СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эпоха Петра глазами художников"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает об эпохе Петра глазами художников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эпоха Петра глазами художников"»

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ» Видеоэкскурс  «Эпоха Петра глазами художников» Подготовила учитель ИЗО: Ефременкова Ж.М.

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Видеоэкскурс

«Эпоха Петра глазами художников»

Подготовила учитель ИЗО: Ефременкова Ж.М.

Петр I Великий, император России 9 Июня 1672 – 8 Февраля 1725 гг. Портрет Петра I,выполненный французким Художником П. Деларошем (1838)

Петр I Великий, император России

9 Июня 1672 – 8 Февраля 1725 гг.

Портрет Петра I,выполненный французким Художником П. Деларошем (1838)

Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу». Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны уже в десятилетнем возрасте. Основав Российскую империю, великий реформатор стал последним русским царем и первым российским императором. Поначалу страной формально правил брат Иван V, а фактическим руководителем была их сестра Софья Алексеевна, взявшая на себя функции регента. Однако уже в возрасте 17 лет Петр взял бразды правления в свои руки и стал единоличным правителем государства.

Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу». Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны уже в десятилетнем возрасте. Основав Российскую империю, великий реформатор стал последним русским царем и первым российским императором. Поначалу страной формально правил брат Иван V, а фактическим руководителем была их сестра Софья Алексеевна, взявшая на себя функции регента. Однако уже в возрасте 17 лет Петр взял бразды правления в свои руки и стал единоличным правителем государства.

"Рождение Петра Великого",

выполненной художником Б. А. Чориковым.

Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом

Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом "Царском Титулярнике" или "Корне российских государей". Это богато иллюстрированная рукопись, служившая в качестве справочника по истории, дипломатии и геральдике. Здесь содержится множество акварельных портретов. Пётр изображён ребёнком, приблизительно в конце 1670-х — начале 1680-х годов.

Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте. Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана. В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.

Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.

Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана.

В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.

Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.

Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.

На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне. Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого

На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне.

Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого "Великого посольства" в 1697-1698 годах. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Царь был особенно заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан.

Пётр I здесь изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.

 Пётр I в одежде голландского матроса  Подробнее: https://peterburg.center/ln/pyotr-i-velikiy-v-zhivopisi-kartiny-izobrazheniya-risunki-i-portrety-imperatora.htmlКомбинированные гравюры Маркуса

Пётр I в одежде голландского матроса

Подробнее: https://peterburg.center/ln/pyotr-i-velikiy-v-zhivopisi-kartiny-izobrazheniya-risunki-i-portrety-imperatora.htmlКомбинированные гравюры Маркуса "Великое посольство" Петра I в Европе в 1697 и 1698 годах. Справа — портрет Петра в одежде моряка во время его пребывания в голландском городе Зандам (Саардам).

Пётр I впервые в Голландии Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Пётр I впервые в Голландии

Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта...

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта..."

Картина называется "Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 года". Автор Октавия Россиньон написал картину в 1839 году. На ней изображены стрельцы, подступающие с оружием в руках к крыльцу, на котором стоит патриарх, а рядом с ним юный Пётр Алексеевич — будущий император Пётр Великий. За мальчиком — его мать, Наталья Кирилловна, со страхом смотрит на стрельцов.

Восставшие ворвались в Кремль, чтобы убить саму Наталью Кирилловну. А она, выйдя на Красное крыльцо, показала всем Ивана и Петра, живых и здоровых. Поняли стрельцы, что были обмануты. Тогда и поставили царями сразу двух наследников — Ивана и Петра. А пока они были малы, чтобы принимать государственные решения, правительницей России стала их сестра Софья.

Картина

Картина "На берегу пустынных волн…"

Лев Феликсович Лагорио написал картину в 1897 году, которую назвал строчкой из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник". На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра, — Санкт-Петербургом.

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства. При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам. Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства. При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.

Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.

В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I). Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.

В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I). Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.

На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра. Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра. Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

 последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.

последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.

Карл Штейбен Пётр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов 1830 На картине воссоздан эпизод стрелецкого бунта: один из восставших с мечом в руках ворвался в царский дворец. Возможно, именно он получил приказ от Софьи убить юного царевича Петра. Мать будущего императора Петра I, Наталья Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича, заслонила его собой, спасая от гибели. Пётр поклялся отомстить стрельцам за убитых родственников. И решение своё исполнил, когда через 14 лет стрельцы снова восстали. Многих он тогда казнил. А стрелецкое войско распустил. Пережитые в те дни события не могли не отразиться на характере будущего царя-реформатора: он стал мнительным и подозрительным. С этого же времени у него начался нервный тик. Бывало, что в минуты принятия непростых решений его лицо сводила судорога.

Карл Штейбен

Пётр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов

1830

На картине воссоздан эпизод стрелецкого бунта: один из восставших с мечом в руках ворвался в царский дворец. Возможно, именно он получил приказ от Софьи убить юного царевича Петра. Мать будущего императора Петра I, Наталья Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича, заслонила его собой, спасая от гибели.

Пётр поклялся отомстить стрельцам за убитых родственников. И решение своё исполнил, когда через 14 лет стрельцы снова восстали. Многих он тогда казнил. А стрелецкое войско распустил.

Пережитые в те дни события не могли не отразиться на характере будущего царя-реформатора: он стал мнительным и подозрительным. С этого же времени у него начался нервный тик. Бывало, что в минуты принятия непростых решений его лицо сводила судорога.

Николай Неврев

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым

На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками – неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде? Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считал нужным.

На стене – портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с упрёком.

Однажды Пётр решил переодеть в европейскую одежду всю страну. Он издал 17 указов, в которых точно описал, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. Он приказал выставлять на улицах что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить непривычную одежду.

Пётр приказал… сбривать бороды. Можно было ходить и небритым, но заплатить за это налог. Дворянских детей отправляли за границу, чтобы они учились разным наукам и умению вести себя, как в Европе.

После смерти Петра I дворяне продолжали носить иноземную одежду, но многие вернулись к более привычной русской одежде. За это уже не наказывали.

Алексей Кившенко

Пётр I за рулём парусного ботика на Яузе-реке

1880

Первый русский военный корабль “Орёл” был построен по приказу Алексея Михайловича. Но слава русского военного и торгового флота начиналась с ботика Петра I. Он и изображён на картине. Как предполагают учёные, бот был доставлен в сороковых годах XVII века из Англии. Царь увидел его случайно: зашёл как-то в амбар двоюродного деда в Измайлове, увидел бот и приказал починить.

Чинил его голландский плотник Брант, и спустя некоторое время на Яузе состоялось “пробное плавание”. Возможно, этот эпизод и изображён на картине. Плотник рассказывает царю, как управлять парусами. Двое русских ведут с иностранцем разговор о секретах мореплавания.

После Яузы Пётр плавал на боте по Плещееву озеру, где строилась его “потешная” флотилия. Оттуда бот был перевезён в Москву и поставлен под навесом. А скоро он окажется в новой столице – Санкт-Петербурге.

Царь дорожил легендарным судёнышком. Именно на нём Пётр I принимал парады на Неве. В 1761 году рядом с Петропавловским собором был построен “Ботный домик” – для хранения “дедушки русского флота”. В 1928 году бот перевезли в Петергоф, а в начале 1940 года его передали в Центральный военно-морской музей. Во время Великой Отечественной войны эту национальную реликвию перевезли в Ульяновск, а в 1946 году вернули в “град Петров”.

Алексей Кившенко

Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово

1880

На картине – молодой царь Пётр Алексеевич на вороном коне перед “потешными” полками.

Осенью 1694 года Пётр организовал военные манёвры, которые вошли в историю как Кожуховский поход. Это были первые военные учения в нашей истории. Войскам “нового строя” предстояло взять специально для этого построенную крепость, которую защищали стрельцы.

На холме придворные наблюдают за юным самодержцем. Войска были “потешными”, но здесь всё было всерьёз и никак не походило на “игру в живых солдатиков”.

План учений составил шотландский офицер Патрик Гордон. Преображенцы и семёновцы должны были форсировать реку Москву и овладеть “потешной” крепостью. Манёвры начались переправкой петровских войск через Москву-реку и наступлением на городок, защитой которого руководил Иван Бутурлин. Ему противостоял князь Фёдор Ромодановский.

Крепость была построена основательно – с земляным валом высотой 3,5 метра, глубоким рвом и бойницами. Наступавшие потешные и солдатские полки должны были рыть траншеи, делать подкопы, взрывать крепостной вал и штурмовать крепость. Однако осаждавшие так быстро добились успеха, что Пётр распорядился отвести их на исходные рубежи и начать штурм заново.

Василий Суриков Утро стрелецкой казни 1881 Долгое время стрельцы были основой русской армии, защищавшей Русь от врагов. Они считали себя большой силой, которая может всё: кого захотят, царём поставить, безнаказанно казнить знатного боярина. Вели себя стрельцы дерзко, будто и не было царя на Руси. Но царём на Руси был Пётр I. На картине он, восседая на коне, с гневом смотрит на арестованных стрельцов. С детства Пётр помнил бунт, когда стрельцы устроили кровавую расправу над его родственниками – боярами Нарышкиными. На трон они хотели посадить сестру Петра, Софью. Молодой царь решил положить конец своеволию стрельцов, казнить зачинщиков бунта, а остальных отправить из Москвы на окраины державы. На картине за Петром I виден строй солдат нового образца. Они верны царю и пойдут за ним в огонь и воду. Вместе с ними царь и шведов победит, штыками прокладывая дорогу к Балтийскому морю, и на защиту новой столицы – Санкт-Петербурга – встанут. Много стрельцов казнили в то утро на Красной площади. Уходила в прошлое старая Россия – с кровью и слезами…

Василий Суриков

Утро стрелецкой казни

1881

Долгое время стрельцы были основой русской армии, защищавшей Русь от врагов. Они считали себя большой силой, которая может всё: кого захотят, царём поставить, безнаказанно казнить знатного боярина. Вели себя стрельцы дерзко, будто и не было царя на Руси.

Но царём на Руси был Пётр I. На картине он, восседая на коне, с гневом смотрит на арестованных стрельцов.

С детства Пётр помнил бунт, когда стрельцы устроили кровавую расправу над его родственниками – боярами Нарышкиными. На трон они хотели посадить сестру Петра, Софью.

Молодой царь решил положить конец своеволию стрельцов, казнить зачинщиков бунта, а остальных отправить из Москвы на окраины державы.

На картине за Петром I виден строй солдат нового образца. Они верны царю и пойдут за ним в огонь и воду. Вместе с ними царь и шведов победит, штыками прокладывая дорогу к Балтийскому морю, и на защиту новой столицы – Санкт-Петербурга – встанут.

Много стрельцов казнили в то утро на Красной площади.

Уходила в прошлое старая Россия – с кровью и слезами…

Валентин Серов

Пётр I

1907 Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город – будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.

Пётр I хотел перенести столицу России из Москвы в другой город. Но, по его мнению, подходящего для этой цели города не было. Значит, его нужно построить!

Северная война помогла решить этот вопрос. С одной стороны, город должен был надёжно защищать от шведов российские северные земли – и на суше, и на море.

Значит, нужно построить военный флот, чтобы с его помощью “расчистить путь” к Балтийскому морю. С другой стороны, с невских берегов – ближе к Европе. Отсюда кораблям легче добираться до Германии, скандинавских стран, Голландии и Англии. Да и у балтийских берегов сподручнее принимать заморских купцов…

Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: “Здесь городу быть”. Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат – главное государственное учреждение России.

Александр Коцебу

Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года

1846

Не всегда русские войска выигрывали битвы, случались и поражения. С одного из них – битвы у города Нарва – и началась для России Северная война.

Сражение было проиграно, потому что Пётр I только создавал новую армию, а у шведского короля были уже закалённые в боях офицеры и солдаты. Крепости Нарва и Ивангород были укреплены и соединены мостом. Русским пришлось штурмовать сразу две крепости. Дело было осенью: холод, дожди, плохие дороги, по которым почти невозможно везти орудия. Не хватало ядер для пушек, еды для солдат…

Русские сражались храбро. Через двести лет русские гвардейцы поставили на месте сражения памятник. На нём надпись: “Героям-предкам, павшим в бою 19 ноября 1700 года”.

Северная война со Швецией длилась 21 год. Она потребовала военной реформы – для войны нужны были хорошо обученные солдаты и офицеры.

Кроме Нарвского, были и другие сражения: взятие Нотебурга (1702), успешное сражение за Ниеншанц (1703), взятие Дерпта и Нарвы (1704), Полтавская битва (1709), Прутский поход Петра (1711), морское сражение у мыса Гангут (1714), Гренгамский бой (1720).

По итогам Северной войны Россия стала империей, и получила долгожданный выход к Балтике – “прорубила окно в Европу”.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!