СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Древнерусская литература. Житие Александра Невского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация станет опорой при изучении древнерусской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Древнерусская литература. Житие Александра Невского»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  «ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (ФРАГМЕНТЫ)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (ФРАГМЕНТЫ)

  • Основное содержание урока. Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести.
  • ■ Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».
  • Планируемые результаты:
  • Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.
  • Предметные: умение осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении; создавать развёрнутые высказывания; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.

Житие как жанр древнерусском литературы.  Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести Актуализация имеющихся знаний о жанре жития: — С каким произведением древнерусской литературы, имеющим жанровые черты жития, вы познакомились в 7 классе? — Что такое житийная (агиографическая) литература? — Каковы её основные признаки? (Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных христианской церковью, т. е. признанных святыми; религиозная оценка описываемого; автор жития неизвестен или не назван, жития святых — канонические, признанные церковью книги)

Житие как жанр древнерусском литературы. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести

Актуализация имеющихся знаний о жанре жития:

— С каким произведением древнерусской литературы, имеющим жанровые черты жития, вы познакомились в 7 классе?

Что такое житийная (агиографическая) литература?

— Каковы её основные признаки?

(Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных христианской церковью, т. е. признанных святыми; религиозная оценка описываемого; автор жития неизвестен или не назван, жития святых — канонические, признанные церковью книги)

Черты жанра древнерусской воинской повести:

— Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— Х IV веков.

— В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.

— Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.

— Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

— Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений.

— Центральной темой воинских повестей Х III —XIV веков стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усилилась религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества.

— В конце XIV — начале XV века воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности. Положительные герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются религиозные картины помощи небесных сил.

— Во второй половине XVII века воинская повесть уступает место новым жанрам — бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Чтение и обсуждение статьи учебника  «Из древнерусской литературы»:  Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя». — Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии... Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона? Письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?». Примерный вариант записи ответа на вопрос: — Литература XVII века не только изображает реальные события, но и обращается к художественному литературному вымыслу. — Героями произведений становятся как представители высших сословий (князья и бояре), так и простые люди (купеческий сын, крестьянин). --Появляется сатирическая литература (сатира на судебные порядки).

Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы»:

  • Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».
  • — Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии... Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона?
  • Письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?».

Примерный вариант записи ответа на вопрос:

  • — Литература XVII века не только изображает реальные события, но и обращается к художественному литературному вымыслу.
  • — Героями произведений становятся как представители высших сословий (князья и бояре), так и простые люди (купеческий сын, крестьянин).
  • --Появляется сатирическая литература (сатира на судебные порядки).

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвига Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»: Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»? Что можно сказать об авторе «Жития...»?  О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор? Какова роль «Жития...» в истории древнерусской литературы?

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвига Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования

Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»:

  • Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»?
  • Что можно сказать об авторе «Жития...»?
  • О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор?
  • Какова роль «Жития...» в истории древнерусской литературы?

 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!

Групповая работа:

  • Группа 1. Первый подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» с начала до слов «Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца». Найдите во фрагменте черты жанра жития и воинской повести. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Какие черты личности князя Александра воспевает автор «Жития...»? Приведите примеры.
  • Группа 2. Второй подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «На третий год после победы над королём...» до слов «...по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Почему Александр пошёл войной на немцев? Как в речах князя проявился его патриотизм и гордость «за народ, славянский»? Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном*.
  • Группа 3. Третий подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «В то время был царь, сильный в стране Восточной» до конца текста. Почему князь Александр не отказался от поездки в Орду? Найдите во фрагменте черты публицистики и объясните их роль. Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Зачем князь Александр вторично поехал в Орду? Как реагировал народ на смерть князя?

Практическая работа .   Составление характеристики Александра Невского. План: Происхождение князя. Внешность, голос. Премудрость. Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила к мужество дружинников из войска князя). Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере. Патриотизм, гордость «за народ славянский». Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от архиепископа, вера в помощь небесных сил. Способность князя к духовному подвигу самопожертвования.

Практическая работа . Составление характеристики Александра Невского.

План:

  • Происхождение князя.
  • Внешность, голос.
  • Премудрость.
  • Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила к мужество дружинников из войска князя).
  • Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере.
  • Патриотизм, гордость «за народ славянский».
  • Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от архиепископа, вера в помощь небесных сил.
  • Способность князя к духовному подвигу самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития Обобщающая беседа:  Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»? Примерный вариант записи:  Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв). Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи).  Патриотический пафос повествования. Публицистическая оценка событий.  Соединение эпичности с взволнованным лиризмом. Красочное описание сражений. Фантастические элементы. Самохарактеристика автора «Жития...». Приведите примеры из текста «Жития...», подтверждающие его художественные особенности. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Художественные особенности воинской повести и жития

Обобщающая беседа:

  • Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»?

Примерный вариант записи:

  • Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв).
  • Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи).
  • Патриотический пафос повествования.
  • Публицистическая оценка событий.
  • Соединение эпичности с взволнованным лиризмом.
  • Красочное описание сражений.
  • Фантастические элементы.
  • Самохарактеристика автора «Жития...».
  • Приведите примеры из текста «Жития...», подтверждающие его художественные особенности.
  • Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Итоговый вопрос: В чём специфика содержания и формы «Жития Александра Невского»?

Итоговый вопрос:

  • В чём специфика содержания и формы «Жития Александра Невского»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!