Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности
Подготовила: Пономарева Оксана Георгиевна,
учитель начальных классов МБОУ «Студенокская СОШ»
Одна из важнейших задач
современной школы –
формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
А. А. Леонтьев
Что же такое функциональная грамотность?
Простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Что такое функциональная грамотность с точки зрения ученика начальной школы?
Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Международные оценочные исследования
TIMSS
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
PISA
PIRLS
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
«Изучение качества чтения и понимание текста» 4 класс
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
В ходе тестирования в рамках TIMSS, PIRLS оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. Гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.
Три этапа работы с текстом
1 стадия - предтекстовая.
-формулируется цель чтения.
-определяется характер текста
-читается заголовок и подзаголовок
-препдполагается, в чем замысел автора
-выбор вида чтения и само чтение.
2 стадия – текстовая
-по ходу чтения выдвинуть предположения, которые можно опровергнуть или подтвердить, оценить, оценить аргументы и логику текста, зафиксировать непонятное, спорное, важное.
3 стадия –послетекстовая
-обдумать текст и выполнить задания: репродуктиные, продуктивные, коммуникативные, творческие.
Стратегии работы с текстом
Стратегии работы с текстом
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе
1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА
2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе
Также можно предложить:
- прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);
- добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);
- сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе
В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание :
- прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ
(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
- Начиная со 2 класса задания усложняются:
Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить
по смыслу.
Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого « Жучка » :
Несла Жучка её тень.
Глядь, в воде что в воде не тень, а Жучка и кость.
Пришло Жучке на ум, кость через мост.
Она и пусти свою кость, а своя ко дну пошла.
Ту не взяла, чтобы ту взять.
Приёмы для формирования читательской грамотности
Приёмы для формирования читательской грамотности
● Приём «Чтение по частям»
● Приём «Реклама книги»
● Приём «Создание диафильма»
● Приём «Драматизация»
● Приём «Крестики-нолики»
● Приём «Ромашка вопросов»
Приём «Кубик Блума»
Проверка домашнего задания
- Предложи своё название рассказа
- Назови основные черты характера главного героя
- Придумай другой выход из сложившейся ситуации
- Почему автор написал это произведение?
- Объясни , почему герой запомнил этот случай на всю жизнь?
- Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа
Н. Носов «Живая шляпа»
1. - Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.
2. Чтение рассказа с остановками.
Вопросы:
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
-Что так испугало мальчиков?
-Почему шляпа оказалась живой?
-Что дальше будет делать шляпа?
-Предположите, победят ли мальчики свой страх?
-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?
Н. Носов «Живая шляпа»
3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клетки
А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.
Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей
4. Подберите синонимы к глаголам:
Треснул - …
Плюхнулся - …
о
е
о
д
5. Определи последовательность событий, описанных в тексте. Напиши цифры в клетки .
6. Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.
□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
□ Яблоко от яблони недалеко падает
□ Волков бояться – в лес не ходить.
□ У страха глаза велики
Когда у медведиц родятся медвежата ?
Когда залегают в берлоге медведи?
Когда у просыпается медведь ?
Когда засыпают медведи в берлогах? ?
Естественнонаучная грамотность позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
Естественнонаучная грамотность Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.
Задание 1.
Вид деятельности: рассуждение
Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.
Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.
Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?
- Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
- Кора у березы чище и белее с северной стороны.
- Муравейник с северной стороны относительно дерева.
- Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.
Ответ: 1,4
Задание 2
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.
Задание 3.
Вид деятельности: знание
Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.
После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий. На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами. А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км
Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные.
Планета
Расстояние от Солнца, млн. км
Венера
58
Марс
150
Ясная
пасмурная
облачная
6
4
среда
8
4 декабря,
6 декабря,
7 декабря,
12 декабря,
13 декабря,
17 декабря,
15 декабря,
Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы.
Математическая грамотность Формирование математической грамотности возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
Различные формы работы над задачей 1 . Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.
Логические задачи и ребусы
Числовые последовательности
24,21,19,18,15,13, , ,7
1,4,9,16, , ,49,64,81,100
16,17,15,18,14,19, ,
1,3,6,8,16,18, , ,76,78
7,16,9;5,21,16;9, ,4
2,4,8,10,20,22, , ,92,94
24,22,19,15, ,
Методическая копилка по развитию математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики
- Сюжетные задачи;
- Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел;
- Математические фокусы и др.
Решение логических задач табличным способом
Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?
Финансовая грамотность знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Креативное мышление это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Глобальные компетенции – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.