СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к ЕГЭ по теме "Морфемика и словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать для подготвки к ЕГЭ по русскому языку, а также для уроков при изучении темы "Морфемика и словообразование"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к ЕГЭ по теме "Морфемика и словообразование"»

Морфемика. Словообразование. Выполнила Павлова Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 53 г. Бикина

Морфемика. Словообразование.

Выполнила Павлова Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 53 г. Бикина

Запишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.   В своих произв…дениях поэт Константин Скворцов г…в…рит о су…ьбах Росси… отдельных людей о су…ьбе мира. Ему пр…сущи глуб…на историч…ской пам…т… смелая (не)ожида(н,нн)ая тр…ктовка историч…ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра…атической поэзи… Но у К.Скворцова свой путь в и(с,сс) ку(с,сс)тве свой взгля… на мир поэт продолжа…т тр…диц…и русской литературы но он самобытен (не,ни) на кого (не,ни) похож. Глуб…на и острота чу…ств бл…городство верн…сть себе пр…клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая ч…стота высота духа вот что отл…ча…т его лир…ку. «Я наследую небо…» это кредо поэта и человека Константина Скворцова .

Запишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

В своих произв…дениях поэт Константин Скворцов г…в…рит о су…ьбах Росси… отдельных людей о су…ьбе мира. Ему пр…сущи глуб…на историч…ской пам…т… смелая (не)ожида(н,нн)ая тр…ктовка историч…ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра…атической поэзи… Но у К.Скворцова свой путь в и(с,сс) ку(с,сс)тве свой взгля… на мир поэт продолжа…т тр…диц…и русской литературы но он самобытен (не,ни) на кого (не,ни) похож. Глуб…на и острота чу…ств бл…городство верн…сть себе пр…клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая ч…стота высота духа вот что отл…ча…т его лир…ку. «Я наследую небо…» это кредо поэта и человека Константина Скворцова .

Проверьте! В своих произведениях поэт Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, о судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К.Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен ни на кого не похож. Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа - вот что отличает его лирику. «Я наследую небо…» - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

Проверьте!

В своих произведениях поэт Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, о судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К.Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен ни на кого не похож. Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа - вот что отличает его лирику. «Я наследую небо…» - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

1. Определите стиль текста Научный Публицистический Художественный

1. Определите стиль текста

  • Научный
  • Публицистический
  • Художественный
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

2. Определите основную мысль отрывка и запишите ее.

2. Определите основную мысль отрывка и запишите ее.

Константин Скворцов, продолжая традиции русской литературы, нашел свой, самобытный путь в искусстве.

Константин Скворцов, продолжая традиции русской литературы, нашел свой, самобытный путь в искусстве.

3. Выпишите из текста существительное , в котором нет окончания.

3. Выпишите из текста существительное , в котором нет окончания.

Кредо

Кредо

4. Найдите ошибочное утверждение: 1) Окончание образует формы слова; 2) Окончание не входит в основу слова; 3) Все слова в русском языке не имеют окончания.

4. Найдите ошибочное утверждение:

1) Окончание образует формы слова;

2) Окончание не входит в основу слова;

3) Все слова в русском языке не имеют окончания.

Все слова в русском языке не имеют окончания.

Все слова в русском языке не имеют окончания.

5. Укажите номера слов с нулевым окончанием: Жег Здание Тоньше Купаешься Домой Унес Молодец Комментарий Горжусь Поразителен Жег Здание Тоньше Купаешься Домой Унес Молодец Комментарий Горжусь Поразителен

5. Укажите номера слов с нулевым окончанием:

  • Жег Здание Тоньше Купаешься Домой Унес Молодец Комментарий Горжусь Поразителен
  • Жег
  • Здание
  • Тоньше
  • Купаешься
  • Домой
  • Унес
  • Молодец
  • Комментарий
  • Горжусь
  • Поразителен
1, 6, 7, 8, 10

1, 6, 7, 8, 10

6. Укажите номера слов с приставкой РАЗО- Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться

6. Укажите номера слов с приставкой РАЗО-

  • Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
  • Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
  • Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
  • Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
  • Разорвать
  • Разоружить
  • Разобидеться
  • Разочаровать
  • Разозленный
  • Разорить
  • Разобщить
  • Разобранный
  • Разогнаться
  • Разоткровенничаться
1, 5, 8, 9

1, 5, 8, 9

7. Укажите значение приставки в слове «разрезать»: Распределение; Распределение действие в разные стороны; Раздробление; разделение на части.

7. Укажите значение приставки в слове «разрезать»:

  • Распределение;
  • Распределение действие в разные стороны;
  • Раздробление; разделение на части.
3) Раздробление; разделение на части.

3) Раздробление; разделение на части.

8. Укажите значение приставки в слове «вдуматься»: Направленность движение или действия внутрь; Сосредоточенность и напряженность действия; Направленность движения вверх.

8. Укажите значение приставки в слове «вдуматься»:

  • Направленность движение или действия внутрь;
  • Сосредоточенность и напряженность действия;
  • Направленность движения вверх.
2) Сосредоточенность и напряженность действия;

2) Сосредоточенность и напряженность действия;

9. Выпишите из текста такое слово(а), в котором(ых) НЕ- является приставкой.

9. Выпишите из текста такое слово(а), в котором(ых) НЕ- является приставкой.

НЕОЖИДАННАЯ

НЕОЖИДАННАЯ

10. Укажите номера слов, в которых нет суффикса: 1)Узкий 2) Направо 3) Массаж 4) Аккуратный 5) Ящик 6) Корзина 7) Домина 8) Мостик 9) Лисий 10) Двурогий 11) Москворечье

10. Укажите номера слов, в которых нет суффикса:

1)Узкий

2) Направо

3) Массаж

4) Аккуратный

5) Ящик

6) Корзина

7) Домина

8) Мостик

9) Лисий

10) Двурогий

11) Москворечье

5, 6, 10.

5, 6, 10.

11.Укажите номера слов, в которых есть два суффикса: Колечко Речка Скоростной Сказанный Спасатель Увиденный Бумагоделательный Будничный

11.Укажите номера слов, в которых есть два суффикса:

  • Колечко
  • Речка
  • Скоростной
  • Сказанный
  • Спасатель
  • Увиденный
  • Бумагоделательный
  • Будничный
3, 4, 5, 6, 7.

3, 4, 5, 6, 7.

12. Укажите слово(а), от которого(ых) образовано данное. Назовите способ словообразования. Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий, достучаться, уверенно, скрип.

12. Укажите слово(а), от которого(ых) образовано данное. Назовите способ словообразования.

Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий, достучаться, уверенно, скрип.

Столовая (прил.) – столовая (сущ.) - переход из одной части речи в другую.  ЕГЭ (единый государственный экзамен) - сложение.  Мореходный (от «мореход») – суффиксальный.  Разноязыкий (разные языки) – сложение.  Достучаться (от «стучаться») – приставочный.  Неподвижно (от «подвижно») – приставочный.  Скрип (от «скрипеть») – бессуфиксный.

Столовая (прил.) – столовая (сущ.) - переход из одной части речи в другую. ЕГЭ (единый государственный экзамен) - сложение. Мореходный (от «мореход») – суффиксальный. Разноязыкий (разные языки) – сложение. Достучаться (от «стучаться») – приставочный. Неподвижно (от «подвижно») – приставочный. Скрип (от «скрипеть») – бессуфиксный.

13. Разберите слова по составу: Приусадебный Безветренный Заупрямился Проигрыватель

13. Разберите слова по составу:

  • Приусадебный
  • Безветренный
  • Заупрямился
  • Проигрыватель
При-усадеб-н-ый  без-ветр-енн-ый  за-упрям-и-л—ся  про-игр-ыва-тель--

При-усадеб-н-ый без-ветр-енн-ый за-упрям-и-л—ся про-игр-ыва-тель--

14. Запишите слова в 2 столбика: Однокоренные (родственные) слова Формы одного и того же слова Плохой, плохонький; журналист, журналистка; писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.

14. Запишите слова в 2 столбика:

  • Однокоренные (родственные) слова
  • Формы одного и того же слова

Плохой, плохонький; журналист, журналистка; писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.

Однокоренные (родственные) слова Формы одного и того же слова Плохой, плохонький; журналист, журналистка; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.  писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня
  • Однокоренные (родственные) слова
  • Формы одного и того же слова
  • Плохой, плохонький; журналист, журналистка; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.
  • писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня
15. Найдите лишнее слово: нож, ножны, стреножить, ножевой; Нос, носик; переносица, переноска; Приводить, проводка, проводник, оленевод.

15. Найдите лишнее слово:

  • нож, ножны, стреножить, ножевой;
  • Нос, носик; переносица, переноска;
  • Приводить, проводка, проводник, оленевод.
Стреножить Переноска Оленевод
  • Стреножить
  • Переноска
  • Оленевод
16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс –Л-? Влюбленный Капля Зубило Приплыли Бережливость Носильщик

16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс –Л-?

  • Влюбленный
  • Капля
  • Зубило
  • Приплыли
  • Бережливость
  • Носильщик
приплыли

приплыли

17. Выделите приставки, где это возможно.  пододеяльник, подорожник, подострить, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.

17. Выделите приставки, где это возможно.

пододеяльник, подорожник, подострить, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.

Под-одеяльник По-дорожник Под-острить Подошва Надо-рвать На-доить На-болтать Набат На-ступить наст
  • Под-одеяльник
  • По-дорожник
  • Под-острить
  • Подошва
  • Надо-рвать
  • На-доить
  • На-болтать
  • Набат
  • На-ступить
  • наст
18. В каком слове нет суффикса? Соловьиный Синий Лисий Зверье Спугнуть Мамин

18. В каком слове нет суффикса?

  • Соловьиный
  • Синий
  • Лисий
  • Зверье
  • Спугнуть
  • Мамин
синий

синий

19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как образованы слова «доброе» и «злое»?  Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой – злое. Удивительно, что оба находят.

19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как образованы слова «доброе» и «злое»?

Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злойзлое. Удивительно, что оба находят.

Удивительно не то, что добрый (прил.) человек в каждом человеке ищет доброе (сущ.),  а злой  (прил.) –  злое (сущ.) . Удивительно, что оба находят.

Удивительно не то, что добрый (прил.) человек в каждом человеке ищет доброе (сущ.), а злой (прил.) злое (сущ.) . Удивительно, что оба находят.

20. Выпишите из стихотворения К. Рубинского слова с суффиксами субъективной оценки.  День осени. Неслышно ступая с малышкой Шептушкой, Всем листикам осень желтушила ушки. За нею дожди по неслышной тропинке Тащили водицу в прозрачной корзинке. И сырость тревожную нежную эту Они разбросали по белому свету. А листикам желтым велели без шуток Готовить для ветра свои парашюты.

20. Выпишите из стихотворения К. Рубинского слова с суффиксами субъективной оценки.

День осени.

Неслышно ступая с малышкой Шептушкой,

Всем листикам осень желтушила ушки.

За нею дожди по неслышной тропинке

Тащили водицу в прозрачной корзинке.

И сырость тревожную нежную эту

Они разбросали по белому свету.

А листикам желтым велели без шуток

Готовить для ветра свои парашюты.

Шептушка,  малышка,  водица,  ушки,  тропинка,  корзинка,  листики.

Шептушка, малышка, водица, ушки, тропинка, корзинка, листики.

21. Выпишите из стихотворения индивидуально-авторские слова.  Как вы их оцениваете?

21. Выпишите из стихотворения индивидуально-авторские слова. Как вы их оцениваете?

Желтушить

Желтушить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!