СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся  с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм"»

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм и эгоизм

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

—  Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. —  Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. —  Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

—  Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

—  Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

—  Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: —  Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

—  Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Какое впечатление оставила в вашей душе притча? Почему человек сначала посчитал его глупым? Почему он изменил своё мнение? Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? Как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

Почему человек сначала посчитал его глупым?

Почему он изменил своё мнение?

Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

Как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Альтруизм Альтруизм ( от латинского слова а льте р-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруист-хочет, чтобы всем было хорошо.

Альтруизм

Альтруизм ( от латинского слова а льте р-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Альтруист-хочет, чтобы всем было хорошо.

Синонимы к слову Альтруизм Бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду; Бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение; Человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему; Самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей.

Синонимы к слову Альтруизм

Бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду;

Бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение;

Человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему;

Самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей.

МИЛОСЕРДИЕ Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю

МИЛОСЕРДИЕ

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помо гающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­ лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается крестит ель Руси князь Владимир Красное Солнышко . В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помо гающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­ лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается крестит ель Руси князь Владимир Красное Солнышко . В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой.

Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим.

Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим.

В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больн ых.

В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больн ых.

В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и  лично.

В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично.

Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. 2003 году Рошаль возглавил Московский институт неотложной детской хирургии и травматологии. В 1990 году Леонид Михайлович возглавил Международный комитет помощи детям, пострадавшим в катастрофах и войнах (куда вошли известные специалисты-медики со всего мира), и Международный благотворительный фонд помощи детям. Еще в 1988 году Рошаль участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, Украине, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

2003 году Рошаль возглавил Московский институт неотложной детской хирургии и травматологии.

В 1990 году Леонид Михайлович возглавил Международный комитет помощи детям, пострадавшим в катастрофах и войнах (куда вошли известные специалисты-медики со всего мира), и Международный благотворительный фонд помощи детям. Еще в 1988 году Рошаль участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, Украине, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).

Во время теракта в театре на Дубровке в 2002 году Леонид Михайлович проводил переговоры с террористами о выводе восьми детей из театра.  Кроме того, он участвовал в переговорах и в 2004 году во время террористического акта в Беслане. Рошаль выступал против войны в Чечне, ареста Михаила Ходорковского и в поддержку прекращения боевых действий на Украине. Доктор Рошаль является экспертом Всемирной организации здравоохранения, Почётным президентом SAMU SOCIAL INTERNATIONAL (Москва), членом Правления детских хирургов России, почётным членом ассоциации детских хирургов России, членом Исполкома Союза педиатров России, членом Общественной палаты, почётным доктором Академии наук Армении, почётным членом Ассоциации врачей Азии, почётным членом Международной Королевской Академии ООН, почётным президентом врачебной палаты Армении, членом Британской ассоциации детских хирургов и т.д. Именем Леонида Рошаля названа звезда в созвездии Тельца.

Во время теракта в театре на Дубровке в 2002 году Леонид Михайлович проводил переговоры с террористами о выводе восьми детей из театра. Кроме того, он участвовал в переговорах и в 2004 году во время террористического акта в Беслане. Рошаль выступал против войны в Чечне, ареста Михаила Ходорковского и в поддержку прекращения боевых действий на Украине.

Доктор Рошаль является экспертом Всемирной организации здравоохранения, Почётным президентом SAMU SOCIAL INTERNATIONAL (Москва), членом Правления детских хирургов России, почётным членом ассоциации детских хирургов России, членом Исполкома Союза педиатров России, членом Общественной палаты, почётным доктором Академии наук Армении, почётным членом Ассоциации врачей Азии, почётным членом Международной Королевской Академии ООН, почётным президентом врачебной палаты Армении, членом Британской ассоциации детских хирургов и т.д. Именем Леонида Рошаля названа звезда в созвездии Тельца.

Нужно ли милосердие сегодня? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые ведут неправильный образ жизни? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Нужно ли милосердие сегодня?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые ведут неправильный образ жизни?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Антонимы к слову Альтруизм Эгоизм  — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Антонимы к слову Альтруизм

Эгоизм  — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Разумный эгоизм -способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоизм -способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Психологический тест! Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них   «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Психологический тест!

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них   «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?  2. Вам легче просить за других, чем за себя?  3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?  4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?  5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 2. Вам легче просить за других, чем за себя? 3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят? 4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?  7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей?  8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?  9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?  10. Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей? 7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей? 8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? 9. Ваша отличительная черта – бескорыстие? 10. Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?  12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?  13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?  14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?  15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям? 14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других? 15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?  17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?  18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?  19. Вы можете себя назвать эгоистом?  20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться? 17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени? 18. Свободное время вы используете только для своих увлечений? 19. Вы можете себя назвать эгоистом? 20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма балов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма балов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Домашнее задание «Записать добрые дела, сделанные до следующего урока»

Домашнее задание «Записать добрые дела, сделанные до следующего урока»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!