Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе
Ю.А. Ермакова
Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как условие достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «филология».
Задачи исследования
- Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
- На основе анализа научно-методической литературы и учебно-методического комплекса «Школа России» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) описать лингво-методические основы организации факультатива в 3-ем классе.
- Представить характеристику психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов.
- На основе анализа ФГОС НОО и нормативно-правовых актов выявить особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях системно-деятельностной парадигмы образования.
- Определить место и специфику факультатива в ряду других форм организации внеурочной деятельности младших школьников.
- Определить возможное содержание и разработать тематический план факультативного курса по русскому языку в 3-ем классе.
- Провести апробацию разработанного факультативного курса в учебно-воспитательном процессе МОБУ БГО СОШ № 10.
Апробация результатов исследования
- Настоящая дипломная работа выполнена по заявке администрации МБОУ БГО СОШ № 10 (приложение № 1).
- Результаты настоящей дипломной работы были внедрены в практику работы МБОУ БГО СОШ № 10 (акт о внедрении, приложение №2; экспертное заключение, приложение № 3).
- Обобщение опыта работы по организации внеурочной деятельности младших школьников было представлено на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ БГО СОШ № 10, посвященном проблемам реализации ФГОС НОО (справка, приложение № 4).
Структура работы
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по русскому языку на начальном этапе обучения
1.1. Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Глава 2. Факультатив по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
2.1. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
2.2. Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности
2.3. Содержание и тематический план факультативного курса по русскому языку в 3 классе
Заключение
Список использованных источников информации
Приложения
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО
- Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса, деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
- Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
- Ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, которая позволяет стимулировать возникновение личностного интереса к различным вопросам жизнедеятельности и позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе общения и выполнения совместной деятельности в детском коллективе, в результате взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения обучающегося, которое необходимо для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Направления:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности
- Факультатив – вид предметной внеурочной деятельности, реализуемой в рамках общеинтеллектуального направления.
- Факультатив ориентируется на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат.
- Основан на добровольном выборе обучающимися тех предметов для углубленного изучения, которые им наиболее интересны.
- Посещение факультатива обучающимися, которые выбрали данные занятия, обязательно, так как они входят в расписание и учебную нагрузку преподавателя.
- Принципы организации: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Практическая работа (МБОУ БГО СОШ № 10, 2014-2015 уч. г.)
Факультатив «Занимательный русский язык»
(3 класс, 34 часа)
Цели факультативного курса:
- активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению,
- повысить уровень овладения русским языком.
Содержание:
Раздел1. «К тайнам звуков и букв (фонетика)» 2 часа
Раздел 2. «Наша речь (орфоэпия)» 2 часа
Раздел 3. В мире слов (лексика и фразеология) 7 часов
Раздел 4. «Значимые части слова (морфемика)» 5 часов
Раздел 5. «Правописание частей слов» 4 часа
Раздел 6. «Морфология» 12 часов
Раздел 7. «Синтаксис» 2 часа
Задачи факультатива «Занимательный русский язык»
- формировать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, убеждение в необходимости и возможности его грамотного использования;
- способствовать раскрытию творческих способностей детей;
- формировать умение самостоятельной работы с текстами;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- формировать эффективную речевую деятельность;
- корректировать речевые недочёты;
- формировать основы общей культуры через изучение родного языка;
- воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
- активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
- способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
Личностные результаты:
- ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировки своей деятельности;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- эффективно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии.
Предметные результаты
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),
- правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
- владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
- разбирать по составу доступные слова;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
- производить морфологический разбор этих частей речи;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать и понимать учебно-научные тексты;
- адекватно условиям общения использовать в своей речи (устной и письменной) слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы;
- осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Раздел «К тайнам звуков и букв»
Занимательная игра «Загадки фонетики»
Отборочный тур
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько букв, обозначающих гласный звук, в русском алфавите? (10)
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после ъ-ь)
- Какие согласные всегда твердые? (ж, ш, ц)
- Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)
- Какие слова нельзя разбить для переноса? (Слова, состоящие из одного слога)
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (После согласных)
- Как обозначается мягкость согласного на письме? (ь, е, ё, ю, я, и)
- В каком слове 7 букв я? (Семья)
- В каких словах сто согласных? (Стол, стог, стой)
Первое испытание «Красные вопросы»
- Сколько раз встречается звук [з] в предложении:
- Зина обратилась с просьбой к Лизе.
- Назовите слова, в которых одна буква обозначала бы два звука.
- Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? Второе испытание «Желтые вопросы»
- Прочитайте предложение: Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
- В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория, тире, ценишь.
- Сколько звуков в словах: июль, ненастный.
Третье испытание «Зеленые вопросы»
- Расставьте ударение в словах: алфавит, комбайнёр, шофёр, звонит.
- Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона. Сколько мягких согласных в этом предложении?
Раздел «Наша речь (орфоэпия)»
«Ударение меняет значение»
Отгадывание загадок.
а) Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас — атлАс.)
б) Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирИс.)
в) Мы — для пильщика подставка,
Мы -для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
В нас другое ударение –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)
Затем обучающимся предлагается привести по три своих примера пар слов, в которых ударение меняет значение
Раздел «Наша речь (орфоэпия)»
Первый этап:
Составление диалога со словами орфоэпического минимума:
коридор, календарь, директор, семь, восемь, радио, асфальт, бомба, компас, компот, женщина, мощный, овощной, хищный, поздравить, велосипед.
Второй этап:
Ролевая игра по составленным диалогам:
«У меня зазвонил телефон…».
Раздел «В мире слов (лексика и фразеология)»
- Сопоставьте первую и вторую редакцию предложений из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Чем они отличаются?
Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.
Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.
(Во второй редакции автор эпитет «матовые» стекла поменял на «тусклые» стекла).
- В каких отношениях между собой находятся эти эпитеты? (Это синонимы – близкие по значению слова, отличающиеся оттенками смысла).
- Используя словарь, объясните, чем отличаются эти слова? ( матовый – неясный, без блеска; тусклый – потемневший с течением времени).
- Проанализируйте высказывание известного русского критика и ученого-филолога В.Г. Белинского: «Каждое слово в … произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его».
- Сделайте вывод: почему автор заменил слово его синонимом? ( матовый передает только оттенок цвета, тогда как тусклый показывает, что стекла потемнели от старости, что подчеркивается словами «бывают в старинных русских церквах»).
Раздел «В мире слов (лексика и фразеология)»
Задание.
- Какие пословицы подходят к данным ситуациям:
А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку (Дело мастера боится).
Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
В) Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке (По труду и честь).
Раздел «Значимые части слова (морфемика)»
Игра «Крестики – нолики»
- Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
- Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
- Корень – это главная часть предложения. (-)
- Окончание – изменяемая часть слова.(+)
- Основа – это часть речи.(-)
- Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
- Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
- Основа – часть слова без окончания. (+)
- Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!