СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока»

А.С.Пушкин

Личность и творчество А.С. Пушкина привлекали пристальное внимание мастеров изобразительного искусства. Многочисленные изображения поэта, пушкинских мест, иллюстрации к его произведениям составили обширную изобразительную Пушкиниану, которая создавалась художниками разных поколений на протяжении почти двух веков. Драгоценным дополнением к ней явились и рисунки самого Пушкина.

Для нас в изучении жизни и творчества Пушкина большую образовательную ценность приобретают портреты поэта. Читателя, в том числе и юного, всегда интересуют,

каким был писатель, как он выглядел.

Мысленно перенесемся в пушкинскую эпоху. Радио, телевидения нет. Нет даже фотографии - Пушкина не дожил до распространения фотографии в России нескольких лет. Поэтому так важно в эту эпоху искусство портрета. Не всегда оно служило для любования, говоря научно, для эстетического наслаждения.

Друзья поэта утверждали, что даже лучшие изображения Пушкина не в силах передать глубины духовного мира и обаяния его личности. Быстрота взгляда и живое выражение лица поэта вступают в противоречие с неподвижностью портрета. Только в совокупности портреты Пушкина могут дать представление о его живом образе. Поэтому важно познакомиться с изображениями Пушкина, принадлежащими кисти разных художников.

Перед нами три портрета. Все три писаны с натуры. Портреты О.Кипренского и В.Тропинина, бесспорно, являются лучшими прижизненными портретами Пушкина и широко оценены искусствоведами и литераторами. Оба портрета написаны для памяти любящих и близких, в 1827 году, когда слава Пушкина достигла своей вершины.

А третий портрет, написанный намного позднее, неожиданный. Он, по мнению исследователей, принадлежит кисти И.Л.Линева.

«Любимец моды легкокрылой», - обращается поэт к Оресту Кипренскому, блистательному художнику, бывшему тогда в расцвете славы. Портрет Пушкина заказал Кипренскому лицейский друг Александра- Антон Дельвиг. Кипренский был художником романтического направления, а художникам этого направления было свойственно изображать не сам предмет, каков он есть, а его идеал. И Пушкин здесь- идеал, символ Поэта, возвышенный и отвлеченный. Он спокоен и задумчив. Сидит, сложа на груди руки. Но эти непослушные волосы, большой светлый лоб, устремленный вдаль взгляд ясных голубых глаз, легкий поворот головы- всё это говорит о внутренней взволнованности, которая никогда не покидает поэта, о его состоянии раздумия, как лирой пробудить в людях добрые чувства, восславить свободу. Чтобы оттянуть лицо, выразить на нем благородную думу, Кипренский как бы спрятал Пушкина в черный цвет. Черный сюртук застегнут. Черный бант завязан под самым подбородком. Черный плащ в клетку окутывает плечо и спину. Но хотя черного цвета в картине много, она не мрачная. Черный цвет теплый, бархатный, и он хорошо сочетается с зеленовато- золотистым цветом, с бронзовой покровительницей поэзии, стоящей за спиной поэта. Все это делает портрет строгим и возвышенным. Пушкин- творец, он – Гений.

Большинство современников говорит о необычайном сходстве портрета с оригиналом. И отец Александра Сергеевича говорил, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Вот и в дневнике А.В. Никитенко мы читаем: «Вот поэт Пушкин… видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания: этот портрет писан Кипренским». Но один из современников, тоже близко знавший поэта, указывает на отсутствие в портрете «пушкинской красоты» и несвойственности Пушкину такого «оборота тела и глаз». Тут надо подумать…

Самому же Пушкину портрет, вероятно, нравился, хотя он и написал в стихотворении, адресованном Кипренскому:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Сам о себе он говорил: «Потомок негров безобразный»…


У Тропинина поэт совсем другой. Он раскован. Он внутренне свободен, он свободен и внешне: он дома, он сочиняет стихи…


И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим изображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.


И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.


Интересна история создания этого портрета. После расправы с декабристами царь Николай I приказал привезти к нему Пушкина, который был уже шесть лет в ссылке. Царь решил «приручить» поэта. Он объявил, что «прощает» Пушкина и теперь сам будет его первым читателем.

Друзья давно не видели Пушкина и радовались его возвращению. Один из них – Соболевский – очень хотел иметь портрет Пушкина. Он задумал, чтобы Пушкин на портрете был такой, каким бывал, когда они откровенно беседовали наедине: простой, в домашнем халате. Соболевский обратился к художнику В. Тропинину, который охотно согласился и вскоре пошел к поэту знакомиться.

Художник застал Пушкина в кабинете, со щенками, совсем недавно родившимися прямо у него в комнате. Щенята забавно повизгивали, а Пушкин смеялся. Увидев художника, он поднялся, приветливо поздоровался и стал серьезным, внимательным.

-Какое умное, подвижное лицо, - подумал Тропинин, - такого лица я еще не видел. Скорей, скорей надо сделать набросок.

Василий Андреевич достает дощечку, кисть, краски и работает быстро, увлеченно. Вскоре в маленьком золотисто-коричневом наброске – этюде он показал простоту и естественность поэта.

Проходили дни за днями. И наконец портрет закончен.Но вскоре он был подменен и пропадал до 1856 года, когда его купил известный московский собиратель и поклонник искусства В.А. Тропинина князь М.А. Оболенский. Портрет был освидетельствован автором, который его и признал. Однако художник обновлять портрет наотрез отказался, только бережно вымыл полотно и покрыл свежим лаком, говоря, что не может коснуться кистью того, что было написано в молодые годы, в присутствии самого Пушкина, под живым впечатлением встреч и бесед с ним.

Рассмотрим картину… У Тропинина Пушкин сидит у небольшого стола, положив на край руку и задумчиво глядя куда-то в сторону. Сидит свободно. Голова откинута, плечи развернуты. Мягкий взгляд чуть затуманен; высокий лоб напряжен, на него упал темный

завиток волос; между бровей легла морщина; губы словно что-то шепчут. Вдохновенное


лицо! Халат свободный, расстегнутый ворот, небрежно повязанный шарф говорят и о домашней простоте Пушкина, и о его вдохновении, внезапно озарившем его.

На обоих портретах Пушкин в расцвете славы, он полон сил и вдохновения.

Третий портрет странный. Пушкиноведы относят его появление к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Он разительно отличается от портретов Кипренского и Тропинина, он написан на девять лет позднее, и столько событий вместили эти годы…

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты…

Печальные, как бы омытые слезами глаза, измученное лицо. Это уже не тот вдохновенный поэт, которого запечатлел Кипренский, - это подавленный, растерянный человек.

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.


Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец –

Живу печальный, одинокой,

И жду: придет ли мой конец?


Так, поздним хладом пораженный

Как бури слышен зимний свист,

Один – на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый лист!..

Этот портрет написан человеком одного с Пушкиным круга, почитателем таланта Пушкина, Иваном Логиновичем Линевым, происходившим из очень старинной дворянской семьи. Линев был художником-любителем.

В портрете заметно некоторое нарушение соотношений частей лица. Одни исследователи считают, что это знак непрофессиональности, другие видят в этом торопливость исполнения: напряженное стремление передать главное, не упустить основное заставило отказаться от поисков более совершенной формы.

Видно, что автор был внутренне очень созвучен Пушкину, так трепетно он передал состояние поэта в наиболее тяжелый для него период жизни. Вероятно, Пушкин не любил этот портрет, который обнаружил, извлек на поверхность трагедию, скрытую глубоко внутри.

У каждого из художников получился свой Пушкин, но они видели в нем главное: Пушкин – великий поэт, он – Гений!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!