Филимоновкая глиняная
игрушка
Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек
Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фо ну.
Символы
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, –
с магической символикой. В филимоновской игрушке мы видим
символы солнца, земли, воды, плодородия.
Знаки солнца – очень многообразны и
изображаются кружками с лучами, даже
есть изображение ночного солнца. Знак
воды – полосы в виде треугольников. Дождь
обозначается прерывистыми линиями.
Основные образы филимоновской игрушки :
Женская глиняная фигурка. Этот образ – продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины.
Медведь – один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы .
- Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия
Конь олицетворяет Солнце. В древней Православной Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать. Как мы с вами помним, в мезенской и борецкой росписях конь также означает Солнце.
Птицы . Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
Корова
символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.
В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы. Создавая игрушку, мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.
Такую игрушку под силу сделать самому ребёнку или хотя бы попробовать расписать её.
Источники:
- И.А. Лыкова «Филимоновская игрушка»
- И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка»
- Статья С.В. Калинкиной «Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и роспись»
- http://kidsmoy.su/publ/lepka/glinjanaja_igrushka/filimonovskaja_igrushka/19-1-0-91
- http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html