СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока 8 класс "Горнозаводской тип культуры"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация знакомит учащихся с горнозаводским типом культуры на Урале

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока 8 класс "Горнозаводской тип культуры"»

Горнозаводской тип культуры Урала Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Горнозаводской тип культуры Урала

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Исторические предпосылки формирования особой горнозаводской культуры Урала Культура Урала, являясь составной частью культуры России, тем не менее представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. Говорят даже о существовании особой «культурной матрицы» Урала. «Урал всегда – место встречи. Встречи Европы и Азии; Руси и Сибири; христианства, мусульманства и язычества; славян, тюрков и финно-угров. И зона этой встречи – зона преображения. Появление чего-то нового – третьего, получившегося из первых двух»

Исторические предпосылки формирования особой горнозаводской культуры Урала

Культура Урала, являясь составной частью культуры России, тем не менее представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. Говорят даже о существовании особой «культурной матрицы» Урала.

«Урал всегда – место встречи. Встречи Европы и Азии; Руси и Сибири; христианства, мусульманства и язычества; славян, тюрков и финно-угров. И зона этой встречи – зона преображения. Появление чего-то нового – третьего, получившегося из первых двух»

Заселение Урала Освоение региона происходит сразу с нескольких сторон: с Русской равнины, с Кавказа, из Средней Азии и Сибири. К концу I – началу II тысячелетия нашей эры на территории края формируется несколько этнических групп, считающихся коренными: ненцы на севере, ханты и манси вдоль реки Обь, башкиры на юге по течению Уфы и некоторые другие.

Заселение Урала

Освоение региона происходит сразу с нескольких сторон: с Русской равнины, с Кавказа, из Средней Азии и Сибири. К концу I – началу II тысячелетия нашей эры на территории края формируется несколько этнических групп, считающихся коренными: ненцы на севере, ханты и манси вдоль реки Обь, башкиры на юге по течению Уфы и некоторые другие.

Вогулы меняли на соболиные шкуры мечи и сабли, изготовленные мастерами Ирана, серебряную и медно-бронзовую посуду иранского и византийского происхождения. Часто были посредниками между булгарскими купцами, приполярными и заполярными странами. Уральские народы впитывали в себя и свою культуру образы и архетипы других народов. Такое смешение культур нашло отражение в изделиях пермского звериного стиля, сюжеты которого имеют много общего как с Печерскими, так и с Обскими изделиями художественно-прикладной мелкой металлопластики.

Вогулы меняли на соболиные шкуры мечи и сабли, изготовленные мастерами Ирана, серебряную и медно-бронзовую посуду иранского и византийского происхождения. Часто были посредниками между булгарскими купцами, приполярными и заполярными странами. Уральские народы впитывали в себя и свою культуру образы и архетипы других народов. Такое смешение культур нашло отражение в изделиях пермского звериного стиля, сюжеты которого имеют много общего как с Печерскими, так и с Обскими изделиями художественно-прикладной мелкой металлопластики.

Изображения лося, человека-лося, ящера, птицы с личиной человека на груди, всадника являются общими для всех этих территориальных стилей, что подтверждает их угорское происхождение. Однако в Пермском стиле, в сюжетах и технологиях литья есть влияние ираноязычных племен сарматов и аланов, смешавшихся тут с представителями ломоватовской и неволинской культур. Так, монстр Вэс, плывущий на спине огромной щуки, явно заимствован с иранских блюд, где встречается изображение быка, стоящего на огромной рыбе, плывущей в Мировом океане; трехглавый орел существовал в мифах ираноязычных скифов, а крылатые псы – в иранских

Изображения лося, человека-лося, ящера, птицы с личиной человека на груди, всадника являются общими для всех этих территориальных стилей, что подтверждает их угорское происхождение.

Однако в Пермском стиле, в сюжетах и технологиях литья есть влияние ираноязычных племен сарматов и аланов, смешавшихся тут с представителями ломоватовской и неволинской культур. Так, монстр Вэс, плывущий на спине огромной щуки, явно заимствован с иранских блюд, где встречается изображение быка, стоящего на огромной рыбе, плывущей в Мировом океане; трехглавый орел существовал в мифах ираноязычных скифов, а крылатые псы – в иранских

Славянское население начинает появляться на Урале в XIII веке, идя из новгородских земель и расселяясь на территории северного Предуралья. Логическим завершением этого процесса становится присоединение Перми Великой к Русскому государству в 1472 году. Со второй половины XIV века начинается постепенная христианизация (в других районах – исламизация) Урала. На Урале и христианство, и ислам легли на мощнейшую толщу язычества, воплотившись в мансийских идолах-«шайтанах», а позднее – в уникальной Пермской деревянной скульптуре, которая стала самым настоящим вызовом православию, где святых традиционно не изображают в круглых скульптурных формах. В результате важным культурным своеобразием Урала стало мирное сосуществование мусульман, христиан и язычников.

Славянское население начинает появляться на Урале в XIII веке, идя из новгородских земель и расселяясь на территории северного Предуралья. Логическим завершением этого процесса становится присоединение Перми Великой к Русскому государству в 1472 году. Со второй половины XIV века начинается постепенная христианизация (в других районах – исламизация) Урала. На Урале и христианство, и ислам легли на мощнейшую толщу язычества, воплотившись в мансийских идолах-«шайтанах», а позднее – в уникальной Пермской деревянной скульптуре, которая стала самым настоящим вызовом православию, где святых традиционно не изображают в круглых скульптурных формах. В результате важным культурным своеобразием Урала стало мирное сосуществование мусульман, христиан и язычников.

Значительные изменения в быте, роде занятий и культуре местного населения начинают происходить во второй половине XVI века, когда на Урале появляются Строгановы . Развивается производство декоративной керамики, появляются изразцовые печи, начинает использоваться стеклянная посуда, поливная и чернолощеная московская керамика. А вскоре здесь появляются и собственные школы изготовления изразцов. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству уральские земли начинают активно заселяться народами Среднего Поволжья – удмуртами, татарами, марийцами . Ермак является к Строгановым. Рис. Н. Дмитриева-Ориенбургского по гравюре Шублера. 1890   Источник:  https://fishki.net/2864624-imperija-stroganovyh.html  © Fishki.net

Значительные изменения в быте, роде занятий и культуре местного населения начинают происходить во второй половине XVI века, когда на Урале появляются Строгановы .

Развивается производство декоративной керамики, появляются изразцовые печи, начинает использоваться стеклянная посуда, поливная и чернолощеная московская керамика. А вскоре здесь появляются и собственные школы изготовления изразцов. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству уральские земли начинают активно заселяться народами Среднего Поволжья – удмуртами, татарами, марийцами .

Ермак является к Строгановым. Рис. Н. Дмитриева-Ориенбургского по гравюре Шублера. 1890 Источник:  https://fishki.net/2864624-imperija-stroganovyh.html  © Fishki.net

А поход Ермака в Сибирь открывает новую страницу в освоении Урала русскими людьми. Эти процессы сопровождаются ассимиляцией местного населения и его внутренней миграцией. Русская культура (северно-русская и среднерусская) начинает адаптироваться к культуре местного населения и к культуре народов, участвовавших в заселении Урала: татар, марийцев, удмуртов, чувашей .

А поход Ермака в Сибирь открывает новую страницу в освоении Урала русскими людьми. Эти процессы сопровождаются ассимиляцией местного населения и его внутренней миграцией. Русская культура (северно-русская и среднерусская) начинает адаптироваться к культуре местного населения и к культуре народов, участвовавших в заселении Урала: татар, марийцев, удмуртов, чувашей .

Новая веха в истории Урала – освоение его как промышленного региона.   О том, что край богат металлом, было известно еще в VII-III веках до нашей эры. Археологи обнаружили много мест, где представители древних культур с успехом плавили и обрабатывали металл, уже тогда отделяя цветные и черные металлы друг от друга. Так что месторождения железных и медных руд были открыты в начале XVII века не «на пустом месте».. Чаши на горе Петрогром. Макет горна. Свердловский краеведческий музей.

Новая веха в истории Урала – освоение его как промышленного региона.

О том, что край богат металлом, было известно еще в VII-III веках до нашей эры. Археологи обнаружили много мест, где представители древних культур с успехом плавили и обрабатывали металл, уже тогда отделяя цветные и черные металлы друг от друга. Так что месторождения железных и медных руд были открыты в начале XVII века не «на пустом месте»..

Чаши на горе Петрогром.

Макет горна. Свердловский краеведческий музей.

Начинается строительство казенных металлургических заводов и административных центров, чему способствуют не только богатые рудные месторождения, но и доступное топливо, а также судоходные реки, удобные для транспортировки готовой продукции в центральные районы страны. Однако заводы XVII века можно назвать скорее примитивными «мужицкими заводиками». Реконструкция доменного «анбара» Два таких «анбара» со вспомогательными постройками и составляли большинство уральских металлургических заводов XVII века (реконструкция)

Начинается строительство казенных металлургических заводов и административных центров, чему способствуют не только богатые рудные месторождения, но и доступное топливо, а также судоходные реки, удобные для транспортировки готовой продукции в центральные районы страны. Однако заводы XVII века можно назвать скорее примитивными «мужицкими заводиками».

Реконструкция доменного «анбара» Два таких «анбара» со вспомогательными постройками и составляли большинство уральских металлургических заводов XVII века (реконструкция)

Истинная же промышленная колонизация края, повлекшая новую волну заселения региона, начинается в петровскую эпоху. На Урал шли мастеровые и крестьяне в поисках лучшей доли, отправлялись рабочие с уже существовавших металлургических заводов центральной России: из Тулы и Олонца – выписывались из Москвы, однако основной массой работников были все же крестьяне окрестных слобод Невьянский завод Демидовых. Гравюра. XVIII в.

Истинная же промышленная колонизация края, повлекшая новую волну заселения региона, начинается в петровскую эпоху. На Урал шли мастеровые и крестьяне в поисках лучшей доли, отправлялись рабочие с уже существовавших металлургических заводов центральной России: из Тулы и Олонца – выписывались из Москвы, однако основной массой работников были все же крестьяне окрестных слобод

Невьянский завод Демидовых. Гравюра. XVIII в.

Начало строительства горных заводов совпадает со временем гонений на старообрядцев, которые, спасаясь от репрессий, уходили в уральские леса. Для промышленников приход этих умелых и работящих людей был как нельзя кстати. «Раскольники были отличными работниками, самыми надежными поставщиками разных припасов и особенно были полезны по части приискания новых руд» [Сонин, 2008, 245]. Не зря Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о промышленной колонизации Урала: «почти все уральские заводы выстроены раскольничьими руками» [Мамин-Сибиряк, www].

Начало строительства горных заводов совпадает со временем гонений на старообрядцев, которые, спасаясь от репрессий, уходили в уральские леса. Для промышленников приход этих умелых и работящих людей был как нельзя кстати. «Раскольники были отличными работниками, самыми надежными поставщиками разных припасов и особенно были полезны по части приискания новых руд» [Сонин, 2008, 245]. Не зря Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о промышленной колонизации Урала: «почти все уральские заводы выстроены раскольничьими руками» [Мамин-Сибиряк, www].

Основным средством развития торговли в то время были ярмарки, выполняющие еще и важнейшую функцию культурного обмена, общения с представителями других регионов и стран и, как следствие, впитывание иноземных традиций и образцов поведения.

Основным средством развития торговли в то время были ярмарки, выполняющие еще и важнейшую функцию культурного обмена, общения с представителями других регионов и стран и, как следствие, впитывание иноземных традиций и образцов поведения.

Раскольники стояли не только у истоков уральской промышленности, но и художественных промыслов: иконописи, художественной росписи, деревянной скульптуры, традиции которых кержаки принесли с собой на Урал и посеяли в благодатную мультикультурную почву. Широкое развитие получает культовая, меднолитая пластика, шитьё, вышивка. Особенно славились ризы к иконам, выполненные с использованием уральских полудрагоценных и поделочных камней.

Раскольники стояли не только у истоков уральской промышленности, но и художественных промыслов: иконописи, художественной росписи, деревянной скульптуры, традиции которых кержаки принесли с собой на Урал и посеяли в благодатную мультикультурную почву. Широкое развитие получает культовая, меднолитая пластика, шитьё, вышивка. Особенно славились ризы к иконам, выполненные с использованием уральских полудрагоценных и поделочных камней.

Таким образом, формируется совершенно особый образ жизни и даже новый формат места обитания – «город-завод». Главной производственной силой тут был не ручной труд, а речной пруд.

Таким образом, формируется совершенно особый образ жизни и даже новый формат места обитания – «город-завод». Главной производственной силой тут был не ручной труд, а речной пруд.

Город-завод – особое устройство поселения, при котором его центром становится плотина, перегораживающая реку, с возведенными вокруг нее заводскими корпусами. И уже дальше, вокруг – жилые избы, церкви, постоялые дворы, рынки, господские дома. Завод – сердце такого поселения, его душа. Вся жизнь проходит внутри и вокруг завода. Возникает социальная организация, совмещающая в себе крестьянские традиции с трудом на заводе, освоение природных богатств и горных недр, их промышленное использование и традиционный крестьянский быт. «

Город-завод – особое устройство поселения, при котором его центром становится плотина, перегораживающая реку, с возведенными вокруг нее заводскими корпусами. И уже дальше, вокруг – жилые избы, церкви, постоялые дворы, рынки, господские дома. Завод – сердце такого поселения, его душа. Вся жизнь проходит внутри и вокруг завода. Возникает социальная организация, совмещающая в себе крестьянские традиции с трудом на заводе, освоение природных богатств и горных недр, их промышленное использование и традиционный крестьянский быт. «

Выжить на Урале в XVIII веке было непросто: суровый климат, неплодородные земли, преследования со стороны властей. Беглые староверы, а вслед за ними и рабочие уральских заводов вынуждены были трудиться, из поколения в поколение формируя культ труда и особую трудовую этику. В отличие от крестьян, жизнь которых опиралась, прежде всего, на постоянство и традицию, рабочие уральских заводов вынуждены были постоянно стремиться к усовершенствованиям своей производственной деятельности и новациям..

Выжить на Урале в XVIII веке было непросто: суровый климат, неплодородные земли, преследования со стороны властей. Беглые староверы, а вслед за ними и рабочие уральских заводов вынуждены были трудиться, из поколения в поколение формируя культ труда и особую трудовую этику. В отличие от крестьян, жизнь которых опиралась, прежде всего, на постоянство и традицию, рабочие уральских заводов вынуждены были постоянно стремиться к усовершенствованиям своей производственной деятельности и новациям..

Промышленность не может успешно развиваться без постоянного технического прогресса, а он не возможен без приращения знаний. Надо отметить, что общий уровень грамотности заводского населения существенно отличался от остальной крестьянской России. «Горный устав» требовал, чтобы обучение проходили все дети мастеровых. Учили не просто грамоте – готовили Мастеров. Так, например, программа обучения в главной школе при Златоустовской оружейной фабрике включала, помимо высшей математики, черчения, геометрии и физики, «начальные основания химии, приноравливая оную, более всего, металлургии, первые основания Минералогии, часть Горного Искусства, языки: Французский, Немецкий и Латинский, Горную бухгалтерию, рисование» (из высочайше утвержденного доклада министра финансов о новом образовании Горного начальства и управления Горных заводов, 1806) [Окунцов, 2011, 42].

Промышленность не может успешно развиваться без постоянного технического прогресса, а он не возможен без приращения знаний. Надо отметить, что общий уровень грамотности заводского населения существенно отличался от остальной крестьянской России. «Горный устав» требовал, чтобы обучение проходили все дети мастеровых. Учили не просто грамоте – готовили Мастеров. Так, например, программа обучения в главной школе при Златоустовской оружейной фабрике включала, помимо высшей математики, черчения, геометрии и физики, «начальные основания химии, приноравливая оную, более всего, металлургии, первые основания Минералогии, часть Горного Искусства, языки: Французский, Немецкий и Латинский, Горную бухгалтерию, рисование» (из высочайше утвержденного доклада министра финансов о новом образовании Горного начальства и управления Горных заводов, 1806) [Окунцов, 2011, 42].

Такой культ знаний воплощается в феномене мастеров-самоучек, многие из которых превратились в легенду: отец и сын Черепановы, Ефим Артамонов, Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский, Иван Иванович Ползунов и многие другие. При этом стоит отметить важную особенность: несмотря на то, что источником новых навыков и технологий для уральцев практически всегда являлись иностранные мастера, а новые принципы и технологии обычно открывал кто-то извне, именно уральские инженеры и мастера-самородки придумывали, как применить новый принцип здесь и сейчас

Такой культ знаний воплощается в феномене мастеров-самоучек, многие из которых превратились в легенду: отец и сын Черепановы, Ефим Артамонов, Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский, Иван Иванович Ползунов и многие другие. При этом стоит отметить важную особенность: несмотря на то, что источником новых навыков и технологий для уральцев практически всегда являлись иностранные мастера, а новые принципы и технологии обычно открывал кто-то извне, именно уральские инженеры и мастера-самородки придумывали, как применить новый принцип здесь и сейчас

К XVIII-XIX векам на Урале происходит формирование особой – горнозаводской – культуры, ярким проявлением которой становится небывалый взлет народного творчества в его специфических «уральских» формах промышленного искусства и народных художественных промыслов. Народный промысел всегда духовно связан с породившей его средой. Он является воплощением коллективного творчества людей, объединенных устойчивым укладом жизни, школой, стилистикой, приемами художественного языка.

К XVIII-XIX векам на Урале происходит формирование особой – горнозаводской – культуры, ярким проявлением которой становится небывалый взлет народного творчества в его специфических «уральских» формах промышленного искусства и народных художественных промыслов. Народный промысел всегда духовно связан с породившей его средой. Он является воплощением коллективного творчества людей, объединенных устойчивым укладом жизни, школой, стилистикой, приемами художественного языка.

Камнерезный промысел

Камнерезный промысел

Чугунное и бронзовое литье На Урале чугунным литьём занималось более тридцати заводов: Златоустовский, Верх-Исетский, Каменск-Уральский, Нижнетагильский, Воткинский, Верхне-Уфалейский, Пермский и другие. Но «первачами» всегда считались два: Каслинский и Кусинский.

Чугунное и бронзовое литье

На Урале чугунным литьём занималось более тридцати заводов: Златоустовский, Верх-Исетский, Каменск-Уральский, Нижнетагильский, Воткинский, Верхне-Уфалейский, Пермский и другие. Но «первачами» всегда считались два: Каслинский и Кусинский.

Подносный и изразцовый промыслы

Подносный и изразцовый промыслы

Гравюра на стали Самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество.

Гравюра на стали

Самобытное искусство Златоустовской гравюры на стали использует чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество.

Художественная роспись- в ней воплотилось именно уральское понимание красоты и уральский образ творчества.

Художественная роспись-

в ней воплотилось именно уральское понимание красоты и уральский образ творчества.

Таким образом, культура Урала прошла длительный путь становления, впитав в себя культурные особенности многочисленных этнических групп, проживавших на территории региона в разные периоды времени. Однако она не является простой совокупностью этих элементов – на их основе под влиянием природных, социальных, исторических факторов сформировался специфический тип культуры – горнозаводская культура с особым характером ее представителей, особым отношением к труду, особыми формами декоративно-прикладного искусства (в том числе воплощенными в так называемом «промышленном искусстве»).

Таким образом, культура Урала прошла длительный путь становления, впитав в себя культурные особенности многочисленных этнических групп, проживавших на территории региона в разные периоды времени. Однако она не является простой совокупностью этих элементов – на их основе под влиянием природных, социальных, исторических факторов сформировался специфический тип культуры – горнозаводская культура с особым характером ее представителей, особым отношением к труду, особыми формами декоративно-прикладного искусства (в том числе воплощенными в так называемом «промышленном искусстве»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!