« Формирование функциональной грамотности школьников, на уроках истории и обществознания, посредством использования инновационных технологий, методов, приемов. »
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Лопатинская СОШ»
Снегур Татьяна Николаевна
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Приоритетная цель развития нашей страны на ближайшие годы - вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Основные направления формирования функциональной грамотности :
-Математическая грамотность
-Читательская грамотность
-Естественно научная грамотность
-Финансовая грамотность
-Глобальные компетенции
-Креативное мышление
Проблематика
1) учащиеся не всегда могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения; 2) часто не умеют использовать приобретенные знания в практической деятельности; 3) не все обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); 4) многие не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (юридических, философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
- «Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие»
Генри Форд.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания
Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Критическое мышление –
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление
- К. М. есть мышление самостоятельное.
- К. М Информация является отправным пунктом.
- К. М. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- К. М. стремится к убедительной аргументации.
- К. М. есть мышление социальное.
Основоположники ТРКМЧП
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами:
Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом , Скоттом Уолтером.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления (М. В. Кларин, С. И.Заир-Бек, И. О.Загашев, И. В.Муштавинская и др.) и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.
Специфика образовательной технологии ТРКМЧП Во-первых, данная технология способствует приобретению навыков работы с информацией. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены приёмами педагогической техники работы с текстом. В-третьих, стратегии технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества.
Технологические этапы
1 стадия
2 стадия
Вызов
- Актуализация имеющихся знаний.
Осмысление
3 стадия
- Получение новой информации, осмысление её.
Рефлексия
- Пробуждение интереса к получению информации.
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
- Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
- Постановка учеником собственных целей обучения.
- Корректировка учеником поставленных целей обучения.
- Размышление, рождение нового знания.
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы используемые на стадии вызова
- «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
- Проблемные вопросы;
- «Толстые и тонкие» вопросы;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластеры;
- Таблицы
Приемы, используемые на стадии осмысления
- Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».
- Ведение различных записей: бортовой журнал;
- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые на стадии рефлексии
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Синквейн;
- Кластер;
- Возврат к ключевым словам;
- Устный круглый стол;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам.
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста:
КТО?
ЧТО?
КОГДА?
ГДЕ?
ПОЧЕМУ?
Чтение с остановками
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Что даёт технология развития критического мышления ученику
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что даёт технология развития критического мышления учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Спасибо за внимание!