ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель математики высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова»
г. Щекино, Тульской области, 2019
Игнатьева Наталья Викторовна
«… три качества –
обширные знания,
привычка мыслить и
благородство чувств –
необходимы для того, чтобы
человек был образованным в
полном смысле слова»
Н. Г. Чернышевский
По словам К.Д.Ушинского
настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений»,
основой которой являются духовные качества личности педагога:
вера, любовь,
честность, открытость,
мудрость и красота души.
Очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли – воспитания духовно развитого ответственного гражданина общества
Математика обладает большим воспитательным потенциалом
Ещё в 19 веке польский математик
Хуго Штейнгаус заметил, что
«между духом и материей посредничает
математика».
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через
отбор содержания материала,
структуру урока,
организацию общения
Математика учит
- строить и оптимизировать деятельность,
- вырабатывать и принимать решения,
- проверять действия,
- исправлять ошибки,
- различать аргументированные и бездоказательные утверждения,
- видеть манипуляцию …
- противостоять манипуляции …
Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний , что приводит к 1. систематическому напряжению умственных усилий, 2. настойчивости в преодолении трудностей. При этом воспитываются такие черты характера - как трудолюбие и усидчивость; - упорство в преследовании намеченной цели; - умение не останавливаться перед трудностями; - не впадать в уныние при неудачах.
Первый в учебном году урок математики я посвящаю теме
«Почему нельзя жить без математики?».
Это мотивационный урок, настраивающий детей на
сознательное отношение к изучению математики.
Цель урока – показать учащимся значимость математики для
дальнейшего образования и в практической жизни.
На уроке в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики.
Математика - это не только «нужно», но ещё и интересно и увлекательно!
Обучение математике требует от школьников
- умственных и волевых усилий,
- развитого внимания,
- отточенного логического мышления,
- активность,
- творческой инициативы,
- умений коллективного учебно-познавательного труда.
На уроках математики полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал, т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой.
На уроках стараюсь использовать в качестве эпиграфов высказывания культурно-развивающего содержания:
- «Математика – есть прообраз красоты мира».
- «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».
- «По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни — и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда —
В числителе b , в знаменателе a ».
Эффективным средством воспитания учащихся является решение математических задач
- Они отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания .
- Хорошо подобранные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал , делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать.
Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне
- 5 класс. Тема: «Действия с дробями».
№ 1. От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
№ 2. В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.
Говоря о роли математики в развитии техники , необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы невозможно без сложнейших математических расчетов, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой
Заключение
Заметный воспитательный эффект уроки математики( как и всякой другой науки) могут достигнуть при условии, что учитель,
1. Не только хорошо знает свой предмет , и его
историю,
2. Не только имеет педагогический такт и опыт ,
3. Сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами , которые он собирается воспитывать в своих учениках.
Список используемых источников: