СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. "Философия экзистенциализма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Философия экзистенциализма".

Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Философия экзистенциализма".»

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия сущности человека и его существования.  Бытие человека глубоко индивидуально, лично. Но мы живем в обществе, а оно всегда стремится подавить индивидуальность.
  • Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия сущности человека и его существования.

  • Бытие человека глубоко индивидуально, лично. Но мы живем в обществе, а оно всегда стремится подавить индивидуальность.
Основные вехи развития Как направление философии начал зарождаться еще в середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских учений, которое пополняли своими работами: Накануне Первой мировой войны в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер В период Второй мировой войны во Франции: Г. Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др. К середине ХХ века широко распространился и в других странах, представители которых более придерживались уже рассмотренных вопросов.

Основные вехи развития

Как направление философии начал зарождаться еще в середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских учений, которое пополняли своими работами:

  • Накануне Первой мировой войны в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев
  • После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер
  • В период Второй мировой войны во Франции: Г. Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др.
  • К середине ХХ века широко распространился и в других странах, представители которых более придерживались уже рассмотренных вопросов.
С точки зрения экзистенциализма, в этом мире мы все делаем далеко не то, что соответствует нашей сущности. То есть между нашим глубинным «Я» и жизнью есть фундаментальные противоречия.
  • С точки зрения экзистенциализма, в этом мире мы все делаем далеко не то, что соответствует нашей сущности. То есть между нашим глубинным «Я» и жизнью есть фундаментальные противоречия.
Предпосылки возникновения: Эпоха крупных исторических потрясений (Первой и Второй мировой войн), во многом бессмысленная гибель миллионов людей; Наука и техника стали использоваться во вред человеку; Возрастание жестокости, распространение тоталитарных режимов - остро поставили вопрос о смысле человеческого бытия и отношениях между личностью и обществом.

Предпосылки возникновения:

  • Эпоха крупных исторических потрясений (Первой и Второй мировой войн), во многом бессмысленная гибель миллионов людей;
  • Наука и техника стали использоваться во вред человеку;
  • Возрастание жестокости, распространение тоталитарных режимов

- остро поставили вопрос о смысле человеческого бытия и отношениях между личностью и обществом.

Оптимистичная надежда на разум, неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального (в том числе научного) мышления и главным средством познания мира считают эмоциональную интуицию, чувства и переживания людей.
  • Оптимистичная надежда на разум, неуклонный прогресс истории потерпели крах.
  • Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального (в том числе научного) мышления и главным средством познания мира считают эмоциональную интуицию, чувства и переживания людей.
Основные проблемы экзистенциализма: Уникальность человеческой жизни , чувств, переживаний, надежд, жизни человека в целом; Проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, насилия, ответственности:  Общество, государство пренебрегает человеком, подавляет его «Я». Человек выполняет роль винтика, марионетки, которого потом выкидывают «на свалку»;

Основные проблемы экзистенциализма:

  • Уникальность человеческой жизни , чувств, переживаний, надежд, жизни человека в целом;
  • Проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, насилия, ответственности:

Общество, государство пренебрегает человеком, подавляет его «Я». Человек выполняет роль винтика, марионетки, которого потом выкидывают «на свалку»;

Проблема «одиночества», «заброшенности» человека (человек одинок в мире, чувствует себя ненужным, потерянным); Проблема смысла и бессмысленности жизни; Проблема внутреннего выбора и ответственности
  • Проблема «одиночества», «заброшенности» человека (человек одинок в мире, чувствует себя ненужным, потерянным);
  • Проблема смысла и бессмысленности жизни;
  • Проблема внутреннего выбора и ответственности

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) Идейный предшественник экзистенциализма. «Почему философия не уделяет внимания человеку»?

Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

  • Идейный предшественник экзистенциализма.
  • «Почему философия не уделяет внимания человеку»?
Кьеркегор: Подлинное существование – это выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор и ответственность за него, нахождение себя – экзистенция . «Человек существует настолько, насколько он себя осуществляет».

Кьеркегор:

  • Подлинное существование – это выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор и ответственность за него, нахождение себя – экзистенция .
  • «Человек существует настолько, насколько он себя осуществляет».
Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами. Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.
  • Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами.
  • Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.
Жан Поль Сартр (1905-1980)

Жан Поль Сартр (1905-1980)

Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями . Например: выбор профессии, выбор места работы и т.д. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.

Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями . Например: выбор профессии, выбор места работы и т.д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.

Альбер Камю (1913-1960)

Альбер Камю (1913-1960)

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто.

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла.

Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто.

Жизнь человека - абсурд Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Жизнь человека - абсурд

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

  • соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным;
  • соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда:       БУНТ САМОУБИЙСТВО Бунт Камю – это фактически бунт против разума, борьба за его развенчание, поскольку разум не способен постичь мир.  Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда.  В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда:

БУНТ

САМОУБИЙСТВО

Бунт Камю – это фактически бунт против разума, борьба за его развенчание, поскольку разум не способен постичь мир.

Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда.

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!