Морфемика. Словообразование.
Выполнила Павлова Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 53 г. Бикина
Запишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
В своих произв…дениях поэт Константин Скворцов г…в…рит о су…ьбах Росси… отдельных людей о су…ьбе мира. Ему пр…сущи глуб…на историч…ской пам…т… смелая (не)ожида(н,нн)ая тр…ктовка историч…ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра…атической поэзи… Но у К.Скворцова свой путь в и(с,сс) ку(с,сс)тве свой взгля… на мир поэт продолжа…т тр…диц…и русской литературы но он самобытен (не,ни) на кого (не,ни) похож. Глуб…на и острота чу…ств бл…городство верн…сть себе пр…клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая ч…стота высота духа вот что отл…ча…т его лир…ку. «Я наследую небо…» это кредо поэта и человека Константина Скворцова .
Проверьте!
В своих произведениях поэт Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, о судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К.Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен ни на кого не похож. Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа - вот что отличает его лирику. «Я наследую небо…» - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.
1. Определите стиль текста
- Научный
- Публицистический
- Художественный
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
2. Определите основную мысль отрывка и запишите ее.
Константин Скворцов, продолжая традиции русской литературы, нашел свой, самобытный путь в искусстве.
3. Выпишите из текста существительное , в котором нет окончания.
Кредо
4. Найдите ошибочное утверждение:
1) Окончание образует формы слова;
2) Окончание не входит в основу слова;
3) Все слова в русском языке не имеют окончания.
Все слова в русском языке не имеют окончания.
5. Укажите номера слов с нулевым окончанием:
- Жег Здание Тоньше Купаешься Домой Унес Молодец Комментарий Горжусь Поразителен
- Жег
- Здание
- Тоньше
- Купаешься
- Домой
- Унес
- Молодец
- Комментарий
- Горжусь
- Поразителен
1, 6, 7, 8, 10
6. Укажите номера слов с приставкой РАЗО-
- Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
- Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
- Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
- Разорвать Разоружить Разобидеться Разочаровать Разозленный Разорить Разобщить Разобранный Разогнаться Разоткровенничаться
- Разорвать
- Разоружить
- Разобидеться
- Разочаровать
- Разозленный
- Разорить
- Разобщить
- Разобранный
- Разогнаться
- Разоткровенничаться
1, 5, 8, 9
7. Укажите значение приставки в слове «разрезать»:
- Распределение;
- Распределение действие в разные стороны;
- Раздробление; разделение на части.
3) Раздробление; разделение на части.
8. Укажите значение приставки в слове «вдуматься»:
- Направленность движение или действия внутрь;
- Сосредоточенность и напряженность действия;
- Направленность движения вверх.
2) Сосредоточенность и напряженность действия;
9. Выпишите из текста такое слово(а), в котором(ых) НЕ- является приставкой.
НЕОЖИДАННАЯ
10. Укажите номера слов, в которых нет суффикса:
1)Узкий
2) Направо
3) Массаж
4) Аккуратный
5) Ящик
6) Корзина
7) Домина
8) Мостик
9) Лисий
10) Двурогий
11) Москворечье
5, 6, 10.
11.Укажите номера слов, в которых есть два суффикса:
- Колечко
- Речка
- Скоростной
- Сказанный
- Спасатель
- Увиденный
- Бумагоделательный
- Будничный
3, 4, 5, 6, 7.
12. Укажите слово(а), от которого(ых) образовано данное. Назовите способ словообразования.
Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий, достучаться, уверенно, скрип.
Столовая (прил.) – столовая (сущ.) - переход из одной части речи в другую. ЕГЭ (единый государственный экзамен) - сложение. Мореходный (от «мореход») – суффиксальный. Разноязыкий (разные языки) – сложение. Достучаться (от «стучаться») – приставочный. Неподвижно (от «подвижно») – приставочный. Скрип (от «скрипеть») – бессуфиксный.
13. Разберите слова по составу:
- Приусадебный
- Безветренный
- Заупрямился
- Проигрыватель
При-усадеб-н-ый без-ветр-енн-ый за-упрям-и-л—ся про-игр-ыва-тель--
14. Запишите слова в 2 столбика:
- Однокоренные (родственные) слова
- Формы одного и того же слова
Плохой, плохонький; журналист, журналистка; писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.
- Однокоренные (родственные) слова
- Формы одного и того же слова
- Плохой, плохонький; журналист, журналистка; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.
- писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня
15. Найдите лишнее слово:
- нож, ножны, стреножить, ножевой;
- Нос, носик; переносица, переноска;
- Приводить, проводка, проводник, оленевод.
- Стреножить
- Переноска
- Оленевод
16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс –Л-?
- Влюбленный
- Капля
- Зубило
- Приплыли
- Бережливость
- Носильщик
приплыли
17. Выделите приставки, где это возможно.
пододеяльник, подорожник, подострить, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.
- Под-одеяльник
- По-дорожник
- Под-острить
- Подошва
- Надо-рвать
- На-доить
- На-болтать
- Набат
- На-ступить
- наст
18. В каком слове нет суффикса?
- Соловьиный
- Синий
- Лисий
- Зверье
- Спугнуть
- Мамин
синий
19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как образованы слова «доброе» и «злое»?
Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой – злое. Удивительно, что оба находят.
Удивительно не то, что добрый (прил.) человек в каждом человеке ищет доброе (сущ.), а злой (прил.) – злое (сущ.) . Удивительно, что оба находят.
20. Выпишите из стихотворения К. Рубинского слова с суффиксами субъективной оценки.
День осени.
Неслышно ступая с малышкой Шептушкой,
Всем листикам осень желтушила ушки.
За нею дожди по неслышной тропинке
Тащили водицу в прозрачной корзинке.
И сырость тревожную нежную эту
Они разбросали по белому свету.
А листикам желтым велели без шуток
Готовить для ветра свои парашюты.
Шептушка, малышка, водица, ушки, тропинка, корзинка, листики.
21. Выпишите из стихотворения индивидуально-авторские слова. Как вы их оцениваете?
Желтушить