Эволюционное развитие психики
Работу выполнила учащиеся группы ДО-193б
Снетко Кристина
Исторически вопрос возникновения психики рассматривался в русле многочисленны теорий. Современные теории связывают функционирование психики с теми функциями, которые способен реализовывать представитель того или иного биологического вида. Наибольшее признание в отечественной науке получила теория А.Н.Леонтьева. Согласно ей о наличии элементарной психики у живого организма можно судить по его способности реагировать на биологически нейтральные раздражители, которые прямым образом связаны с биологически значимыми объектами. Утверждается, что возникновение психики есть результат эволюционного развития организмов как адаптация к условиям окружающей среды.
Развитие психики рассматривается в процессе филогенеза и онтогенеза.
Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии- формирование основных структур психики индивида в течении жизни.
Филогенез
Филогенез - историческое формирование группы организмов. В психологии- процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
А.Н. Леонтьевым были выделены следующие принципы развития психики в филогенезе:
- Каждая новая стадия психического развития обусловлена усложнением деятельности, которая определяет взаимодействия животного с окружающим его миром, т.е. на развитие психики прямое влияние оказывает деятельность
- Уровень биологического развития животных не тождественен уровню его психического развития
А.Н.Леонтьев говорил о наличии трёх стадий развития психики у животных:
- Стадия элементарной сенсорной психики
- Стадия перцептивной психики
- Стадия интеллектуальной психики
1. Стадия элементарной сенсорной психики- отражение реальности в форме отдельных элементарных ощущений либо их совокупности:
а) низший уровень: примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость , слабая пластичность поведения, слабая нецеленаправленная двигательная активность и тд. Данная стадия характерна для простейших и многих низших многоклеточных организмов.
б) высший уровень: наличие чётных ощущений, появление важнейшего органа манипулирования – челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов и тд. На данной стадии находятся кольчатые черви , брюхоногие моллюски и тд.
2. Стадия перцептивной психики – отражение объективной реальности на основе формирования целостных образов предметов.
А) низший уровень
Б) высший уровень
В) наивысший уровень
Низший уровень
Отражение внешней действительности в форме образов предметов.
Главный орган манипулирования - челюсти. Для поведения характерно преобладание регидных, генетически запрограммированых двигательных навыков. Характерен для рыб, насекомых, некоторых членистоногих и головоногих моллюсков.
Высший уровень
Элементарные формы мышления. Характерны высокоразвитые формы инстинктивного поведения. Выражена способность к научению. На данной стадии психического развития находятся высшие позвоночные:
птицы и некоторые млекопитающие.
Наивысший уровень
Способность решать одну и туже задачу разными способами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков. На данной стадии развития находятся обезьяны, некоторые высшие позвоночные( собаки, дельфины)
Уровень психического развития животных
обнаруживается в их поведении. Поведение животных
основывается на врожденных и приобретенных
действиях.
Инстинкт – сложные стереотипные акты поведения,
служащие удовлетворению биологических потребностей
и основанные на безусловных рефлексах .
Несмотря на то что инстинкты – врожденная форма поведения,
многие из них требуют тренировки и совершенствования.
Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленное
и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.
Эволюционное развитие психики животных часто рассматривается как начальные стадии психического развития человека. Так, в отечественной психологии выделяют 7 этапов развития психики в филогенезе:
- Развитие сенсорных процессов
- Развитие перцептивных процессов
- Развитие интеллектуальных действий животных
- Физиологическое развитие человека в процессе труда
- Развитие сознания человека
- Развитие самосознания человека
- Развитие социального поведения человека
В целом же психическая деятельность человека существенно отличается от психической деятельности животных следующем:
- Активность животных определяется исключительно биологическими факторами, в отличие от человека, у которого мотивационная сфера более разнообразна;
- Деятельность животных ограниченна рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, представлять цель;
- Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы;
- У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.
Спасибо за внимание