Классицизм в архитектуре Урала
Т
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Вопросы для повторения:
- Родиной барокко является:
А. Англия
Б. Германия
В. Фландрия
Г. Италия
2. Стиль в искусстве 16-18 вв., сменивший Ренессанс:
А. готика
Б. барокко
В. модерн
4. Для архитектуры барокко характерно:
А. использование арочных конструкций, тяжесть масс.
Б. стремление к пышности, вычурности
В. симметрия, гармония, использование античных ордеров, более простая и ясная система внутренних украшений
3. «Барокко» в переводе с итальянского:
А. причудливый
Б. роскошный
В. презентабельный
Вопросы для повторения:
5. Назови стили барокко в России
6. Перечисли памятники архитектуры барокко на Урале
Классицизм – это архитектурный стиль, в основе которого лежат идеи античности. Главная его черта – обращение к формам античного зодчества как к эталону красоты и гармонии.
Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, ставшая близкой к древнегреческим и древнеримским ордерам.
Особенности классицизма в архитектуре
1. понятные формы и геометрия; много прямых линий, композиции кажутся законченными; строго структурированная система пропорций, связывающая отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.
2. главными цветами считаются насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служат скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремится к минимализму.
3. симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно. 4. наличие колонн в определенном стиле. Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). 5. фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.
Классицизм в России
В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России. Ранний классицизм (1760–1770) . Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди. Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Дом Пашкова
Классицизм в России
Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.
здание Сената в Кремле
Классицизм на Урале
В XVII—XVIII вв. каменное строительство на Урале в подавляющем большинстве случаев было культовым и не находилось в прямой зависимости от промышленного освоения края.
В XIX в., особенно в первой его половине, основной объем строительства, в том числе и культового, прямо или косвенно определялся развитием промышленности. Расцвет архитектуры классицизма на Урале был подготовлен не только общим высоким уровнем, художественной культуры края, но и теми успехами, каких достигла русская профессиональная архитектурная школа во второй половине XVIII — начале XIX в.
Классицизм на Урале
Особый характер социального заказа и весь уклад жизни на Урале, климат и рельеф, доступность естественных строительных материалов и не в последнюю очередь местные художественные традиции послужили причиной такого крупного явления, какое можно назвать «уральским классицизмом», со своими, только ему присущими чертами и особенностями.
Классицизм на Урале
Периодизация развития архитектуры классицизма на Урале может быть представлена в следующем виде:
- конец XVIII в.— 1810 г.— период зарождения и становления;
- 1810— 1840 гг.— период повсеместного распространения, развития местных школ, расцвета творчества ведущих мастеров;
- 1840 — начало 1850-х гг.— разложение стиля, во второй половине периода — распространение стилизаторства и эклектики.
Классицизм на Урале
Екатеринбург продолжает оставаться ведущим архитектурным центром. Также к традиционным центрам развития архитектуры классицизма добавляются новые: в Прикамье Пермь, а на горном Урале Нижний Тагил.
Заводы с примыкавшими к ним «плотниками» и прудами, как и прежде, оставались центрами городов и поселков. На новом этапе их градообразующая роль еще более усиливается, так как архитектура многочисленных заводских «фабрик» приобретает монументальный и торжественный характер, а предзаводские площади украшаются новыми административными зданиями, домами заводовладельцев и заводской элиты, церквами.
.
Классицизм на Урале
Черты, свойственные промышленному зодчеству,— рациональность форм, граничащая с аскетизмом, подчеркнутая монументальность привносятся в гражданские и культовые здания. Однако в неменьшей степени ощущается и обратное влияние: заводские постройки нередко украшаются формами, характерными для гражданской архитектуры.
Классицизм на Урале
Губернский город Пермь выдвигается в число ведущих архитектурных центров благодаря появлению в нем на посту «архитектора Уральского (тогда Пермского) горного правления» И. И. Свиязева. Наряду с постройками, выполненными в лучших традициях петербургских мастеров (в первую очередь Стасова), им в конце 1820-х — начале 1830-х годов возводятся сооружения, в которых явственно обнаруживаются и новые тенденции, свидетельствующие о надвигающемся кризисе стиля.
Здание благородного собрания. Фото начала XX века .
Классицизм на Урале
С конца 1820-х годов существенно меняет облик и Нижний Тагил. Деятельность в этом городе, а также на других заводах округа таких талантливых архитекторов, как А. 3. Комаров и А. П. Чеботарев, привносит в архитектуру многочисленных построек промышленного, гражданского и культового назначения особые стилистические черты, не имеющие аналогий в других районах Урала и дающие достаточные основания говорить о местной, «тагильской» архитектурной школе. В ней, как и в екатеринбургской, обнаруживается оригинальное слияние приемов петербургской и московской школ, но если в екатеринбургской доминирует влияние московской, то в Нижнем Тагиле — петербургской. Использование же форм и приемов из арсенала Казакова не ослабляло, а усиливало репрезентативность построек.
Вид на завод и поселок с Лисьей горы. Фото кон. XIX века
Преображенский собор Николаевского монастыря, Верхотурье 1821 – 1834 гг
Троицкий собор, Каменск-Уральский, 1821-1828
Собор Александра Невского, Екатеринбург, 1838 – 1852
Преображенский собор, Невьянск, 1824 – 1861 гг.
Сретенская церковь, село Никольское . Освящена в 1836 г.
Преображенский собор, Невьянск, 1824 – 1861 гг.
Домашнее задание
ПОДГОТОВИТЬ РАССКАЗ- СООБЩЕНИЕ О ПАМЯТНИКЕ АРХИТЕКТУРЫ БАРОККО ИЛИ КЛАССИЦИЗМА В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ