СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса. 

     Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

      Предмет исследования – внеурочная деятельность как условие достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «филология».

Просмотр содержимого документа
«Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе»

  Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе     Ю.А. Ермакова

Факультатив как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Ю.А. Ермакова

 Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса.  Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.  Предмет исследования – внеурочная деятельность как условие достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «филология».

Цель - разработка факультатива по русскому языку для учащихся 3 класса.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – внеурочная деятельность как условие достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области «филология».

Задачи исследования Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования. На основе анализа научно-методической литературы и учебно-методического комплекса «Школа России» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) описать лингво-методические основы организации факультатива в 3-ем классе. Представить характеристику психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. На основе анализа ФГОС НОО и нормативно-правовых актов выявить особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях системно-деятельностной парадигмы образования. Определить место и специфику факультатива в ряду других форм организации внеурочной деятельности младших школьников. Определить возможное содержание и разработать тематический план факультативного курса по русскому языку в 3-ем классе. Провести апробацию разработанного факультативного курса в учебно-воспитательном процессе МОБУ БГО СОШ № 10.

Задачи исследования

  • Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
  • На основе анализа научно-методической литературы и учебно-методического комплекса «Школа России» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) описать лингво-методические основы организации факультатива в 3-ем классе.
  • Представить характеристику психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов.
  • На основе анализа ФГОС НОО и нормативно-правовых актов выявить особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях системно-деятельностной парадигмы образования.
  • Определить место и специфику факультатива в ряду других форм организации внеурочной деятельности младших школьников.
  • Определить возможное содержание и разработать тематический план факультативного курса по русскому языку в 3-ем классе.
  • Провести апробацию разработанного факультативного курса в учебно-воспитательном процессе МОБУ БГО СОШ № 10.
Апробация результатов исследования Настоящая дипломная работа выполнена по заявке администрации МБОУ БГО СОШ № 10 (приложение № 1). Результаты настоящей дипломной работы были внедрены в практику работы МБОУ БГО СОШ № 10 (акт о внедрении, приложение №2; экспертное заключение, приложение № 3). Обобщение опыта работы по организации внеурочной деятельности младших школьников было представлено на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ БГО СОШ № 10, посвященном проблемам реализации ФГОС НОО (справка, приложение № 4).

Апробация результатов исследования

  • Настоящая дипломная работа выполнена по заявке администрации МБОУ БГО СОШ № 10 (приложение № 1).
  • Результаты настоящей дипломной работы были внедрены в практику работы МБОУ БГО СОШ № 10 (акт о внедрении, приложение №2; экспертное заключение, приложение № 3).
  • Обобщение опыта работы по организации внеурочной деятельности младших школьников было представлено на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ БГО СОШ № 10, посвященном проблемам реализации ФГОС НОО (справка, приложение № 4).
Структура работы   Введение   Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по русскому языку на начальном этапе обучения   1.1. Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе 1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста   Глава 2. Факультатив по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности младших школьников   2.1. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 2.2. Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности 2.3. Содержание и тематический план факультативного курса по русскому языку в 3 классе   Заключение   Список использованных источников информации   Приложения  

Структура работы

 

Введение

  Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по русскому языку на начальном этапе обучения

  1.1. Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

 

Глава 2. Факультатив по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности младших школьников

  2.1. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

2.2. Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности

2.3. Содержание и тематический план факультативного курса по русскому языку в 3 классе

 

Заключение

  Список использованных источников информации

  Приложения

 

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

  • Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса, деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной,  организуемая во внеурочное время  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 
  • Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
  • Ориентирована на создание условий для:
  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, которая позволяет стимулировать возникновение личностного интереса к различным вопросам жизнедеятельности и позитивного отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и выполнения совместной деятельности в детском коллективе, в результате взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения обучающегося, которое необходимо для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Направления:

спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности   Факультатив – вид предметной внеурочной деятельности, реализуемой в рамках общеинтеллектуального направления. Факультатив ориентируется на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Основан на добровольном выборе обучающимися тех предметов для углубленного изучения, которые им наиболее интересны. Посещение факультатива обучающимися, которые выбрали данные занятия, обязательно, так как они входят в расписание и учебную нагрузку преподавателя. Принципы организации: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Особенности факультатива как формы организации внеурочной деятельности

  • Факультатив – вид предметной внеурочной деятельности, реализуемой в рамках общеинтеллектуального направления.
  • Факультатив ориентируется на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат.
  • Основан на добровольном выборе обучающимися тех предметов для углубленного изучения, которые им наиболее интересны.
  • Посещение факультатива обучающимися, которые выбрали данные занятия, обязательно, так как они входят в расписание и учебную нагрузку преподавателя.
  • Принципы организации: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Практическая работа  (МБОУ БГО СОШ № 10, 2014-2015 уч. г.) Факультатив «Занимательный русский язык» (3 класс, 34 часа) Цели факультативного курса: активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком. Содержание: Раздел1. «К тайнам звуков и букв (фонетика)» 2 часа Раздел 2. «Наша речь (орфоэпия)» 2 часа Раздел 3. В мире слов (лексика и фразеология) 7 часов Раздел 4. «Значимые части слова (морфемика)» 5 часов Раздел 5. «Правописание частей слов» 4 часа Раздел 6. «Морфология» 12 часов Раздел 7. «Синтаксис» 2 часа

Практическая работа (МБОУ БГО СОШ № 10, 2014-2015 уч. г.)

Факультатив «Занимательный русский язык»

(3 класс, 34 часа)

Цели факультативного курса:

  • активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению,
  • повысить уровень овладения русским языком.

Содержание:

Раздел1. «К тайнам звуков и букв (фонетика)» 2 часа

Раздел 2. «Наша речь (орфоэпия)» 2 часа

Раздел 3. В мире слов (лексика и фразеология) 7 часов

Раздел 4. «Значимые части слова (морфемика)» 5 часов

Раздел 5. «Правописание частей слов» 4 часа

Раздел 6. «Морфология» 12 часов

Раздел 7. «Синтаксис» 2 часа

Задачи факультатива «Занимательный русский язык» формировать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, убеждение в необходимости и возможности его грамотного использования; способствовать раскрытию творческих способностей детей; формировать умение самостоятельной работы с текстами; стимулировать интеллектуальное развитие детей; формировать эффективную речевую деятельность; корректировать речевые недочёты; формировать основы общей культуры через изучение родного языка; воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку; активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения; способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.

Задачи факультатива «Занимательный русский язык»

  • формировать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, убеждение в необходимости и возможности его грамотного использования;
  • способствовать раскрытию творческих способностей детей;
  • формировать умение самостоятельной работы с текстами;
  • стимулировать интеллектуальное развитие детей;
  • формировать эффективную речевую деятельность;
  • корректировать речевые недочёты;
  • формировать основы общей культуры через изучение родного языка;
  • воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
  • активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
  • способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
Личностные результаты:   ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе.

Личностные результаты:

  • ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты:    Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировки своей деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировки своей деятельности;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Метапредметные результаты:    Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнера высказывания; эффективно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • эффективно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Метапредметные результаты:    Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать аналогии.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии.

Предметные результаты

  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),
  • правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
  • владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
  • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
  • подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  • разбирать по составу доступные слова;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • производить морфологический разбор этих частей речи;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
  • выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать и понимать учебно-научные тексты;
  • адекватно условиям общения использовать в своей речи (устной и письменной) слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы;
  • осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Раздел «К тайнам звуков и букв»

Занимательная игра «Загадки фонетики»

Отборочный тур

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Сколько букв, обозначающих гласный звук, в русском алфавите? (10)
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после ъ-ь)
  • Какие согласные всегда твердые? (ж, ш, ц)
  • Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)
  • Какие слова нельзя разбить для переноса? (Слова, состоящие из одного слога)
  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (После согласных)
  • Как обозначается мягкость согласного на письме? (ь, е, ё, ю, я, и)
  • В каком слове 7 букв я? (Семья)
  • В каких словах сто согласных? (Стол, стог, стой)

Первое испытание «Красные вопросы»

  • Сколько раз встречается звук [з] в предложении:
  • Зина обратилась с просьбой к Лизе.
  • Назовите слова, в которых одна буква обозначала бы два звука.
  • Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? Второе испытание «Желтые вопросы»
  • Прочитайте предложение: Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
  • В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория, тире, ценишь.
  • Сколько звуков в словах: июль, ненастный.

Третье испытание «Зеленые вопросы»

  • Расставьте ударение в словах: алфавит, комбайнёр, шофёр, звонит.
  • Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона. Сколько мягких согласных в этом предложении?
Раздел «Наша речь (орфоэпия)»   «Ударение меняет значение» Отгадывание загадок. а) Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Захочешь — превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас — атлАс.) б) Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение - И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирИс.) в) Мы — для пильщика подставка, Мы -для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка В нас другое ударение – Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.) Затем обучающимся предлагается привести по три своих примера пар слов, в которых ударение меняет значение

Раздел «Наша речь (орфоэпия)»

«Ударение меняет значение»

Отгадывание загадок.

а) Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас — атлАс.)

б) Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис — ирИс.)

в) Мы — для пильщика подставка,

Мы -для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

В нас другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)

Затем обучающимся предлагается привести по три своих примера пар слов, в которых ударение меняет значение

Раздел «Наша речь (орфоэпия)» Первый этап:  Составление диалога со словами орфоэпического минимума: коридор, календарь, директор, семь, восемь, радио, асфальт, бомба, компас, компот, женщина, мощный, овощной, хищный, поздравить, велосипед. Второй этап: Ролевая игра по составленным диалогам:  «У меня зазвонил телефон…».

Раздел «Наша речь (орфоэпия)»

Первый этап:

Составление диалога со словами орфоэпического минимума:

коридор, календарь, директор, семь, восемь, радио, асфальт, бомба, компас, компот, женщина, мощный, овощной, хищный, поздравить, велосипед.

Второй этап:

Ролевая игра по составленным диалогам:

«У меня зазвонил телефон…».

Раздел «В мире слов (лексика и фразеология)»

  • Сопоставьте первую и вторую редакцию предложений из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Чем они отличаются?

Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.

Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах.

(Во второй редакции автор эпитет «матовые» стекла поменял на «тусклые» стекла).

  • В каких отношениях между собой находятся эти эпитеты? (Это синонимы – близкие по значению слова, отличающиеся оттенками смысла).
  • Используя словарь, объясните, чем отличаются эти слова? ( матовый – неясный, без блеска; тусклый – потемневший с течением времени).
  • Проанализируйте высказывание известного русского критика и ученого-филолога В.Г. Белинского: «Каждое слово в … произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его».
  • Сделайте вывод: почему автор заменил слово его синонимом? ( матовый передает только оттенок цвета, тогда как тусклый показывает, что стекла потемнели от старости, что подчеркивается словами «бывают в старинных русских церквах»).
Раздел «В мире слов (лексика и фразеология)» Задание. Какие пословицы подходят к данным ситуациям: А) Дома  у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку (Дело мастера боится). Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз  книжку не откроет, домашние задания делает кое-как.  Вот ей  подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). В) Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А   Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке (По труду и честь).

Раздел «В мире слов (лексика и фразеология)»

Задание.

  • Какие пословицы подходят к данным ситуациям:

А) Дома  у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку (Дело мастера боится).

Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз  книжку не откроет, домашние задания делает кое-как.  Вот ей  подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

В) Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А   Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке (По труду и честь).

Раздел «Значимые части слова (морфемика)»   Игра «Крестики – нолики» Родственные слова ещё называют однокоренными. (+) Верно ли, что у слов  телега и телеграмма одинаковый корень? (-) Корень – это главная часть предложения. (-) Окончание – изменяемая часть слова.(+) Основа – это часть речи.(-) Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) Окончание помогает образовывать новые слова. (-) Основа – часть слова без окончания. (+) Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)

Раздел «Значимые части слова (морфемика)»

Игра «Крестики – нолики»

  • Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
  • Верно ли, что у слов  телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
  • Корень – это главная часть предложения. (-)
  • Окончание – изменяемая часть слова.(+)
  • Основа – это часть речи.(-)
  • Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  • Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
  • Основа – часть слова без окончания. (+)
  • Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
  БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!