Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Философия экзистенциализма".»
Философия экзистенциализма
- Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия сущности человека и его существования.
- Бытие человека глубоко индивидуально, лично. Но мы живем в обществе, а оно всегда стремится подавить индивидуальность.
Основные вехи развития
Как направление философии начал зарождаться еще в середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских учений, которое пополняли своими работами:
- Накануне Первой мировой войны в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев
- После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер
- В период Второй мировой войны во Франции: Г. Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
- К середине ХХ века широко распространился и в других странах, представители которых более придерживались уже рассмотренных вопросов.
- С точки зрения экзистенциализма, в этом мире мы все делаем далеко не то, что соответствует нашей сущности. То есть между нашим глубинным «Я» и жизнью есть фундаментальные противоречия.
Предпосылки возникновения:
- Эпоха крупных исторических потрясений (Первой и Второй мировой войн), во многом бессмысленная гибель миллионов людей;
- Наука и техника стали использоваться во вред человеку;
- Возрастание жестокости, распространение тоталитарных режимов
- остро поставили вопрос о смысле человеческого бытия и отношениях между личностью и обществом.
- Оптимистичная надежда на разум, неуклонный прогресс истории потерпели крах.
- Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального (в том числе научного) мышления и главным средством познания мира считают эмоциональную интуицию, чувства и переживания людей.
Основные проблемы экзистенциализма:
- Уникальность человеческой жизни , чувств, переживаний, надежд, жизни человека в целом;
- Проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, насилия, ответственности:
Общество, государство пренебрегает человеком, подавляет его «Я». Человек выполняет роль винтика, марионетки, которого потом выкидывают «на свалку»;
- Проблема «одиночества», «заброшенности» человека (человек одинок в мире, чувствует себя ненужным, потерянным);
- Проблема смысла и бессмысленности жизни;
- Проблема внутреннего выбора и ответственности
Сёрен Кьеркегор (1813-1855)
- Идейный предшественник экзистенциализма.
- «Почему философия не уделяет внимания человеку»?
Кьеркегор:
- Подлинное существование – это выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор и ответственность за него, нахождение себя – экзистенция .
- «Человек существует настолько, насколько он себя осуществляет».
- Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами.
- Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.
Жан Поль Сартр (1905-1980)
Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями . Например: выбор профессии, выбор места работы и т.д.
По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.
Альбер Камю (1913-1960)
Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла.
Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто.
Жизнь человека - абсурд
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:
- соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным;
- соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.
Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда:
БУНТ
САМОУБИЙСТВО
Бунт Камю – это фактически бунт против разума, борьба за его развенчание, поскольку разум не способен постичь мир.
Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда.
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.