СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности"»

Формирование  функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности Подготовила: Пономарева Оксана Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Студенокская СОШ»

Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

Подготовила: Пономарева Оксана Георгиевна,

учитель начальных классов МБОУ «Студенокская СОШ»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.   Что такое «функциональная грамотность»?

Одна из важнейших задач

современной школы –

формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений  А. А. Леонтьев

Функциональная грамотностьспособность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

А. А. Леонтьев

Что же такое функциональная грамотность?  Простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Что же такое функциональная грамотность?

Простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения ученика начальной школы?  Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения ученика начальной школы?

Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Международные оценочные исследования

TIMSS

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

PISA

PIRLS

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

«Изучение качества чтения и понимание текста» 4 класс

«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

В ходе тестирования в рамках TIMSS, PIRLS оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность.

Читательская грамотность –  это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

Читательская грамотность это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

Читательская грамотность –  это базовый навык функциональной грамотности.  Гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Читательская грамотность это базовый навык функциональной грамотности. Гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Три этапа работы с текстом 1 стадия - предтекстовая. -формулируется цель чтения. -определяется характер текста -читается заголовок и подзаголовок -препдполагается, в чем замысел автора -выбор вида чтения и само чтение. 2 стадия – текстовая -по ходу чтения выдвинуть предположения, которые можно опровергнуть или подтвердить, оценить, оценить аргументы и логику текста, зафиксировать непонятное, спорное, важное. 3 стадия –послетекстовая -обдумать текст и выполнить задания: репродуктиные, продуктивные, коммуникативные, творческие.

Три этапа работы с текстом

1 стадия - предтекстовая.

-формулируется цель чтения.

-определяется характер текста

-читается заголовок и подзаголовок

-препдполагается, в чем замысел автора

-выбор вида чтения и само чтение.

2 стадия – текстовая

-по ходу чтения выдвинуть предположения, которые можно опровергнуть или подтвердить, оценить, оценить аргументы и логику текста, зафиксировать непонятное, спорное, важное.

3 стадия –послетекстовая

-обдумать текст и выполнить задания: репродуктиные, продуктивные, коммуникативные, творческие.

Стратегии работы с текстом

Стратегии работы с текстом

Стратегии работы с текстом

Стратегии работы с текстом

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе     1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р: РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА  2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе

 

1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе   Также можно предложить: прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель); добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе

 

Также можно предложить:

  • прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);
  • добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);
  • сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе  В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание : - прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы: DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)  

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание :

- прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

 

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: Прочитайте пословицу правильно:  Здоровому - грач не нужен. Лес рубят – кепки летят. Слезами морю не поможешь. Старый круг лучше новых двух. Ус - хорошо, а два лучше. Труд кормит, а пень портит.   

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе

Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

 

           Начиная со 2 класса задания усложняются: Приём «Тексты с

  • Начиная со 2 класса задания усложняются:

Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить

по смыслу.

Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого « Жучка » :

Несла Жучка её тень.

Глядь, в воде что в воде не тень, а Жучка и кость.

Пришло Жучке на ум, кость через мост.

Она и пусти свою кость, а своя ко дну пошла.

Ту не взяла, чтобы ту взять.

Приёмы для формирования читательской грамотности

 

Приёмы для формирования читательской грамотности  ● Приём «Чтение по частям» ● Приём «Реклама книги» ● Приём «Создание диафильма» ● Приём «Драматизация» ● Приём «Крестики-нолики» ● Приём «Ромашка вопросов»  

Приёмы для формирования читательской грамотности

Приём «Чтение по частям»

Приём «Реклама книги»

Приём «Создание диафильма»

Приём «Драматизация»

Приём «Крестики-нолики»

Приём «Ромашка вопросов»

 

Приём «Кубик Блума» Проверка домашнего задания Предложи  своё название рассказа Назови основные черты характера главного героя Придумай другой выход из сложившейся ситуации Почему  автор написал это произведение? Объясни , почему герой запомнил этот случай на всю жизнь? Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа

Приём «Кубик Блума»

Проверка домашнего задания

  • Предложи своё название рассказа
  • Назови основные черты характера главного героя
  • Придумай другой выход из сложившейся ситуации
  • Почему автор написал это произведение?
  • Объясни , почему герой запомнил этот случай на всю жизнь?
  • Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа
Н. Носов «Живая шляпа» 1.  - Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ. 2.  Чтение рассказа с остановками. Вопросы: - Как вы думаете, что произойдет дальше? -Что так испугало мальчиков? -Почему шляпа оказалась живой? -Что дальше будет делать шляпа? -Предположите, победят ли мальчики свой страх? -Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?   

Н. Носов «Живая шляпа»

1. - Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.

2. Чтение рассказа с остановками.

Вопросы:

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

-Что так испугало мальчиков?

-Почему шляпа оказалась живой?

-Что дальше будет делать шляпа?

-Предположите, победят ли мальчики свой страх?

-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?

 

Н. Носов «Живая шляпа»  3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клетки А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.       Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей    4.  Подберите синонимы к глаголам: Треснул - … Плюхнулся - …          о е о д

Н. Носов «Живая шляпа»

3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клетки

А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.

Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей

4. Подберите синонимы к глаголам:

Треснул - …

Плюхнулся - …

 

о

е

о

д

5. Определи последовательность событий, описанных в тексте. Напиши цифры в клетки .

5. Определи последовательность событий, описанных в тексте. Напиши цифры в клетки .

6. Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста. □ Семь раз отмерь, один раз отрежь. □ Яблоко от яблони недалеко падает □ Волков бояться – в лес не ходить. □ У страха глаза велики

6. Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.

□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

□ Яблоко от яблони недалеко падает

□ Волков бояться – в лес не ходить.

□ У страха глаза велики

Когда у медведиц родятся медвежата ? Когда залегают в берлоге медведи? Когда у просыпается медведь ? Когда засыпают медведи в берлогах? ?

Когда у медведиц родятся медвежата ?

Когда залегают в берлоге медведи?

Когда у просыпается медведь ?

Когда засыпают медведи в берлогах? ?

Естественнонаучная грамотность  позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

Естественнонаучная грамотность позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

Естественнонаучная грамотность  Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

Естественнонаучная грамотность Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

Задание 1. Вид деятельности: рассуждение Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.  Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже. Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными? Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны. Кора у березы чище и белее с северной стороны. Муравейник с северной стороны относительно дерева. Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева. Ответ: 1,4

Задание 1.

Вид деятельности: рассуждение

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

  • Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
  • Кора у березы чище и белее с северной стороны.
  • Муравейник с северной стороны относительно дерева.
  • Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.

Ответ: 1,4

Задание 2 Вид деятельности: применение Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.         Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.

Задание 2

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.

Задание 3. Вид деятельности: знание Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.  После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий. На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами. А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные. Планета   Расстояние от Солнца, млн. км Венера 58     Марс 150  

Задание 3.

Вид деятельности: знание

Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.

После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий. На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами. А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км

Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные.

Планета

 

Расстояние от Солнца, млн. км

Венера

58

 

 

Марс

150

 

Ясная пасмурная облачная 6 4 среда 8 4 декабря, 6 декабря, 7 декабря, 12 декабря, 13 декабря, 17 декабря, 15 декабря,

Ясная

пасмурная

облачная

6

4

среда

8

4 декабря,

6 декабря,

7 декабря,

12 декабря,

13 декабря,

17 декабря,

15 декабря,

Математическая грамотность  – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы.

Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы.

Математическая грамотность  Формирование математической грамотности возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

Математическая грамотность Формирование математической грамотности возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

Различные формы работы над задачей   1 . Работа над решенной задачей.  2. Решение задач различными способами.  3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.  4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать

Различные формы работы над задачей 1 . Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.

Логические задачи и ребусы

Логические задачи и ребусы

 Числовые последовательности  24,21,19,18,15,13, , ,7   1,4,9,16, , ,49,64,81,100   16,17,15,18,14,19, ,   1,3,6,8,16,18, , ,76,78   7,16,9;5,21,16;9, ,4   2,4,8,10,20,22, , ,92,94   24,22,19,15, ,      

Числовые последовательности

24,21,19,18,15,13, , ,7

1,4,9,16, , ,49,64,81,100

16,17,15,18,14,19, ,

1,3,6,8,16,18, , ,76,78

7,16,9;5,21,16;9, ,4

2,4,8,10,20,22, , ,92,94

24,22,19,15, ,

 

 

 

Методическая копилка по развитию математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики     - Сюжетные задачи; - Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел; - Математические фокусы и др.  

Методическая копилка по развитию математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики

 

- Сюжетные задачи;

- Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел;

- Математические фокусы и др.

 

Решение логических задач табличным способом Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.  • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.  • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.  • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.  • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.  • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.  Из чего состоял завтрак каждого из друзей?    

Решение логических задач табличным способом

Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

 

Финансовая грамотность  знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность,  необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

Финансовая грамотность знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

Креативное мышление  это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Креативное мышление это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Глобальные компетенции  – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;  — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;  — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!