Эффективные формы и методы сотрудничества с семьей
Иванова Елизавета Анатольевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 184»
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Методический семинар
в рамках муниципального этапа
Всероссийского конкурса «Педагог года - 2019»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/
Семья и детский сад – два важных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Ребенок
Родители
Педагог
Исследования Е.П. Арнаутовой, Д.О .Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой и другие подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы.
А.М. Счастная привела типичный пример классификации форм работы с семьей.
индивидуальные (посещение на дому, беседы с родителями, консультации)
наглядно – информационные (оформление уголков для родителей, папки - передвижки, рукописные журналы, библиотека для родителей)
коллективные (общие и групповые собрания, родительские конференции, диспуты, дни открытых дверей и т.д.)
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГА-
повышение активности родителей, как участников педагогического процесса;
создание единого пространства развития ребенка в семье и дошкольном учреждении;
оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи сотрудничества с семьей:
1.Объединить усилия для развития и воспитания детей, повышать общую культуру семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей;
4.Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
2.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
5.Взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды;
3.Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям;
6.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Основные принципы взаимодействия с родителями
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями
Сотрудничество, а не наставничество
Индивидуальный подход
Динамичность
Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Конституция Российской Федерации
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Семейный Кодекс Российской
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ .
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимоотношений друг с другом и с помощью общения.
Традиционные формы взаимодействия с родителями
Родительские собрания
Родительские конференции
Консультации
Беседы индивидуальные и групповые
Посещение семьи ребенка
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
Слайдфильмы, презентации
Семейные выставки
Информационные стенды
Выставки детских работ
Папки-передвижки
Фотовыставки
Эффективные формы сотрудничества работы с родителями:
«Дни открытых дверей»
Совместные походы и экскурсии
«Круглый стол»
Творческие мастерские
Открытые занятия с детьми для родителей
«Дни добрых дел»
Благотворительные акции
Творческие мастерские
Совместные праздники и развлечения
Спортивные встречи. Участие в спортивных соревнованиях.
Участие в акции «Бессмертный полк»
«Мастер-классы»
Семейный клуб «Встречи с интересными людьми»
Результаты анкетирования «Удовлетворенность родителями услугами дошкольного образования»
Вопросы: 1.Удовлетворены ли Вы образовательными услугами, предоставляемыми воспитателями ДОУ №184?
2. Удовлетворены ли Вы качеством организации воспитательной работы?
3. Ваш ребенок с желанием и интересом посещает детский сад?
4. Как складываются отношения с ребятами в группе?
5. Как складываются у ребенка отношения с воспитателями?
6. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проходят в группе?
7. Удовлетворены ли Вы достижениями своего ребенка?
Результативность опыта, достигнутые эффекты.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей. Повысилась культура межличностного взаимодействия родителей друг с другом, педагогами, детей в группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяют решить те задачи, которые мы перед собой ставим. Работа продолжается.
Литература:
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. -С.82.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детских садов/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение,2005.
- Пути повышения педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста: Материалы Всерос.темат. семинара, провед. в г. Пензе 26 - 27 окт. 1978г. / Под ред. Т.А.Марковой, Л.Г. Емельяновой. - М., 2002.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2000. - №1.-С.41-49.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ярмолинской. - Мн.: Лексис,2004.
- Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М., 2007.