ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (ФРАГМЕНТЫ)
- ■ Основное содержание урока. Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести.
- ■ Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».
- Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.
- Предметные: умение осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении; создавать развёрнутые высказывания; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
Житие как жанр древнерусском литературы. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести
Актуализация имеющихся знаний о жанре жития:
— С каким произведением древнерусской литературы, имеющим жанровые черты жития, вы познакомились в 7 классе?
— Что такое житийная (агиографическая) литература?
— Каковы её основные признаки?
(Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных христианской церковью, т. е. признанных святыми; религиозная оценка описываемого; автор жития неизвестен или не назван, жития святых — канонические, признанные церковью книги)
Черты жанра древнерусской воинской повести:
— Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— Х IV веков.
— В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.
— Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.
— Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.
— Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений.
— Центральной темой воинских повестей Х III —XIV веков стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усилилась религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества.
— В конце XIV — начале XV века воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности. Положительные герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются религиозные картины помощи небесных сил.
— Во второй половине XVII века воинская повесть уступает место новым жанрам — бытовой и авантюрно-приключенческой повести.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы»:
- Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».
- — Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии... Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона?
- Письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?».
Примерный вариант записи ответа на вопрос:
- — Литература XVII века не только изображает реальные события, но и обращается к художественному литературному вымыслу.
- — Героями произведений становятся как представители высших сословий (князья и бояре), так и простые люди (купеческий сын, крестьянин).
- --Появляется сатирическая литература (сатира на судебные порядки).
Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвига Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования
Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»:
- Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»?
- Что можно сказать об авторе «Жития...»?
- О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор?
- Какова роль «Жития...» в истории древнерусской литературы?
Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!
Групповая работа:
- Группа 1. Первый подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» с начала до слов «Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца». Найдите во фрагменте черты жанра жития и воинской повести. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Какие черты личности князя Александра воспевает автор «Жития...»? Приведите примеры.
- Группа 2. Второй подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «На третий год после победы над королём...» до слов «...по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Почему Александр пошёл войной на немцев? Как в речах князя проявился его патриотизм и гордость «за народ, славянский»? Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном*.
- Группа 3. Третий подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «В то время был царь, сильный в стране Восточной» до конца текста. Почему князь Александр не отказался от поездки в Орду? Найдите во фрагменте черты публицистики и объясните их роль. Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Зачем князь Александр вторично поехал в Орду? Как реагировал народ на смерть князя?
Практическая работа . Составление характеристики Александра Невского.
План:
- Происхождение князя.
- Внешность, голос.
- Премудрость.
- Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила к мужество дружинников из войска князя).
- Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере.
- Патриотизм, гордость «за народ славянский».
- Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от архиепископа, вера в помощь небесных сил.
- Способность князя к духовному подвигу самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития
Обобщающая беседа:
- Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»?
Примерный вариант записи:
- Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв).
- Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи).
- Патриотический пафос повествования.
- Публицистическая оценка событий.
- Соединение эпичности с взволнованным лиризмом.
- Красочное описание сражений.
- Фантастические элементы.
- Самохарактеристика автора «Жития...».
- Приведите примеры из текста «Жития...», подтверждающие его художественные особенности.
- Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Итоговый вопрос:
- В чём специфика содержания и формы «Жития Александра Невского»?