СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока МХК 11 класс "Живописцы реального мира"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока МХК 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока МХК 11 класс "Живописцы реального мира"»

Живописцы реального мира   Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Живописцы реального мира

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

1 История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии  Нидерланды поделились на две части : на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

1

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии  Нидерланды поделились на две части : на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Амстердам. 17 век. Основная часть населения была сосредоточена в городах, распланированных так, чтобы в них было удобно жить и работать. Здания строились вдоль каналов сплошной линией в один ряд. Это были жилые дома с высокими фронтонами, узкими стрельчатыми крышами, решетчатыми окнами. Фасады некоторых из них опускались прямо в воду, около других разбивались небольшие проезды, образуя краси­вые набережные. Зеленые насаждения, сверкающая гладь воды, красный кирпич в сочетании с белым цветом, остроконечные крыши придавали голландским городам нарядность и живописность. 1

Амстердам. 17 век.

Основная часть населения была сосредоточена в городах, распланированных так, чтобы в них было удобно жить и работать. Здания строились вдоль каналов сплошной линией в один ряд. Это были жилые дома с высокими фронтонами, узкими стрельчатыми крышами, решетчатыми окнами. Фасады некоторых из них опускались прямо в воду, около других разбивались небольшие проезды, образуя краси­вые набережные. Зеленые насаждения, сверкающая гладь воды, красный кирпич в сочетании с белым цветом, остроконечные крыши придавали голландским городам нарядность и живописность.

1

1 В крупных городах, таких, как Гарлем, Гаага и Амстердам, на рынках или в портовой части строились торговые и складские помещения, например мясные ряды или здания городских весов, образуя специальные комплексы магазины. В этих больших помещениях располагались обширные хранилища для заморских товаров, разнообразное снаряжение для путешествий и мастерские для ремонта судов. Здесь же были залы для собраний членов торговой компании и жилые помещения для ее служащих. Здания торговых складов в Амстердаме. 2-я половина 17 в.

1

В крупных городах, таких, как Гарлем, Гаага и Амстердам, на рынках или в портовой части строились торговые и складские помещения, например мясные ряды или здания городских весов, образуя специальные комплексы магазины. В этих больших помещениях располагались обширные хранилища для заморских товаров, разнообразное снаряжение для путешествий и мастерские для ремонта судов. Здесь же были залы для собраний членов торговой компании и жилые помещения для ее служащих.

Здания торговых складов в Амстердаме. 2-я половина 17 в.

1   Якоб ван Кампен. Ратуша в Амстердаме    На центральной площади обычно возводилась ратуша официальное здание города. В Амстердаме ратуша считалась одной из красивейших и крупных построек Европы. Главная башня была видна издалека, венчая собой громадное каменное каре с двумя внутренними дворами. Самая нарядная часть ратуши грандиозный центральный зал высотой в несколько этажей. В нем проходили торжественные собрания городского правительства и принимались важнейшие политические решения. Для рядовых голландцев эта ратуша символизировала богатство и могущество всей страны.

1

Якоб ван Кампен. Ратуша в Амстердаме

На центральной площади обычно возводилась ратуша официальное здание города. В Амстердаме ратуша считалась одной из красивейших и крупных построек Европы. Главная башня была видна издалека, венчая собой громадное каменное каре с двумя внутренними дворами. Самая нарядная часть ратуши грандиозный центральный зал высотой в несколько этажей. В нем проходили торжественные собрания городского правительства и принимались важнейшие политические решения. Для рядовых голландцев эта ратуша символизировала богатство и могущество всей страны.

1 Выдвижение на мировую арену в результате Нидерландской буржуазной революции XVI в. Голландии и начало формирования ее национальной художественной школы, ее роль в становлении реалистического направления в изобразительном искусстве. Тема жизни «маленького человека» — ведущая тема голландской живописи XVII в. Новый тип жанровой картины и ее особенности (бытовой, непритязательный сюжет, малофигурная композиция, небольшой формат, изображение интерьера, внимание к деталям и подробностям, материальность в передаче предметов). Назначение бытового жанра — воспеть прелесть мирной жизни бюргерского дома, эстетическую и этическую ценность повседневного существования рядового человека.

1

  • Выдвижение на мировую арену в результате Нидерландской буржуазной революции XVI в. Голландии и начало формирования ее национальной художественной школы, ее роль в становлении реалистического направления в изобразительном искусстве.
  • Тема жизни «маленького человека» — ведущая тема голландской живописи XVII в.
  • Новый тип жанровой картины и ее особенности (бытовой, непритязательный сюжет, малофигурная композиция, небольшой формат, изображение интерьера, внимание к деталям и подробностям, материальность в передаче предметов).
  • Назначение бытового жанра — воспеть прелесть мирной жизни бюргерского дома, эстетическую и этическую ценность повседневного существования рядового человека.
Разнообразие жанровой живописи в искусстве Голландии и Фландрии (Южные Нидерланды). Натюрморт — самостоятельная тема реалистической живописи XVII в. Утверждение эстетической ценности вещей, окружающих человека, как отражение его быта, характера, мировоззрения. Открытие национального пейзажа и его поэтизация. Капитализация Голландии и превращение искусства живописи в товар, не только разделение художников на жанристов, портретистов, пейзажистов (бытовые сцены из жизни состоятельных бюргеров, простых крестьян, сцены из быта ученых и врачей, разделение художников пейзажа на мастеров одного времени года). Тяготение одной школы к одному виду жаровой картины (например, пристрастие гарлемской школы к теме завтраков). 1
  • Разнообразие жанровой живописи в искусстве Голландии и Фландрии (Южные Нидерланды).
  • Натюрморт — самостоятельная тема реалистической живописи XVII в. Утверждение эстетической ценности вещей, окружающих человека, как отражение его быта, характера, мировоззрения.
  • Открытие национального пейзажа и его поэтизация.
  • Капитализация Голландии и превращение искусства живописи в товар, не только разделение художников на жанристов, портретистов, пейзажистов (бытовые сцены из жизни состоятельных бюргеров, простых крестьян, сцены из быта ученых и врачей, разделение художников пейзажа на мастеров одного времени года).
  • Тяготение одной школы к одному виду жаровой картины (например, пристрастие гарлемской школы к теме завтраков).

1

Голландская живопись 1 Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку  — природу, человеческий образ.  Голландские жанристы вдохновляются  обыденностью,   мелкими будничными эпизодами,  что и становится одной из характерных черт голландского реализма. К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Голландская живопись

1

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку  — природу, человеческий образ.  Голландские жанристы вдохновляются  обыденностью,   мелкими будничными эпизодами,  что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

1 Искусство Голландии XVII века славится  разветвлённой жанровой системой живописи. К примеру, среди пейзажистов были маринисты, художники, изображавшие виды равнинных мест или лесные чащи, также были мастера зимних пейзажей или картин с лунным светом; были жанристы, специализирующиеся на фигурах крестьян, бюргеров, на сценах домашнего быта; были мастера различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов» , «лавок». Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом. XVII век — это воистину  золотая эпоха голландской живописи.

1

Искусство Голландии XVII века славится  разветвлённой жанровой системой живописи.

К примеру, среди пейзажистов были маринисты, художники, изображавшие виды равнинных мест или лесные чащи, также были мастера зимних пейзажей или картин с лунным светом; были жанристы, специализирующиеся на фигурах крестьян, бюргеров, на сценах домашнего быта; были мастера различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов» , «лавок».

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину  золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности 1 1 )  свет и цвет - главные выразительные средства ; единство цвета и света 2)   светотеневая моделировка : 3)  насыщенный колорит ; 4) психологизация образов , отражение их внутреннего мира; постижение человеческой личности и передача ее душевных движений 5) философско-обобщенные образы ; в повседневности жизни подмечается всечеловеческое и непреходящее 6) реалистичность  художественных образов 

Художественные особенности

1

1 свет и цвет - главные выразительные средства ; единство цвета и света 2)   светотеневая моделировка :

3)  насыщенный колорит ;

4) психологизация образов , отражение их внутреннего мира; постижение человеческой личности и передача ее душевных движений

5) философско-обобщенные образы ; в повседневности жизни подмечается всечеловеческое и непреходящее

6) реалистичность  художественных образов 

Рембрандт —  художник, ставший олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Рембрандт не боялся  реалистичных деталей , противоречащих канонам изображения действительности, и оттого среди современников  прослыл «живописцем уродства». Рембрандт впервые придал особое значение  игре света,  что позволило ему изобрести отличную от остальных  манеру письма.  По словам  Андре Фелибьена,  «…часто он всего лишь наносил широкие мазки кистью и накладывал густыми слоями краски одну за другой, не давая себе труда сделать более плавными и мягкими переходы от одних тонов к другим». 1 Возвращение блудного сына», 1666-1669

Рембрандт —  художник, ставший олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Рембрандт не боялся  реалистичных деталей , противоречащих канонам изображения действительности, и оттого среди современников  прослыл «живописцем уродства».

Рембрандт впервые придал особое значение  игре света,  что позволило ему изобрести отличную от остальных  манеру письма.  По словам  Андре Фелибьена,  «…часто он всего лишь наносил широкие мазки кистью и накладывал густыми слоями краски одну за другой, не давая себе труда сделать более плавными и мягкими переходы от одних тонов к другим».

1

Возвращение блудного сына», 1666-1669

1 Ян Вермеер  (Вермеер/Вермер Делфтский ) – живописец гармонии  и ясности видения мира. Известный силой своих  образных решений  и тенденцией к изображению  опоэтизированной атмосферы обыденности,  он уделял особое внимание  красочному нюансу , что позволяло передать характер световоздушного пространства. «Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662

1

Ян Вермеер  (Вермеер/Вермер Делфтский ) – живописец гармонии  и ясности видения мира. Известный силой своих  образных решений  и тенденцией к изображению  опоэтизированной атмосферы обыденности,  он уделял особое внимание  красочному нюансу , что позволяло передать характер световоздушного пространства.

«Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662

1 Якоб ван Рёйсдал  писал  монументальные пейзажи в холодных тонах , которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной  изменчивости мира . «Еврейское кладбище», 1657

1

Якоб ван Рёйсдал  писал 

монументальные пейзажи в холодных тонах , которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной  изменчивости мира .

«Еврейское кладбище», 1657

1 Альберт Кейп  прославился необычным взглядом на  композицию  пейзажа – у него она дана, как правило,  с низкой точки зрения,  что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.

1

Альберт Кейп  прославился необычным взглядом на  композицию  пейзажа – у него она дана, как правило,  с низкой точки зрения,  что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.

1 Франс Халс (Гальс/Хальс ) известен  выдающимися жанровыми и групповыми портретами , привлекающими своей характерностью. «Цыганка», 1628-1630

1

Франс Халс (Гальс/Хальс ) известен  выдающимися жанровыми и групповыми портретами , привлекающими своей характерностью.

«Цыганка», 1628-1630

Фламандская живопись 1 Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.  Феодальное дворянство и католическая церковь  по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства .  Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей.  Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств —  основные жанры искусства Фландрии XVII в. Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живопись

1

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.  Феодальное дворянство и католическая церковь  по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства .  Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей.  Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств —  основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается  монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля.   Особенно ярко это проявлялось в творчестве  Питера Пауля Рубенса,  ставшего центральной фигурой фламандской живописи. Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением  крупных тяжёлых фигур в стремительном движении.  Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника.  Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть пронзительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». 1

Фламандская живость отличается  монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля.  

Особенно ярко это проявлялось в творчестве  Питера Пауля Рубенса,  ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением  крупных тяжёлых фигур в стремительном движении.  Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника.

Эжен Делакруа говорил:

«Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть пронзительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

1

1 Он был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Живописи учился сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления. 1598-1608 гг. - период формирования его искусства и художественного стиля, учеба в Италии, где изучал античность, познакомился с творчеством Караваджо; 20-е и 30-е годы — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы. «Союз Земли и Воды», 1618

1

Он был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Живописи учился сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления.

1598-1608 гг. - период формирования его искусства и художественного стиля, учеба в Италии, где изучал античность, познакомился с творчеством Караваджо; 20-е и 30-е годы — период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

«Союз Земли и Воды», 1618

Искусство  Якоба Йорданса  привлекает  жизнерадостностью, монументальностью , но при этом и искренней непосредственностью – любовь Йорданса к изображению  богатых пиршеств  (неоднократное повторение сюжета «Бобового короля» тому подтверждение. Кстати, бобовым королем на пирах избирали любого нашедшего в своем куске пирога запечённый боб) и героев христианских легенд как пышущих здоровьем фламандцев воплощает дух культуры Фландрии XVII века. 1 «Праздник бобового короля», 1655

Искусство  Якоба Йорданса  привлекает 

жизнерадостностью, монументальностью , но при этом и искренней непосредственностью – любовь Йорданса к изображению  богатых пиршеств  (неоднократное повторение сюжета «Бобового короля» тому подтверждение. Кстати, бобовым королем на пирах избирали любого нашедшего в своем куске пирога запечённый боб) и героев христианских легенд как пышущих здоровьем фламандцев воплощает дух культуры Фландрии XVII века.

1

«Праздник бобового короля», 1655

1 Антонис Ван Дейк  – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей . «Портрет Карла I на охоте», 1635

1

Антонис Ван Дейк  – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей .

«Портрет Карла I на охоте», 1635

Франс Снейдерс  известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен. 1 «Фруктовая лавка», 1620

Франс Снейдерс  известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.

1

«Фруктовая лавка», 1620

1 Основные различия голландской и фламандской живописи В Голландии  главным заказчиком искусства становится  рабочий слой населения,   во Фландрии — королевский двор и знать. Сюжеты. Разные заказчики просят разного.  Простой народ   заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,   среди знати  ожидаемо востребованы  античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши . Манера письма. Характерной  чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени.  Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности.  Во фламандской живописи центральное положение занимают  характерные для барокко средства художественной выразительности —  пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь .

1

Основные различия голландской и фламандской живописи

  • В Голландии  главным заказчиком искусства становится  рабочий слой населения,   во Фландрии — королевский двор и знать.
  • Сюжеты. Разные заказчики просят разного.  Простой народ   заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,   среди знати  ожидаемо востребованы  античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши .
  • Манера письма. Характерной  чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени.  Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности.  Во фламандской живописи центральное положение занимают  характерные для барокко средства художественной выразительности —  пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!