СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эволюционное развитие психики"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация содержит материалы по теме "Эволюционное развитие психики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эволюционное развитие психики"»

Эволюционное развитие психики Работу выполнила учащиеся группы ДО-193б Снетко Кристина

Эволюционное развитие психики

Работу выполнила учащиеся группы ДО-193б

Снетко Кристина

Исторически вопрос возникновения психики рассматривался в русле многочисленны теорий. Современные теории связывают функционирование психики с теми функциями, которые способен реализовывать представитель того или иного биологического вида. Наибольшее признание в отечественной науке получила теория А.Н.Леонтьева. Согласно ей о наличии элементарной психики у живого организма можно судить по его способности реагировать на биологически нейтральные раздражители, которые прямым образом связаны с биологически значимыми объектами. Утверждается, что возникновение психики есть результат эволюционного развития организмов как адаптация к условиям окружающей среды. Развитие психики рассматривается в процессе филогенеза и онтогенеза. Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии- формирование основных структур психики индивида в течении жизни.

Исторически вопрос возникновения психики рассматривался в русле многочисленны теорий. Современные теории связывают функционирование психики с теми функциями, которые способен реализовывать представитель того или иного биологического вида. Наибольшее признание в отечественной науке получила теория А.Н.Леонтьева. Согласно ей о наличии элементарной психики у живого организма можно судить по его способности реагировать на биологически нейтральные раздражители, которые прямым образом связаны с биологически значимыми объектами. Утверждается, что возникновение психики есть результат эволюционного развития организмов как адаптация к условиям окружающей среды.

Развитие психики рассматривается в процессе филогенеза и онтогенеза.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии- формирование основных структур психики индивида в течении жизни.

Филогенез Филогенез - историческое формирование группы организмов. В психологии- процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. А.Н. Леонтьевым были выделены следующие принципы развития психики в филогенезе: Каждая новая стадия психического развития обусловлена усложнением деятельности, которая определяет взаимодействия животного с окружающим его миром, т.е. на развитие психики прямое влияние оказывает деятельность Уровень биологического развития животных не тождественен уровню его психического развития

Филогенез

Филогенез - историческое формирование группы организмов. В психологии- процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

А.Н. Леонтьевым были выделены следующие принципы развития психики в филогенезе:

  • Каждая новая стадия психического развития обусловлена усложнением деятельности, которая определяет взаимодействия животного с окружающим его миром, т.е. на развитие психики прямое влияние оказывает деятельность
  • Уровень биологического развития животных не тождественен уровню его психического развития
А.Н.Леонтьев говорил о наличии трёх стадий развития психики у животных: Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики Стадия интеллектуальной психики

А.Н.Леонтьев говорил о наличии трёх стадий развития психики у животных:

  • Стадия элементарной сенсорной психики
  • Стадия перцептивной психики
  • Стадия интеллектуальной психики
1. Стадия элементарной сенсорной психики- отражение реальности в форме отдельных элементарных ощущений либо их совокупности:  а) низший уровень: примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость , слабая пластичность поведения, слабая нецеленаправленная двигательная активность и тд. Данная стадия характерна для простейших и многих низших многоклеточных организмов.  б) высший уровень: наличие чётных ощущений, появление важнейшего органа манипулирования – челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов и тд. На данной стадии находятся кольчатые черви , брюхоногие моллюски и тд. 2. Стадия перцептивной психики – отражение объективной реальности на основе формирования целостных образов предметов. А) низший уровень Б) высший уровень В) наивысший уровень

1. Стадия элементарной сенсорной психики- отражение реальности в форме отдельных элементарных ощущений либо их совокупности:

а) низший уровень: примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость , слабая пластичность поведения, слабая нецеленаправленная двигательная активность и тд. Данная стадия характерна для простейших и многих низших многоклеточных организмов.

б) высший уровень: наличие чётных ощущений, появление важнейшего органа манипулирования – челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов и тд. На данной стадии находятся кольчатые черви , брюхоногие моллюски и тд.

2. Стадия перцептивной психики – отражение объективной реальности на основе формирования целостных образов предметов.

А) низший уровень

Б) высший уровень

В) наивысший уровень

Низший уровень Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Главный орган манипулирования - челюсти. Для поведения характерно преобладание регидных, генетически запрограммированых двигательных навыков. Характерен для рыб, насекомых, некоторых членистоногих и головоногих моллюсков.

Низший уровень

Отражение внешней действительности в форме образов предметов.

Главный орган манипулирования - челюсти. Для поведения характерно преобладание регидных, генетически запрограммированых двигательных навыков. Характерен для рыб, насекомых, некоторых членистоногих и головоногих моллюсков.

Высший уровень Элементарные формы мышления. Характерны высокоразвитые формы инстинктивного поведения. Выражена способность к научению. На данной стадии психического развития находятся высшие позвоночные: птицы и некоторые млекопитающие.

Высший уровень

Элементарные формы мышления. Характерны высокоразвитые формы инстинктивного поведения. Выражена способность к научению. На данной стадии психического развития находятся высшие позвоночные:

птицы и некоторые млекопитающие.

Наивысший уровень Способность решать одну и туже задачу разными способами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков. На данной стадии развития находятся обезьяны, некоторые высшие позвоночные( собаки, дельфины)

Наивысший уровень

Способность решать одну и туже задачу разными способами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков. На данной стадии развития находятся обезьяны, некоторые высшие позвоночные( собаки, дельфины)

Уровень психического развития животных обнаруживается в их поведении. Поведение животных основывается на врожденных и приобретенных действиях. Инстинкт – сложные стереотипные акты поведения, служащие удовлетворению биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах .

Уровень психического развития животных

обнаруживается в их поведении. Поведение животных

основывается на врожденных и приобретенных

действиях.

Инстинкт – сложные стереотипные акты поведения,

служащие удовлетворению биологических потребностей

и основанные на безусловных рефлексах .

Несмотря на то что инстинкты – врожденная форма поведения, многие из них требуют тренировки и совершенствования. Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленное и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.

Несмотря на то что инстинкты – врожденная форма поведения,

многие из них требуют тренировки и совершенствования.

Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленное

и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.

Эволюционное развитие психики животных часто рассматривается как начальные стадии психического развития человека. Так, в отечественной психологии выделяют 7 этапов развития психики в филогенезе: Развитие сенсорных процессов Развитие перцептивных процессов Развитие интеллектуальных действий животных Физиологическое развитие человека в процессе труда Развитие сознания человека Развитие самосознания человека Развитие социального поведения человека

Эволюционное развитие психики животных часто рассматривается как начальные стадии психического развития человека. Так, в отечественной психологии выделяют 7 этапов развития психики в филогенезе:

  • Развитие сенсорных процессов
  • Развитие перцептивных процессов
  • Развитие интеллектуальных действий животных
  • Физиологическое развитие человека в процессе труда
  • Развитие сознания человека
  • Развитие самосознания человека
  • Развитие социального поведения человека
В целом же психическая деятельность человека существенно отличается от психической деятельности животных следующем: Активность животных определяется исключительно биологическими факторами, в отличие от человека, у которого мотивационная сфера более разнообразна; Деятельность животных ограниченна рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, представлять цель; Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы; У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.

В целом же психическая деятельность человека существенно отличается от психической деятельности животных следующем:

  • Активность животных определяется исключительно биологическими факторами, в отличие от человека, у которого мотивационная сфера более разнообразна;
  • Деятельность животных ограниченна рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, представлять цель;
  • Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы;
  • У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!