Тема
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
«ФОП»
Обсудим сегодня:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: особенности структуры и содержания документа
Федеральный закон №371-ФЗ от 24 сентября 2022 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:
«Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами
не позднее 1 сентября 2023 года»
Цель ФОП : разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), традиций исторических и национально-культурных .
Задачи ФОП : • обеспечение единых для РФ содержания и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
• приобщение детей (в соответствии с возрастными возможностями) к базовым ценностям российского народа…, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру , становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
• достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Особенности содержания ФОП ДО
Общие положения:
- Опора Программы на принципы дошкольного образования, зафиксированные во ФГОС ДО –
Обязательная часть ( не менее 60%, должна соответствовать ФОП ДО ) и часть, формируемая участниками образовательных отношений ( не более 40%)
- ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания , примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты
- В целевом разделе: + предствлены планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (к 4-м, 5-ти, 6-ти годам, на этапе завершения освоения ФОП ДО)
- - В содержательном разделе: + федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы
- В организационном разделе: + примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, примерный перечень рекомендуемых анимационных произведений, федеральный календарный план воспитательной работы
- - ДОО имеет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей
Особенности структуры ФОП ДО
-В целевом разделе:
• Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы
• Планируемые результаты реализации Программы
• Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
- В содержательном разделе:
• Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
• Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
• Способы и направления поддержки детской инициативы
• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
• Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО
• Федеральная рабочая программа воспитания
- В организационном разделе:
• Психолого-педагогические условия реализации Программы
• Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
• Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
• Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы
• Кадровые условия реализации Программы
• Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах
• Федеральный календарный план воспитательной работы
Содержательный раздел:
- Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям
- Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено , с учетом цели, задач, планируемых результатов
- - Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье»
- - Вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО. Выбор зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе
- - Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей
- - Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст)
- Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников
п 1.7
Было
п 2.5
Стало
ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ
п 2.6
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -
соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО
Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее
образовательные области)
– образовательные области)
Способ действий: 2 возможных пути
Внести изменения в ранее разработанную
и утвержденную в ДОО ООП ДО,
привести ее в соответствие с ФОП ДО
Разработать новую ООП ДО: взять ФОП ДО за основу
и добавить в обязательную и вариативную части то,
что ДОО посчитает нужным из ранее
разработанной и утвержденной ООП ДО