Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса
Работу выполнила:
студентка Ш-32 группы
Почтаренко Наталья
Преподаватель: Орел И.А.
СЕМЬЯ КАК ПЕРВИЧНАЯ ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА
И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКА
Только вместе с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям счастье.
В.А.Сухомлинский
Семья –первичная ячейка общества, живущая по законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности и интимности.
Социолог П.А. Сорокин выделил три основных типа семьи :
- семья патриархальная, воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне.
- семья ложноиндивидуалистическая приучает свои молодые поколения полагаться не на себя на государство.
- семья индивидуалистическая приучает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Русская семья, полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как общинники, члены мира, обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора.
Выделяются некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи .
1. Процесс разукрепления семьи –выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек).
2. Происходит уменьшение численности семьи , сокращение рождаемости.
3. Увеличивается число разводов .
4. Наблюдается увеличение количества семей , имеющих одного ребенка.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.
Семейные взаимоотношения –это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат.
Всю совокупность семейных отношений можно разделить на следующие виды :
● социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи;
● хозяйственно-экономические отношения, образующие материальную основу быта семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить тип семьи и сделать вывод об уровне ее социальной адаптации. Из существующего множества типологий семей (психологические, педагогические, социологические) выделим категории семей: благополучные, семьи группы риска, неблагополучные, асоциальные семьи.
ЕДИНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВМЕСТНОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет учить детей легче, чем воспитывать.
Воспитание - это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников .
Взаимодействие с родителями нужно строить не на поучении, а на умении договариваться о совместных действиях, размышлять вместе с ними, советоваться. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.
Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.
Формы взаимодействия учителя и родителей разнообразны:
-общие классные собрания, -коллективные и индивидуальные консультации,
-беседы,
-лекции,
-конференции,
-оформление различных выставок работ учащихся,
-походы.
Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) – это путь достижения заданной цели воспитания, способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [29,94]. Методы воспитания не сводятся, лишь к педагогическому воздействию учителя и родителей.
Воспитание - двусторонний процесс, где и воспитуемый является активным действующим лицом. Поэтому важно научить родителей видеть ответную реакцию ребёнка на их воздействие, видеть, как он его принимает, как рекомендации родителей становятся внутренней движущей силой самого ребёнка в борьбе за правильное поведение.
В качестве методов выступают методы убеждения, упражнения, стимулирования и метод самовоспитания.
Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств
Содержание всех форм работы школы с семьёй заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия , направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.
Семья и школа - общественно-педагогическая проблема согласованных действий родителей и педагогов в области воспитания подрастающих поколений. Связь семейного воспитания и школы - один из принципов образования. Организационная роль в ней принадлежит школе как государственному учреждению.
Работа учителя по педагогическому руководству воспитанием школьников в семье осуществляется через: глубокое, всестороннее изучение социально-педагогических условий семьи; психолого-педагогическую подготовку родителей к воспитанию детей; руководство самообразованием родителей; коллективные и индивидуальные формы работы с родителями по воспитанию детей в семье.
Спасибо за внимание!