муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район «Дом творчества станицы Пластуновской»
«Моя образовательная программа».
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота»
по обучению грамоте детей дошкольного возраста 5-7 лет срок реализации: 1 год Направленность программы: социально-педагогическая год разработки программы: 2019
Черашева Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ ст. Пластуновской
МО Динской район.
Программа направлена «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования (ФЗ№273, ст.86)
Цель: развитие звуковой стороны речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста . .
Задачи:
Предметные:
1.Обучение детей общей ориентировки в звуковой системе языка. (проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие , сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук, знакомить детей с графическим изображением буквы, обучать чтению слогов);
Личностные:
2. Формирование внутренней социальной позиции. Осознание результатов собственной деятельности.
Метапредметные:
3.Развитие любознательности, познавательных интересов и привычки к умственному труду.
.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский
Основные применяемые технологии:
- Игровые;
- Здоровьесберегающие;
- Информационные;
- Личностно-ориентированные.
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
построена на последовательном, поэтапном обучении детей:
звуковому
чтению
подготовке руки ребенка к письму
и
звуко - буквенному анализу
Основной метод обучения в работе с дошкольниками – это наглядность
- Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы.
- Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».
1
- Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование)
- Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование)
2
- Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие)
- Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие)
3
- Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
- Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
Первый этап:
Ознакомление со словом
Словарные упражнения , помогающие употреблять термин «слова»:
- «Образуй новые слова от слова образца («зайчишка», «зайчик», «зайчонок»).
- «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ».
- «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ».
- «Задания на различение слов сходных по звучанию: ( мишка-шишка, баран-банан и т. д .)».
- «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова (слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность) ».
Ознакомление со звуками «Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи, мы их точно знать должны»
Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа :
- В словах живут звуки окружающего мира:
- звуки природы (песенка Жука, шорох листьев, плеск волн и т.д.) ;
-звуки предметов (скрип двери, гул машины, тикают часы и т.д.)
-звуки музыки (рояль, скрипка, гитара, барабан и т.д.)
2.Интонационное выделение звука ( интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);
3. Формирование умения различать твердые, мягкие согласные;
4. Названия слов с заданным звуком.
Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму
- Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей.
- С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук , состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками.
- Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.
- Другие эффективные средства: мазаика, магнитная азбука, звукобуквенное лото, лепка, штриховка, конструирование из мелких элементов и др.
Второй этап: Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов и формирования первоначальных навыков чтения.
Проводится поэтапно:
- определение количества слогов в слове;
- - последовательное произношение каждого звука в слове;
- - определение количества звуков в слове;
- -построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ;
- -обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым) .
8
Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»:
- Звук - то, что мы слышим и произносим
- Буква - то, что мы видим и пишем.
Буква - это «одежда» для звука .
Предполагаемые результаты
Предметные результаты
-проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ;
Личностные
-Формирование внутренней социальной позиции;
-сравнивать слова по звучанию;
метапредметные результаты
результаты
- подбирать слова на заданный звук;
- Различать, называть, печатать графические изображения буквы;
- обучать чтению слогов.
-Осознание результатов собственной деятельности;
Развитие любознательности, познавательных интересов и привычки к умственному труду.
-Осознание своего социального «Я»;
-Культура самообслуживания.
.
Информационные ресурсы
Литература:
1.Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005г.
2.Доронова Т.Н., Короткова Н.А.Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в д/с. Старший дошкольный возраст. М., школьная пресса, 2005г.
3. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М. ,1998г.
4. Колесников Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М., 1996г.
5.Приходько Е.Г., Данилина .М., Прасол З.Г., Маркова В.А., Саакянц Т.Я., Скрынникова Е.Ю. План-программа предшкольного образования детей 5,5-7 лет, не посещающих ДОУ. Краснодар, 2006г.
6.Управителева Л.В. Обучение грамоте в д/с., 2005г.
7.Фомичева М.Ф. Формирование правильного произношения. М., 2004г.
Для родителей и детей:
1.Быкова И.А.“Обучение детей грамоте в игровой форме» Изд. «Детство-пресс»
С.-П.,2006.
2. Смирнова С.А. Игровые методы и приемы в обучении детей. // Управ. ДОУ.-2008г.-№1
3.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988 г .
Благодарю за внимание!