«Использование межпредметных связей при изучении математики как средство повышения положительной мотивации обучения обучающихся» Стемасова Марина Юрьевна
Цель:
Актуальность
Поиск эффективных условий и способов формирования мотивации студентов к изучению математики
В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому студенту занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность
Реализаций практика- ориентированного обучения.
Заинтересованность обучающихся
Заинтересовать обучающихся своим предметом – вот главная цель преподавателя.
Если обучающийся отказывается учиться математике, то скорее всего его интересует что -то другое. Нужно показать, как интересна математика, заставить понять, что затратив
усилия на решение той или иной задачи, он не пожалеет об этом. И в этом большую
помощь оказывают задания по математике с профессиональной направленностью.
В ФГОС среднего профессионального образования отмечено, что работник должен
обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной
компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на
мировом рынке труда. Образовательные стандарты отводят особую роль математике как
одной из фундаментальных наук, а профессиональная направленность обучения позволяет
рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно
спроектировать процесс профильно -ориентированного обучения, во-вторых, как форму
специфической межпредметной взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных
знаний.
Мотивация
Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация обучения.
Как повысить мотивацию?
Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за
знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области.
Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть
для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов.
Роль задач с профессиональной направленностью при обучении математики
Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Однако в учебниках математики таких задач почти нет. Да и в
методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко.
Такие задачи повышают интерес студентов к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в
будущей профессии, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту.
Использование межпредметных связей при изучении математики как средство повышения положительной мотивации обучения обучающихся
Как преподаватель математики, для укрепления межпредметных связей математики и предметов профессионального цикла, а также для усиления эффективности работы по профилированию:
- иллюстрирую математические понятия и предложения примерами, взятыми из содержания специальных предметов;
- использую на занятиях учебно – наглядные пособия, применяемые при изучении специальностей;
- составляю задачи с производственным содержанием.
Например: при изучении темы «Цилиндр» обучающимся по профессии «Повар, кондитер» даю задание привести примеры, встречающиеся в данной профессии имеющие форму цилиндра, привести примеры объема посуды при приготовлении кондитерских изделий
Выводы
Работа, проводимая по осуществлению связи математики с практикой позволяет повысить продуктивность занятий математики, реализовать в обучении принцип связи теории и практики, что положительно влияет на повышение интереса к изучению математики и повышает качество знаний обучающихся. Это играет определенную роль в подготовке квалифицированных рабочих, способных творчески использовать полученные знания, умения, навыки в процессе теоретического и производственного обучения и одновременно усилить мотивацию изучения своей дисциплины.