ШКОЛА – НЕ ВРАГ! ШКОЛА – ДРУГ И ПОМОЩНИК.
Родительское собрание для 1-2 классов
19 декабря 2017 года
ПЛАН:
- Психолого-социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Внедрение технологии медиации.
- Результаты первого этапа обследования готовности первоклассников к успешному освоению общеобразовательной программы.
- Трудности организации воспитательного процесса с обучающимися в массовой школе.
- Рекомендации родителям по организации реализации единонаправленной системы воспитания в семье и школе.
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГБОУ СОШ № 187.
- Согласие на работу со специалистами службы сопровождения родителя подписали вместе с договором при приёме в школу.
- Дополнительные соглашения необходимы при дополнительном, углублённом тематическом обследовании – по заявке классных руководителей, администрации школы/района/города или письменной заявке родителей.
- Общее фронтальное обследование проходит в три этапа: 1-2 класс, 4-5 класс, 9-10 класс – на предмет социальной адаптации к школе, основных способностей к обучению, уточнению образовательного маршрута предпрофильной подготовки и профориентации.
- Все индивидуальные обследования проходят либо в рамках программы психолого-педагогического сопровождения, либо с запроса родителей ребёнка (до 14 лет).
- Запись на индивидуальные или групповые занятия проходит только после очного собеседования с родителями и написания заявления на работу с ребёнком психологом или логопедом.
- Родители имеют право обращаться за консультацией психолога по вопросам воспитания и образования ребёнка, обучающегося в нашей школе. Все услуги бесплатны.
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАЦИИ.
- При возникновении любых конфликтов можно обращаться за посредничеством в их разрешении в службу МЕДИАЦИИ. В неё входит несколько специалистов школы, в том числе мужчина-педагог. Руководитель службы – психолог, можно обращаться по субботам 3 этаж, 57 кабинет – на первую консультацию, в ходе которой можно подробно познакомиться с процедурой, сформулировать запрос.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В 1 КЛАССАХ
- Сентябрь-октябрь: наблюдение на уроках, в ходе перемен, беседы с учителями, точечные обследования по запросу учителей с целью уточнения образовательного маршрута.
- Ноябрь-декабрь: обследование основных высших психических функций – мыслительных операций: внимания, памяти, мышления с использованием диагностического комплекса «Методики определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Л.А.Ясюковой, Спб, ИМАТОН. Госстандарт России. Комплексное обеспечение психологической практики.
- Январь – февраль – уточнение форм и метолов работы с коллективами, индивидуальные собеседования с детьми с целью выявления их индивидуальных особенностей в учебной деятельности (ведущая рука/глаз/ухо, ведущий канал восприятия информации, интересы и склонности)
- Январь – май – консультирование родителей и учителей по организации воспитательно-образовательного процесса.
- При необходимости, включение во внеурочную деятельность групповых и индивидуальных занятий с психологом, логопедом.
ПРЕДМЕТ ТЕКУЩЕГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
- Мышление – необходимо как база для усвоения школьных знаний, благодаря ему знания не остаются формальными и поверхностными , а входят в личный опыт ребёнка, помогают понимать суть правил, законов, формул.
- Внимание – интегральный показатель, необходимый ребёнку во время учебного процесса для концентрации, переключения, распределения и удержания информации.
- Определённый объём памяти необходим для того, чтобы ученик во время урока мог следить за объяснением учителя, обрабатывать воспринимаемую информацию, удерживать в уме то, что слышит, но ещё не понимает.
- Скорость переработки информации – интегральный показатель, характеризующий точность, волевую регуляцию, динамику и работоспособность во времени.
Для успешного обучения и полноценного развития ребёнка в школе необходимо иметь определённый уровень развития каждого психологического качества.
ПОНЯТИЙНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ)
- Характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому типу мышления ребёнок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, т.е. может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ПИСЧИЙ СПАЗМ У ШКОЛЬНИКОВ ПИСЧИЙ СПАЗМ – ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРОБЛЕМА, ОСОБЕННО У ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ЧЬИ РУКИ ПОКА НЕ АДАПТИРОВАЛИСЬ К НОВЫМ ДЛЯ ОРГАНИЗМА НАГРУЗКАМ.
- Во время выполнения тестов детям было предложено отметить, у кого за 10 минут письменной работы заболела рука -
- около 50% детей пожаловались на сильное напряжение, дрожание и боль в руке, плече,шее.
- Симптомы писчего спазма:
- Патология прогрессирует достаточно медленно.
- На первых стадиях заболевания неприятные ощущения возникают только после нескольких часов напряженной письменной работы.
- В дальнейшем патология прогрессирует, и симптоматику можно заметить сразу же после начала письма. Синдром писчего спазма характеризуется следующими признаками:
- Болезненные ощущения в области пальцев, которые постепенно распространяются на всю конечность.
- Тремор конечностей, а именно пальцев.
- Такое постоянное дрожание существенно искажает почерк или делает процесс письма невозможным. Спазм в области мышц, который переходит на плечо.
- Иногда спазматические симптомы наблюдаются также в области лица. Такое напряженное состояние приводит к специфическому расположению верхней конечности. Источник: http://7psihozov.ru/nevrologiya/pischij-spazm-osobennosti-simptomy-i-lechenie.html
- Нарушения при письменной работе не мешают больному выполнять остальные действия (например, застегивать пуговицы или держать столовые приборы).
- При написании предложения искажение почерка особенно заметно в конце строк.
- Степень выраженности симптомов зависит от скорости письменной работы.
- Часто пациенты используют способы компенсаторного типа: меняют руки при написании слов, зажимают письменную принадлежность в кулак, применяют другие непривычные способы.
- Письмо мелом на асфальте или же написание текста в горизонтальном положении в большинстве случаев не вызывает трудностей.
ПРИ ОПРОСЕ ДЕТЕЙ ОБ ИХ ОЩУЩЕНИЯХ И ОТНОШЕНИИ К РАЗЛИЧНЫМ ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ, ДЕТИ ОТМЕТИЛИ:
- 25 детям тяжелее всего даётся письмо
- 14 – физическая культура
- 12 – чтение
- 4 - математика
ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ :
- Для ½ детей- щадящий режим, - достаточный сон, смена нагрузок и отдыха, спокойные игры и чтение на ночь, полноценное питание, в условиях осенне-зимнего периода в Петербурге – достаточная освещённость помещений, прогулки и проветривания, питьевой режим, витаминотерапия, УФО-процедуры,
- массаж (прежде всего рук и плечевого пояса, воротниковой зоны – лучше общий оздоровительный) – 2-3 курса в год до 11-летнего возраста, консультация остеопата.
- Оздоровительные укрепляющие ванны с морской солью, соляные пещеры, прогулки в лесу
- Организация условий для достаточной двигательной активности во внеурочное время – кружки и секции (не профессиональный спорт!!!) - спортивные, танцевальные – ОФП.
- Благоприятная психо-эмоциональная обстановка дома
- Обязательный контроль во время учебных занятий
- вспомогательные упражнения , данные на консультации психологом, логопедом, ортопедом и др.
- При необходимости, прохождение дополнительных обследований у специалистов и выполнение назначений – УСПЕТЬ ДО 10 ЛЕТ!!!
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ
- Щадящий режим в периоды адаптации к школе или меняющимся условиям жизни
- Обязательный контроль во время занятий, - не пускать подготовку домашних заданий – как письменных, так и устных на самотёк.
- При необходимости, консультироваться со специалистами и выполнять рекомендации – УСПЕТЬ ДО 10 лет!!!
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАШИМИ ДЕТЬМИ???
- Наши – ВАШИ дети – все умные, красивые, любознательные, НО РАЗНЫЕ!!!
- Разный анамнез /история развития ребёнка от зачатия до школы. Разные истории семей (полные-неполные, расходятся – сходятся, переезды, яркие события, прибавления в семействе – смена статуса ребёнка…) Разные системы ценностей в семьях (внешне демонстрируемые и реальные внутри семьи) Разные системы воспитания (ребёнок-кумир, ребёнок в семье сильно занятых родителей, ребёнок в семье обиженных – не становится меньше явлений гиперопёки с сюсюканьем и искусственным поддержанием в ребёнке признаков младенческого поведения и одновременно явлений безнадзорности (косвенной – все заняты).
- Разный анамнез /история развития ребёнка от зачатия до школы.
- Разные истории семей (полные-неполные, расходятся – сходятся, переезды, яркие события, прибавления в семействе – смена статуса ребёнка…)
- Разные системы ценностей в семьях (внешне демонстрируемые и реальные внутри семьи)
- Разные системы воспитания (ребёнок-кумир, ребёнок в семье сильно занятых родителей, ребёнок в семье обиженных – не становится меньше явлений гиперопёки с сюсюканьем и искусственным поддержанием в ребёнке признаков младенческого поведения и одновременно явлений безнадзорности (косвенной – все заняты).
ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ .
- ШКОЛА – ЕДИНСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕГОДНЯ, КОТОРЫЙ ПРОХОДЯТ ВСЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ УБЕЖДЕНИЙ, СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ.
- ИМЕННО ПОЭТОМУ ШКОЛА ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
- ИМЕННО ПОЭТОМУ ШКОЛА НЕ СПОСОБНА ВСЕХ УДОВЛЕТВОРИТЬ, РЕАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО СЕГОДНЯ СОЗДАТЬ ВНУТРИ ШКОЛЫ ИСКУССТВЕННЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ДАЖЕ ПРЕДПИСАВ ЕДИНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ФГОС
- – НО ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ МОЖНО ЗАДАТЬ ТОН КАЖДОМУ КОЛЛЕКИВУ, ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЯ И 2/3 КОЛЛЕКТИВА СМОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
- ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ:
- ШКОЛА КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗАДАЁТ ТОН В НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ - ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ НАШУ ШКОЛУ, ТО, ПРИВОДЯ К НАМ СВОИХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ – ВЫ НАМ ИХ ДОВЕРЯЕТЕ
- Прекратите искать оправдания В первую очередь, мы – преподаватели, а не няньки.
Мы – образованные профессионалы,
работающие с детьми изо дня в день
и зачастую видящие их в другом свете,
нежели вы.
Если мы даем вам совет, не отметайте его с возмущением, а обдумайте столь же тщательно, как рекомендацию врача или юриста. Верьте нам. Каждый раз, говоря родителям о проблемах с поведением их ребенка, чувствую, как вздыбливается шерсть – они уже готовы оправдывать и защищать свое дитя. Моя «любимая мозоль»: рассказываю маме что-либо неприглядное о ее ребенке, она оборачивается к нему и спрашивает: «Это правда?». Да, это правда. Я вам это только что сказал. И, пожалуйста, не спрашивайте, может ли это подтвердить кто-нибудь из одноклассников, или присутствовал ли другой учитель при этом. Такая ситуация лишь расстраивает учителя и ослабляет узы партнерства между ним и родителями. Если же вы действительно хотите помочь своему ребенку стать успешным, прекратите выдумывать оправдания для него. Как-то я разговаривал с мамой и ее сыном о списке литературы на лето. Он сказал мне, что еще и не начинал, на что я ему сообщил, что очень расстроен, ведь до начала занятий осталось всего две недели. Мама ученика встряла в разговор, объяснив, что для них это было тяжелое лето из-за семейных проблем, которые их семья претерпела в июле. Искренне посочувствовав, обратил внимание, что список литературы был дан в мае. На это женщина быстро ответила, что она дала своему ребенку немного «свободного времени» перед возвращением к учебе и, в результате, нет вины мальчика в том, что работа не сделана.
2. «Почувствуйте мою боль » Некоторые родители используют оправдания вне зависимости от ситуации, воспитывая детей, так же использующих отговорки и не имеющих ни малейшей тяги к труду.
Если не хотите видеть своего ребенка в возрасте 25 лет без работы, сидящим дома на диване с чипсами, прекратите искать оправдания, почему он не успешен.
Лучше сконцентрируйтесь на поиске решений.
3. Будьте партнерами, а не обвинителями Родители, хочу вам сказать: нет ничего страшного в том, что у ребенка иногда бывают проблемы.
Это выстраивает характер и дает жизненные уроки.
Нас, учителей, притесняют родители, которые защищают своих детей от таких уроков. Называем их «родительский спецназ» – они готовы сразу же спасать своих детей, только что-то пошло не так. Если ученик справился с заданием на 79 баллов из 100, он получит то, что заслуживает. Не ищите встреч со мной с целью выторговать 80 баллов. Несмотря ни на что, будет 79. Возможно, это сложно принять, однако не всегда существует прямая связь между всеми «пятерками» и реальным качеством обучения.
Очень часто именно плохие учителя ставят большое количество хороших оценок, поскольку знают, что их никто не будет «доставать». Родители будут рады: «У ребенка прекрасный наставник! У него постоянные пятерки!». Ух ты! Поздравляю. Если честно, от хорошего учителя легче дождаться более низких оценок
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОНАПРАВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ .
- Общие:
- РЕЖИМ, своевременный и достаточный сон, без поблажек в выходные и каникулы
- Ограничение времени досуга у компьютера, телевизора, с другими гаджетами.
- Ежедневные физические упражнения, бег, лыжи, плавание
- Полноценное питание и питьевой режим
- Контроль за регулярностью процессов дефекации и мочеиспускания
- Приобщение к здоровому образу жизни на собственном примере
ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ЧАЩЕ РУКОВОДИТ ВАМИ ВО ВРЕМЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ:
Целенаправленные действия, подчинённые единым, принятым совместно с другими родственниками, ориентирам –
Чаще консультироваться с учителями
Страхи, чувство вины, желание поднять самооценку -
К психологу!!!
ВКЛЮЧАЕМ МОЗГ!
- Осмысленное чтение
- Смысловые цепочки
- Математические цепочки
- Арифметические задачки на слух
- Состав числа
- Состав слова
- Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для мозга
- Гимнастика для пальцев рук