СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация."ЕГЭ по русскому языку.Задание 7"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 7. ЕГЭ по русскому языку

 

 

Учитесь замечать грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно  распознавать их в задании, то  не потеряете баллы в сочинении.

(Критерий 9 - «Соблюдение языковых норм»)

Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов, требует особого отношения!

( Задание дорогое).

Как выполнять такое задание?

Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.

 

Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.

Просмотр содержимого документа
«Презентация."ЕГЭ по русскому языку.Задание 7"»

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку   Учитесь замечать грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно распознавать их в задании, то не потеряете баллы в сочинении. (Критерий 9 - «Соблюдение языковых норм».) Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов, требует особого отношения! ( Задание дорогое)

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

Учитесь замечать грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно распознавать их в задании, то не потеряете баллы в сочинении. (Критерий 9 - «Соблюдение языковых норм».)

Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов, требует особого отношения!

( Задание дорогое)

Формулировка задания:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Грамматические ошибки

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

предложения

  • И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
  • 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить. Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.

Как выполнять такое задание?

Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.

Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.

Несогласованное приложение Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки. В предложении изменяется по падежам  родовое слово , а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется :  в  романе   «Война и мир» ;  картину  Левитана «Золотая осень»,   на станции  метро «Тверская». Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение:  герои «Войны и мира»;  смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской». Грамматическая ошибка : в романе «Войн е и мир е »; на картине «Золот ой осен и », на станции метро «Тверск ой ». В задании такая ошибка встретилась  в предложении…

Несогласованное приложение

Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.

В предложении изменяется по падежам  родовое слово , а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется в  романе   «Война и мир» картину  Левитана «Золотая осень»,   на станции  метро «Тверская».

Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение:  герои «Войны и мира»;  смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».

Грамматическая ошибка : в романе «Войн е и мир е »; на картине «Золот ой осен и », на станции метро «Тверск ой ».

В задании такая ошибка встретилась  в предложении…

Прямая и косвенная речь Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните: Проводник сказал:   «Я принесу вам чай» - Проводник сказал, что он принесет нам чай.  Грамматическая ошибка:  Проводник сказал, что я принесу вам чай.   (Личное местоимение должно измениться.) Пассажир спросил: «Могу ли я открыть окно» - Пассажир спросил, может ли он открыть окно.  Грамматическая ошибка : Пассажир спросил, что может ли он открыть окно.  (В предложении есть  ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)

Прямая и косвенная речь

Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните:

Проводник сказал:   «Я принесу вам чай» - Проводник сказал, что он принесет нам чай.  Грамматическая ошибка:  Проводник сказал, что я принесу вам чай.   (Личное местоимение должно измениться.)

Пассажир спросил: «Могу ли я открыть окно» - Пассажир спросил, может ли он открыть окно.  Грамматическая ошибка : Пассажир спросил, что может ли он открыть окно.  (В предложении есть  ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)

Причастный оборот

Находим предложения с причастным оборотом , смотрим, нет ли ошибок в его построении.

1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово , оно может стоять до или после него.  Грамматическая ошибка:  пришедшие   зрители   на встречу с режиссером .   Правильно:  пришедшие на встречу с режиссером зрители   или   зрители, пришедшие на встречу с режиссером.

2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу:  жители гор (какие?), напуганные ураганом  или  жители  гор  (каких?),заросших елями.  Грамматическая ошибка:  жители гор, напуганных ураганом  или  жители гор, заросшие елями.

Обратите внимание:   одно из событий, случившееся прошлым летом  (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии).   Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).

3. У причастия есть настоящее время ( ученик, запоминающий правило ), прошедшее время ( ученик, запомнивший правило ), но нет будущего времени ( ученик, запомнящий правило  – грамматическая ошибка).

В задании такая ошибка встретилась в предложении

Деепричастный оборот Запомните : Деепричастие называет добавочное действие , а глагол-сказуемое – основное . Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу! Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием.  Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение . Рассуждаем:  волнение возникло  -  Наташа Ростова шла  – разные действующие лица. Правильный вариант:   Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение. В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ:  Составляя предложение, учитывайте   (вы)  грамматическое значение слова . Рассуждаем:  вы учитываете  и  вы составляете  – ошибки нет. Глагол-сказуемое может быть выражен  инфинитивом :  Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова . Рассуждаем:   Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет.  МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме.  Данное предложение с грамматической ошибкой.

Деепричастный оборот

Запомните : Деепричастие называет добавочное действие , а глагол-сказуемое – основное .

Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!

Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием.  Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение . Рассуждаем:  волнение возникло  -  Наташа Ростова шла  – разные действующие лица. Правильный вариант:   Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение.

В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ:  Составляя предложение, учитывайте   (вы)  грамматическое значение слова . Рассуждаем:  вы учитываете  и  вы составляете  – ошибки нет.

Глагол-сказуемое может быть выражен  инфинитивом Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова .

Рассуждаем:   Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет.  МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме.  Данное предложение с грамматической ошибкой.

Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели « ТЕ , КТО …», « КАЖДЫЙ , КТО…»,  « ВСЕ , КТО …», « НИКТО ИЗ ТЕХ , КТО …», « МНОГИЕ ИЗ ТЕХ , КТО …», « ОДИН ИЗ ТЕХ , КТО …».  В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе. Анализируем предложение:  Никто из тех , кто побывал там летом , не были разочарованы .  НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет.   Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели.  ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка. В задании такая ошибка встретилась в предложении

Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым

Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели « ТЕ , КТО …», « КАЖДЫЙ , КТО…»,  « ВСЕ , КТО …», « НИКТО ИЗ ТЕХ , КТО …», « МНОГИЕ ИЗ ТЕХ , КТО …», « ОДИН ИЗ ТЕХ , КТО …».  В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе.

Анализируем предложение:  Никто из тех , кто побывал там летом , не были разочарованы .  НИКТО НЕ БЫЛИ грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет.   Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели.  ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.

В задании такая ошибка встретилась в предложении

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий.   Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок.  Исправим ошибку:  Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок.  ( Оба глагола несовершенного вида стоят  в настоящем времени.)  Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок.  (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол - несовершенного вида -  указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)  В  задании такая ошибка встретилась в предложении

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий.   Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок.  Исправим ошибку:  Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок.  ( Оба глагола несовершенного вида стоят  в настоящем времени.)  Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок.  (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол - несовершенного вида -  указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)

В  задании такая ошибка встретилась в предложении

Однородные члены предложения Грамматические ошибки в предложениях с союзом  И . Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением.  Я не люблю  болеть  и когда получаю двойку . Москва – город,  который был родиной Пушкина  и подробно  описанный  им.  Когда Онегин вернулся в Петербург  и  встретив  Татьяну, он не узнал её.   Слушали лекцию  о значении  спорта и  почему им нужно заниматься .  (Исправим ошибку:  Слушали лекцию  о значении  спорта и  о пользе спортивных занятий . Или:  Слушали лекцию о том,  какое значение имеет спорт  и  почему им нужно заниматься . ) Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий:  Он высок и худощавый. Она умная и красива. Союз И не может связывать инфинитив и существительное:  Я люблю стирать, готовить и чтение книг . (Правильно:  Я люблю стирать, готовить и читать книги. )

Однородные члены предложения

Грамматические ошибки в предложениях с союзом  И .

  • Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением.  Я не люблю  болеть  и когда получаю двойку . Москва – город,  который был родиной Пушкина  и подробно  описанный  им.  Когда Онегин вернулся в Петербург  и  встретив  Татьяну, он не узнал её.   Слушали лекцию  о значении  спорта и  почему им нужно заниматься (Исправим ошибку:  Слушали лекцию  о значении  спорта и  о пользе спортивных занятий . Или:  Слушали лекцию о том,  какое значение имеет спорт  и  почему им нужно заниматься . )
  • Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий:  Он высок и худощавый. Она умная и красива.
  • Союз И не может связывать инфинитив и существительное:  Я люблю стирать, готовить и чтение книг . (Правильно:  Я люблю стирать, готовить и читать книги. )
4 . Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции:  Декабристы любили и восхищались русским народом.  В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению . Вот типичные ошибки:  родители заботятся и любят детей ; я понимаю и сочувствую тебе ; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном .  Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым:  Я люблю сына и горжусь им.

4 . Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции:  Декабристы любили и восхищались русским народом.  В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению . Вот типичные ошибки:  родители заботятся и любят детей ; я понимаю и сочувствую тебе ; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном

Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым:  Я люблю сына и горжусь им.

Использование составных союзов. Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И» . В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими:  Не только  мы,  но  наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают  не только  действующие лица,  а также  внесценические персонажи.  Как и  днем,  так и  ночью кипит работа. Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов .  Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке:  Мы осмотрели  не только древнюю часть города,  но и побывали  в новых районах.  (Правильный порядок:  Мы не только осмотрели…, но и побывали … )  В сочинении надо  как о главных героях ,  так и рассказать  о художественных особенностях . (Правильный порядок:  В сочинении надо рассказать  как о главных героях ,  так и о художественных особенностях. )

Использование составных союзов.

  • Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И» . В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими:  Не только  мы,  но  наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают  не только  действующие лица,  а также  внесценические персонажи.  Как и  днем,  так и  ночью кипит работа.
  • Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке:  Мы осмотрели  не только древнюю часть города,  но и побывали  в новых районах.  (Правильный порядок:  Мы не только осмотрели…, но и побывали )  В сочинении надо  как о главных героях так и рассказать  о художественных особенностях . (Правильный порядок:  В сочинении надо рассказать  как о главных героях так и о художественных особенностях. )
Обобщающие слова при однородных членах Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже:  Занимайся двумя видами спорта:  (чем?)   лыжами и плаваньем.  (Грамматическая ошибка:  Сильные  люди обладают  двумя качествами: доброта и скромность.) Предлоги при однородных членах Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы:  Он побывал  в  Греции, Испании, Италии,  на  Кипре.  Грамматическая ошибка:  Он побывал  в  Греции, Испании, Италии, Кипре.

Обобщающие слова при однородных членах

Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже:  Занимайся двумя видами спорта:  (чем?)   лыжами и плаваньем. 

(Грамматическая ошибка:  Сильные  люди обладают  двумя качествами: доброта и скромность.)

Предлоги при однородных членах

Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы:  Он побывал  в  Греции, Испании, Италии,  на  Кипре.  Грамматическая ошибка:  Он побывал  в  Греции, Испании, Италии, Кипре.

Сложноподчиненное предложение Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов,  союзных слов, указательных слов.  Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них. Лишний союз:  Меня мучил вопрос,  что  надо  ли  всё рассказать отцу. Я не подумал,  что   насколько  я был далек от истины . Смешение сочинительных и подчинительных союзов :  Когда  Мурке надоедало возиться с котятами,  и  она уходила куда-нибудь поспать. Лишняя частица БЫ:  Надо, чтобы он зашел  бы  ко мне. Отсутствует указательное слово:  Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь.  (Пропущено В ТОМ.) Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова:  Теплый  дождик  смочил землю,  в котором  так нуждались растения.  (Правильно:  Теплый  дождик, в котором  нуждались растения, смочил землю.) В задании такая ошибка допущена в предложении

Сложноподчиненное предложение

Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов,  союзных слов, указательных слов.  Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.

Лишний союз:  Меня мучил вопрос,  что  надо  ли  всё рассказать отцу. Я не подумал,  что   насколько  я был далек от истины .

Смешение сочинительных и подчинительных союзов Когда  Мурке надоедало возиться с котятами,  и  она уходила куда-нибудь поспать.

Лишняя частица БЫ:  Надо, чтобы он зашел  бы  ко мне.

Отсутствует указательное слово:  Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь.  (Пропущено В ТОМ.)

Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова:  Теплый  дождик  смочил землю,  в котором  так нуждались растения.  (Правильно:  Теплый  дождик, в котором  нуждались растения, смочил землю.)

В задании такая ошибка допущена в предложении

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ:   благодаря умени ю , согласно расписани ю , вопреки правил ам . 2.Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ».  В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И:  по окончани и школы (после окончания), по приезд е в город (после приезда), по истечени и срока (после истечения срока). Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ:   благодаря умени ю , согласно расписани ю , вопреки правил ам .

2.Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ».  В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И:  по окончани и школы (после окончания), по приезд е в город (после приезда), по истечени и срока (после истечения срока).

Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!