ТАЙНЫ АКТЕРСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Знает прекрасно любой театрал:
Театр - не просто сцена и зал.
Театр не может жить без актёров,
Без драматургов и режиссёров,
Без костюмеров и без гримёров,
Без гардеробщиков и билетёров,
Без декораторов и осветителей…
И, что особенно важно, Без зрителей
“ Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях”. Так сказала когда-то великая драматическая актриса Сара Бернар. Что ж, зрителю это дозволено, но вот актер при создании образа и воплощении его ни о чем забывать не должен. Для него нет ненужных деталей или мелочей. И такие средства перевоплощения, как грим, маска и костюм также всегда должны быть в фокусе его внимания.
Основные работники театра, которые участвуют в той или иной степени в актерском перевоплощении:
- Гардеробщики
- Гримёры
- Художники по костюмам
- Актёры
- Режиссёр
- Рабочие сцены
- Осветители
- Билетёры
- Пожарные
Все они выполняют единую идейно–творческую задачу: удивить зрителя постановкой.
Костюм, маска и грим
Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки.
Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты!
А эффекты невозможны без изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.
Театральный костюм
Театральный костюм – это не просто часть театрального грима: костюм в театре – больше, чем костюм.
Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.
художник по костюмам
Создание костюмов – немалая доля театрального бюджета. Художник – дизайнер воплощает свой замысел для конкретной постановки предварительно на бумаге, и только после одобрения режиссёра (его корректировок) данное творчество художника переносится на ткань (при этом осуществляется подбор фактуры ткани и даже ручная роспись). И здесь немаловажно «чтобы костюмчик сидел», что невозможно без участия — костюмера.
Марина Цолаковна Азизян родилась 28 февраля 1938 год в Ленинграде в семье художника-живописца Цолака Левоновича Азизяна и искусствоведа Анастасии Ивановны Соколовой. В 1959 году окончила театрально-постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Работала в Ленинградском театре комедии.
Гамлет
Блестящий дивертисмент
Двенадцатая ночь
Богема
Виды театральных костюмов
Персонажный костюм - это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая (произнесением текста или пением) иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо.
Игровой костюм - это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины наряжались в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.
Перевоплощение
Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы. Рабочие инструменты актера так же различаются как внешние и внутренние.
Внешние (технологические) — грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.
Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.
Театральный грим
Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.
Грим
Грим – один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).
В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный образ.
Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.
Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.
Виды грима:
Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).
Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи.
Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.
?
?
А вот крупнейший русский актёр В. Самойлов, играя «людей в возрасте», не рисовал на лице глубоких морщин и других признаков «одряхления». Старость, говорил он, не в морщинах, а в глазах. Он выражал старческое одряхление своей игрой, а не гримировальным карандашом.
Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.
Современный грим – это полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественной замыслу режиссёра.
Театральные маски
Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.
Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.
Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.
Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веков проходят театральные карнавалы и фестивали.
Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.
Технологическая карта:
Как рисовать на лице детям красками? Основные этапы и правила для начинающих:
- Основу нужно наносить от линии роста волос с помощью губки или спонжа.
- Особое внимание уделяют носогубным складкам, области вокруг глаз, бровям.
- С помощью широкой кисточки обрабатывают веки.
- Брови рисуют специальным карандашом.
- Наносят рисунок поэтапно: на щечки, губы, подбородок ребенка.
- Прорабатывают контуры и мелкие детали.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дома выполнить грим условный или реалистический, используя живописную технику. Сделать фото-отчет своей работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!