Л.н. тОЛСТОЙ
«Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный.»
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
Во-первых , общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых , в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих , само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых , нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
ДОБРОТА
ПАТРИОТИЗМ
МИЛОСЕРДИЕ
ТРУДОЛЮБИЕ
ЧЕСТНОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения – это «труд души». Программные произведения содержат важнейшие нравственные проблемы, решив которые, мы сможем воспитать Человека.
Евгений Николаевич Ильин
СКАЗКИ
А.С. ПУШКИН
«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
ВОСПИТАНИЕ НЕПРИМИРИМОСТИ К ПРОЯВЛЕНИЯМ ВСЯКОГО В СЕБЕ ЗЛА И СВОЕВОЛИЯ
СКазки
Русская народная сказка
«Журавль и цапля»
несговорчивость и неготовность идти на компромисс никогда не приведет к гармонии в совместной жизни
Уважение и любовь к старшим
А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
Необходимо внимательнее относиться к родителям и ценить их.
ПАТРИОТИЗМ
Летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Забота об интересах Родины
патриотизм
М.А. ШОЛОХОВ
«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Ответственность за судьбу Родины и своего народа
Милосердие, сострадание, сочувствие
А.П. Платонов «Юшка»
Рассказ учит нас внимательно относиться к людям, заботиться о них, оказывать им помощь, даже если они об этом не просят.
Милосердие, сострадание, сочувствие
М. ГОРЬКИЙ
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
«ЛЕГЕНДА О ДАНКО»
Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
ПОНИМАНИЕ ПОДЛИННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПОБЕЖДАЕТ В РАСКОЛЬНИКОВЕ.
уроки литературы должны помочь в следующем:
• Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.
• Формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
• Формирование представления о духовно-патриотическом устройстве мира.
• Развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
• Школьники на уроках литературы должны уметь осознавать полученные знания на предмете, чтобы их личность стала полноценной.
Формы работы по воспитанию духовно-нравственной личности
- пятиминутки чтения
- диспуты по вопросам чтения
- литературные гостиные
- инсценировки произведений
- участие в конкурсах
- проектная деятельность
Нравственность – наивысшая мера человечности