной школы, что влечет за собой дублирование содержания, или информационное перенасыщение, или, наоборот, упрощение содержания).
- разнополярное использовании методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса. МБДОУ рационально сочетают фронтальное, подгрупповое и индивидуальное взаимодействие с детьми, школа практикует классно-урочную систему с преимущественным преобладанием фронтальных форм взаимодействия с учащимися.
- не учитываются общие принципы, подходы к содержанию образования, технологиям процесса обучения, а также требования к профессиональной подготовленности, компетентности педагогических кадров.
- Слабая координация деятельности дошкольных учреждений и школы в сотрудничестве с семьей по подготовке детей к школе.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ
ДОУ
Школа
содержательная двусторонняя связь
направленность воспитательно-образовательной работы в ДОУ на требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития
опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей, и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования:
1.Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития любознательности, познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности
3.Умственные и нравственные способности дошкольников.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
6.Социальная адаптация ребенка в новых условиях.
Аспекты преемственности
- Согласованность целей и задач воспитания и обучения ступеней развития.
- Обеспечивается через государственный компонент программы школы и типовой программы воспитания и обучения д.д.в.
- Преемственность форм, средств, приёмов и методов воспитания и обучения.
- Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учётов общих возрастных особенностей.
Психолого-педагогические условия реализации преемственности.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
- Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
- Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
- Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Общая готовность
Физическая готовность
личностная готовность
нравственно-волевая готовность
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
:
1. Социально-психологическая готовность к школе:
* учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
* умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
* умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
* развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
* пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
* координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
* развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
* развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
* развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
3. Очень важна речь:
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
Умение отвечать на вопросы и задавать их;
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
.
Формы преемственности МБДОУ и школы
МБДОУ
Совместное обсуждение программ
Взаимопосещение мероприятий, развлечений, праздников
Общие педсоветы
Характерная черта старшего дошкольника:
- устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру .
- инициативность и самостоятельность (игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.) - активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми , участие в совместных играх и умение организовать их.
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми , участие в совместных играх и умение организовать их.
- способность договариваться , учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.
- доброжелательность , отзывчивость , чувство собственного достоинства, уважение других .
- способность договариваться , учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.
- доброжелательность , отзывчивость , чувство собственного достоинства, уважение других .
- Способность ребенка к фантазии, воображению,творческие способности ( ролевая и режиссерская игра, продуктивне виды деятельности) ,
- Произвольность социальном поведении : ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам
Общими чертами з
занятия и урока есть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научно обоснованных методов и приемов.
- Способность ребенка к фантазии, воображению,творческие способности ( ролевая и режиссерская игра, продуктивне виды деятельности) ,
- Произвольность социальном поведении : ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам
- развиты познавательные способности ; любознательность , наблюдение, экспериментирование.
- развитие познавательные способности ; любознательность , наблюдение, экспериментирование ;
( задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.