СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Формирование читательской грамотности на уроках биологии и химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. •Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения  интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование читательской грамотности на уроках биологии и химии»»

МБОУ Песчано-Ковалинская СОШ Лаишевского муниципального района РТ Семинар учителей биологии и химии по теме: «Формирование читательской грамотности на уроках биологии и химии»  Учитель химии: Мисалимова Л.Ф.  14.03.2024

МБОУ Песчано-Ковалинская СОШ Лаишевского муниципального района РТ

Семинар учителей биологии и химии по теме:

«Формирование читательской грамотности на уроках биологии и химии»

Учитель химии: Мисалимова Л.Ф.

14.03.2024

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. Ушинский К.Д.

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.

Ушинский К.Д.

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
  • Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
Требования к учебным текстам • обладать научно-познавательной ценностью • соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников • соответствовать образовательным целям предметного раздела учебной программы • способствовать решению обозначенных в программе задач. Основные этапы работы с текстом • Ознакомление • Понимание • Анализ информации • Синтез информации • Применение информации

Требования к учебным текстам

• обладать научно-познавательной ценностью

• соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников

• соответствовать образовательным целям предметного раздела учебной программы

• способствовать решению обозначенных в программе задач.

Основные этапы работы с текстом

• Ознакомление

• Понимание

• Анализ информации

• Синтез информации

• Применение информации

Приемы формирования осмысленного чтения:

Приемы формирования осмысленного чтения:

  • " Мозговой штурм"

Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Учитель обращается к ученикам с вопросом:

  • "Какие ассоциации возникают у вас, когда вы услышите словосочетание «Простые и сложные вещества»?
  • «Что вы знаете о металлах 2 группы главной подгруппы?»
Работа с текстом из литературных произведений Например, рассказ Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез.  Работа с научно-популярным текстом Большую роль в формировании читательской грамотности играют задания на основе текста из научно-популярной, справочной литературы, (журналы, словари, энциклопедии, учебно-методические пособия).

Работа с текстом из литературных произведений

Например, рассказ Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез.

Работа с научно-популярным текстом

Большую роль в формировании читательской грамотности играют задания на основе текста из научно-популярной, справочной литературы, (журналы, словари, энциклопедии, учебно-методические пособия).

Работа с художественными и научно-популярными текстами

Работа с художественными и научно-популярными текстами

Прием «Рассечение вопроса» • 9 класс: Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста «Многоликий углерод и предположить, о чем пойдет речь в тексте» (Аллотропные модификации углерода).  Прием: «Угадай слово (вещество)» Нам в тексте встретится название вещества. Попробуем его угадать, расширяя контекст. • Он газообразный, имеет резкий запах, не имеет цвета. • Его чаще всего получают из водорода и азота. • Он взаимодействует с кислотами, с образованием солей • Это вещество молекула, которого состоит из 1 атома азота и трех атомов водорода. (Слово «Аммиак»)

Прием «Рассечение вопроса»

• 9 класс: Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста «Многоликий углерод и предположить, о чем пойдет речь в тексте» (Аллотропные модификации углерода).

Прием: «Угадай слово (вещество)»

Нам в тексте встретится название вещества. Попробуем его угадать, расширяя контекст.

• Он газообразный, имеет резкий запах, не имеет цвета.

• Его чаще всего получают из водорода и азота.

• Он взаимодействует с кислотами, с образованием солей

• Это вещество молекула, которого состоит из 1 атома азота и трех атомов водорода. (Слово «Аммиак»)

Составление творческих заданий (в качестве домашнего задания): Это может быть Тест; Учебная задача по предмету; Сказка; Ребус; Викторина (вопрос-ответ); Кроссворд; Головоломки Синквейн

Составление творческих заданий

(в качестве домашнего задания):

Это может быть

  • Тест;
  • Учебная задача по предмету;
  • Сказка;
  • Ребус;
  • Викторина (вопрос-ответ);
  • Кроссворд;
  • Головоломки
  • Синквейн
«Составление синквейна»  Аммиак бесцветный, легкий взаимодействует , раздражает , «отрезвляет» газ с резким характерным запахом нитрид водорода.  Полимеры Легкие, прочные Горят, разлагаются, плавятся Широко используются в наше время Макромолекулы.  Химия Органическая, неорганическая. Открывает, изучает, превращает. Очень сложный предмет Это жизнь. Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие. Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение .

«Составление синквейна»

Аммиак

бесцветный, легкий

взаимодействует , раздражает ,

«отрезвляет»

газ с резким характерным запахом

нитрид водорода.

Полимеры

Легкие, прочные

Горят, разлагаются, плавятся

Широко используются в наше время

Макромолекулы.

Химия Органическая, неорганическая. Открывает, изучает, превращает. Очень сложный предмет

Это жизнь.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.

Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение .

  • Приём «Заполнение пропусков»
  • в тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст.

Тема «Кристаллические решётки в 8 классе

Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры, которыми обозначены на рисунке соответствующие понятия

• Кристаллические вещества состоят из частиц, которые имеют четкое расположение в определенных точках пространства. Если соединить эти частицы, то получится своеобразный каркас, который называется (---).

• А точки, где находятся частицы – (---). В узлах кристаллической решетки могут находиться ионы, атомы, молекулы. В зависимости от типа частиц в кристаллической решетки и характера связи между ними, различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решётки. Ионными, называются кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---). Их образуют вещества с (---) типом связи. Это соли, основания, некоторые оксиды.

• Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---), которые между собой соединены очень прочными (----) связями. Атомную кристаллическую решётку имеет (---). Молекулярная кристаллическая решётка – это кристаллическая решетка, в узлах которой находятся (---).

• Связи у веществ с молекулярной кристаллической решёткой могут быть (---), как в молекулах HCl, H2O, и (---), как в молекулах O2, O3, N2, H2 и др. Атомы внутри молекулы связаны прочно, а вот связи между самими молекулами непрочные. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют (---) твердость, (---) температуры плавления и кипения, летучи.

 Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова: Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение …….. BaSO 4 – это………………………. каша Для обнаружения углекислого газа используют раствор …………. Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла, мела - ………… Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, …………….. В коровьем молоке содержится много ………  Негашёная известь – это ……….. . ………… реагирует с водой, образуя известковое молоко. Горькая соль (глауберова соль) – это сульфат …….., из-за него морская вода горькая. …… .. в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова:

  • Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..
  • BaSO 4 – это………………………. каша
  • Для обнаружения углекислого газа используют раствор ………….
  • Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла, мела - …………
  • Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..
  • В коровьем молоке содержится много ………
  • Негашёная известь – это ……….. .
  • ………… реагирует с водой, образуя известковое молоко.
  • Горькая соль (глауберова соль) – это сульфат …….., из-за него морская вода горькая.
  • …… .. в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
 «Составление краткой записи задачи» Смешали 150 г 10 % и 250 г 5 % растворов сахара. Вычислить массовую долю полученного раствора.

«Составление краткой записи задачи»

  • Смешали 150 г 10 % и 250 г 5 % растворов сахара. Вычислить массовую долю полученного раствора.
масса раствора масса вещества mp1=150г концентрация раствора mрв1=15г mp2=250г w1=0,1 mрв2=12,5г mp0-? w2=0,05 mpв0=? w0=?

масса раствора

масса вещества

mp1=150г

концентрация раствора

mрв1=15г

mp2=250г

w1=0,1

mрв2=12,5г

mp0-?

w2=0,05

mpв0=?

w0=?

 «Тонкие» и «толстые» вопросы « Тонкие вопросы» - вопросы, на которые можно ответь коротко «да» или «нет».   «Толстые вопросы» - вопросы, ответы на которые, требуют доказательства, рассуждения Примерные «Толстые» вопросы» Примерные «Тонкие» вопросы Почему вещества с ионной связью растворяются хорошо, а вещества с ковалентной неполярной плохо? Кто сформулировал теорию электролитической диссоциации? В чём различие диссоциации веществ с ионной связью и ковалентной полярной? Что представляют из себя гидратированные ионы?  Предположите, как пойдет процесс растворения, если раствор нагреть? Когда была сформулирована теория электролитической диссоциации?

«Тонкие» и «толстые» вопросы

« Тонкие вопросы» - вопросы, на которые можно ответь коротко «да» или «нет».   «Толстые вопросы» - вопросы, ответы на которые, требуют доказательства, рассуждения

Примерные «Толстые» вопросы»

Примерные «Тонкие» вопросы

  • Почему вещества с ионной связью растворяются хорошо, а вещества с ковалентной неполярной плохо?
  • Кто сформулировал теорию электролитической диссоциации?
  • В чём различие диссоциации веществ с ионной связью и ковалентной полярной?
  • Что представляют из себя гидратированные ионы?
  • Предположите, как пойдет процесс растворения, если раствор нагреть?
  • Когда была сформулирована теория электролитической диссоциации?
Прием «Чтение с пометками» ( «Инсерт»)  Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: «V» – уже знал «+» - новое «-» – думал иначе «?» - не понял, есть вопросы и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Прием «Чтение с пометками» ( «Инсерт»)

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«V» – уже знал

«+» - новое

«-» – думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы и требует

дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Прием «Чтение по частям»          Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части: • «Металлы в природе» • «Руды» • «Пирометаллургия» • «Гидрометаллургия» • «Электрометаллургия»

Прием «Чтение по частям»

Урок в 9 классе по теме «Получение металлов»

Текст делится на части:

• «Металлы в природе»

• «Руды»

• «Пирометаллургия»

• «Гидрометаллургия»

• «Электрометаллургия»

При подготовке к государственной аттестации, всероссийским проверочным работам (ВПР) предлагаю обучающимся задания следующего содержания: Работа с таблицей В 5 классе при изучении темы «Химический состав клетки» предлагаю ответить на вопросы, используя таблицу «Содержание органических веществ в плодах некоторых растений» 1. В плодах какого растении из перечисленных в таблице содержится наименьшее количество сахаров? 2. В плодах какого растения из перечисленных в таблице больше всего жиров и белков? 3. Плоды каких растений из перечисленных в таблице имеют практически одинаковую калорийность? Растения Органические вещества, г (в 100 г) Арахис Белки, г Фундук 26,3 Жиры, г Калорийность, 15 Углеводы, г Грецкий орех 45,2 61,5 9,9 Ккал (в 100 г) 15,2 9,4 552 65,2 651 7 654

При подготовке к государственной аттестации, всероссийским проверочным работам (ВПР) предлагаю обучающимся задания следующего содержания:

Работа с таблицей

В 5 классе при изучении темы «Химический состав клетки» предлагаю ответить на вопросы, используя таблицу «Содержание органических веществ в плодах некоторых растений»

1. В плодах какого растении из перечисленных в таблице содержится наименьшее количество сахаров?

2. В плодах какого растения из перечисленных в таблице больше всего жиров и белков?

3. Плоды каких растений из перечисленных в таблице имеют практически одинаковую калорийность?

Растения

Органические вещества, г (в 100 г)

Арахис

Белки, г

Фундук

26,3

Жиры, г

Калорийность,

15

Углеводы, г

Грецкий орех

45,2

61,5

9,9

Ккал (в 100 г)

15,2

9,4

552

65,2

651

7

654

«Верные и неверные утверждения»  Поставить «+» или «-»: 1.  Все перечисленные элементы относятся к щелочноземельным металлам относят: Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra; 2.  Степень окисления щелочноземельных металлов +2; 3.  Щелочноземельные металлы при растворении в воде образуют щелочи. 4.  Восстановительные свойства в группе сверху вниз уменьшается; 5.  Число электронов на внешнем уровне - 1; 6.  Сжигание магния сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании. 7.  Бериллий является амфотерным элементом. 8.  Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина. 9.  Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы реагируют с водой. 10. Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы встречаются как в свободном, так и в составе соединений.

«Верные и неверные утверждения»

Поставить «+» или «-»:

1. Все перечисленные элементы относятся к щелочноземельным металлам относят: Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra;

2. Степень окисления щелочноземельных металлов +2;

3. Щелочноземельные металлы при растворении в воде образуют щелочи.

4. Восстановительные свойства в группе сверху вниз уменьшается;

5. Число электронов на внешнем уровне - 1;

6. Сжигание магния сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.

7. Бериллий является амфотерным элементом.

8. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина.

9. Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы реагируют с водой.

10. Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы встречаются как в свободном, так и в составе соединений.

 «Кластер. Опорные схемы» Применение неорганических и органических веществ

«Кластер. Опорные схемы»

Применение неорганических и органических веществ

Интеллект-карта по теме «Арены» 10 класс

Интеллект-карта по теме «Арены» 10 класс

Прием «Создание интеллект-карты»  Наглядное представление информации • Обобщение и систематизация больших объемов информации • Представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Прием «Создание интеллект-карты»

Наглядное представление информации

• Обобщение и систематизация больших объемов информации

• Представление информации в виде конспекта, опорный схемы, которые могут быть использованы на этапе решения задач

• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Прием «Составь рассказ по рисунку» По рис. «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», «Применение углерода», по схеме «Образование современной атмосферы», по диаграмме «Распространение химических элементов в земной коре» учащиеся могут составить рассказ.

Прием «Составь рассказ по рисунку»

По рис. «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», «Применение углерода», по схеме «Образование современной атмосферы», по диаграмме «Распространение химических элементов в земной коре» учащиеся могут составить рассказ.

Прием «Составь диаграмму по таблице» 8 класс Тема «Состав воздуха»

Прием «Составь диаграмму по таблице»

8 класс Тема «Состав воздуха»

Прием «Фишбоум»

Прием «Фишбоум»

Прием написания эссе  Эффективная художественная форма письменной рефлексии, свободное письмо на заданную тему, произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам, временные границы выполнения – 5-10-15-20 минут.  Например, «Озон – друг или враг?», «Экологические границы не знают границ» Алгоритм написания эссе Обсуждаемая тема (проблема) Собственная позиция Краткое обоснование Возможные возражения, выдвигаемые слушателями Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной Заключение

Прием написания эссе

Эффективная художественная форма письменной рефлексии, свободное письмо на заданную тему, произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам, временные границы выполнения – 5-10-15-20 минут.

Например, «Озон – друг или враг?», «Экологические границы не знают границ»

Алгоритм написания эссе

  • Обсуждаемая тема (проблема)
  • Собственная позиция
  • Краткое обоснование
  • Возможные возражения, выдвигаемые слушателями
  • Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной
  • Заключение
Придумай вопросы и найди ответы на них Работа над проектами
  • Придумай вопросы и найди ответы на них
  • Работа над проектами
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!