СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Дуэли Лермонтова и его героя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дуэли Лермонтова и его героя"»

Дуэли Лермонтова и его Героя Выполнили: ученицы 9 класса Мациевская Анна и Сидоренко Оксана

Дуэли Лермонтова и его Героя

Выполнили: ученицы 9 класса Мациевская Анна и Сидоренко Оксана

Моё грядущее в тумане, Былое полно мук и зла… Зачем не позже иль не ране Меня природа создала?

Моё грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

За свою короткую, 2 6 -летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение

За свою короткую, 2 6 -летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением.

Первая дуэль… Дуэль состоялась в воскресенье 18.02.1840г. на Парголовской дороге за Чёрной речкой при секундантах А.А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д'Англасе.

Первая дуэль…

Дуэль состоялась в воскресенье 18.02.1840г. на Парголовской дороге за Чёрной речкой при секундантах А.А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д'Англасе.

Мы подошли к последнему периоду жизни поэта. Ему осталось жить всего семь месяцев. Как же они пройдут?        Если первым звеном в цепи трагических совпадений, приведших поэта к ранней смерти, была встреча поэта с царской семьёй на балу, то вторым звеном можно считать изменение маршрута Лермонтовым, по которому он должен был следовать к месту службы.

Мы подошли к последнему периоду жизни поэта. Ему осталось жить всего семь месяцев. Как же они пройдут?

      Если первым звеном в цепи трагических совпадений, приведших поэта к ранней смерти, была встреча поэта с царской семьёй на балу, то вторым звеном можно считать изменение маршрута Лермонтовым, по которому он должен был следовать к месту службы.

В крепости Георгиевской произошло третье событие из той трагической цепи. Лермонтов предложил отправиться в Пятигорск…

В крепости Георгиевской произошло третье событие из той трагической цепи. Лермонтов предложил отправиться в Пятигорск…

В Пятигорске Лермонтов встречает Мартынова они были давно знакомы: шутки, колкости в адрес друг друга стали для них привычным способом общения. 13 июля 1841 года, вечером, в доме Верзилиных, Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль - Я вас вызываю, - сказал Мартынов и вышел

В Пятигорске Лермонтов встречает Мартынова они были давно знакомы: шутки, колкости в адрес друг друга стали для них привычным способом общения.

13 июля 1841 года, вечером, в доме Верзилиных, Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль

- Я вас вызываю, - сказал Мартынов и вышел

15 июля 1841 года около семи часов вечера дуэлянты, секунданты и

15 июля 1841 года около семи часов вечера дуэлянты, секунданты и "зрители" (присутствие посторонних лиц было не только нарушением правил дуэли, но и ставило её участников в двойственное положение) оказались в четырёх верстах от города на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется "Перкальской скалой"). Секунданты установили барьер - 15 шагов, и отсчитали от него в каждую сторону ещё по 10 шагов, вручили дуэлянтам заряженные пистолеты.

   Начался отсчёт:

   Начался отсчёт: "один"… "два"… "три"… Никто не выстрелил. Тишина… Нервы у всех на пределе, и тут Столыпин (по другой версии, Трубецкой) крикнул: "Стреляйте, или я развожу дуэль!". На что Лермонтов ответил: "Я в этого дурака стрелять не буду!"

   "Я вспылил, - писал Мартынов в ответах следователю. - Ни секундантами, ни дуэлью не шутят… и

опустил курок…".      Прозвучал выстрел.

Лермонтов упал как подкошенный, пуля прошла навылет.

Поражённый исходом, Мартынов бросился к упавшему: "Миша, прости меня!"- вырвался у него крик испуга и сожаления…

Пятигорск прощался с Лермонтовым. Бережно несли его офицеры полков, несли товарищи, несли люди, которые понимали кого потеряла Россия… … с собой  В могилу он унес летучий рой  Еще незрелых, темных вдохновений,  Обманутых надежд  И горьких сожалений!

Пятигорск прощался с Лермонтовым. Бережно несли его офицеры полков, несли товарищи, несли люди, которые понимали кого потеряла Россия…

… с собой В могилу он унес летучий рой Еще незрелых, темных вдохновений, Обманутых надежд И горьких сожалений!

Итак:       1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял.       2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.       Для гения русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям Господь.        Для нас, потомков, осталось только то, что он успел создать.

Итак:      1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял.      2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.      Для гения русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям Господь.       Для нас, потомков, осталось только то, что он успел создать.

 Чтобы объяснить линию поведения Лермонтова, необходимо, на наш взгляд, проанализировать некоторые стороны его романа “Герой нашего времени”.   Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям.  Наиболее ярко проявляется мастерство печоринского психологического анализа в повести “Княжна Мери”.  

Чтобы объяснить линию поведения Лермонтова, необходимо, на наш взгляд, проанализировать некоторые стороны его романа “Герой нашего времени”.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям.

Наиболее ярко проявляется мастерство печоринского психологического анализа в повести “Княжна Мери”.  

 Противники сходятся на месте дуэли. И здесь Печорин делает сильнейший ход: он предлагает перенести дуэль на маленькую площадку над пропастью, так, чтобы даже легкое ранение стало бы смертельным. Тем самым он лишает Грушницкого последней лазейки, последней возможности компромисса в борьбе совести и самолюбия.      Грушницкий колеблется. “Посиневшие губы его дрожали”.     

Противники сходятся на месте дуэли. И здесь Печорин делает сильнейший ход: он предлагает перенести дуэль на маленькую площадку над пропастью, так, чтобы даже легкое ранение стало бы смертельным. Тем самым он лишает Грушницкого последней лазейки, последней возможности компромисса в борьбе совести и самолюбия.      Грушницкий колеблется. “Посиневшие губы его дрожали”.     

Печорин ставит еще один опыт. Вовсе не из милосердия — слишком был он взбешен, — предлагает находящемуся в почти безнадежном положении Грушницкому возможность остаться в живых. Признание Грушницкого дает ему моральное право на это. “Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все”, — говорит Печорин. В борьбу совести и самолюбия в душе Грушницкого вступают два новых начала: возможность жить — с одной стороны, и с другой — ненависть к Печорину, морально уничтожившему его и в истории с Мери, и здесь, на дуэли. Последний эксперимент. Самолюбие и ненависть побеждают. Лицо Грушницкого “вспыхнуло, глаза засверкали.       — Стреляйте! — отвечал он. — Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...”       Итак, ради психологического эксперимента Печорин балансирует даже на грани смерти...       Эта — можно с полным правом сказать — главная черта печоринского характера имеет самое что ни на есть прямое отношение к трагическому финалу жизни Лермонтова.

Печорин ставит еще один опыт. Вовсе не из милосердия — слишком был он взбешен, — предлагает находящемуся в почти безнадежном положении Грушницкому возможность остаться в живых. Признание Грушницкого дает ему моральное право на это. “Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все”, — говорит Печорин. В борьбу совести и самолюбия в душе Грушницкого вступают два новых начала: возможность жить — с одной стороны, и с другой — ненависть к Печорину, морально уничтожившему его и в истории с Мери, и здесь, на дуэли. Последний эксперимент. Самолюбие и ненависть побеждают. Лицо Грушницкого “вспыхнуло, глаза засверкали.      — Стреляйте! — отвечал он. — Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...”      Итак, ради психологического эксперимента Печорин балансирует даже на грани смерти...      Эта — можно с полным правом сказать — главная черта печоринского характера имеет самое что ни на есть прямое отношение к трагическому финалу жизни Лермонтова.

 Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть

Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть

Лермонтов выпускает свой роман. И тут происходит чрезвычайно интересное явление. В широко известной восточной сказке джинн, заточенный в бутылку, вселяется в освободившего его человека и подчиняет себе его. Нечто подобное произошло и с Лермонтовым: сойдя со страниц романа, Печорин словно начинает воздействовать на поступки и мировосприятие автора.

Лермонтов выпускает свой роман. И тут происходит чрезвычайно интересное явление. В широко известной восточной сказке джинн, заточенный в бутылку, вселяется в освободившего его человека и подчиняет себе его. Нечто подобное произошло и с Лермонтовым: сойдя со страниц романа, Печорин словно начинает воздействовать на поступки и мировосприятие автора.

      Очень существенно также, что герой и автор находятся по своему интеллекту на одном уровне. Лермонтов создал образ человека, в этом плане ничем не уступающего ему самому. Интеллектуальная близость Печорина и Лермонтова такова, что, встреться они в жизни, между ними вполне могли бы возникнуть близкие отношения — в тех пределах, разумеется, в каких допустил бы их Печорин, который, безусловно, был бы в этой дружбе старшим.

      Очень существенно также, что герой и автор находятся по своему интеллекту на одном уровне. Лермонтов создал образ человека, в этом плане ничем не уступающего ему самому. Интеллектуальная близость Печорина и Лермонтова такова, что, встреться они в жизни, между ними вполне могли бы возникнуть близкие отношения — в тех пределах, разумеется, в каких допустил бы их Печорин, который, безусловно, был бы в этой дружбе старшим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!