Формулирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Как найти интересную тему для проекта?
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Требования к выбору темы исследования
- Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем.
- Тема должна быть актуальной.
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
- Тема может содержать спорный момент.
Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против».
- Тема должна быть конкретна.
- Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).
Актуальность и практическая значимость исследования
Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:
- научной значимости
- социальной значимости
- личностной значимости
- Почему?
- Для чего?
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Предмет и объект исследования
- Объект исследования - это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
- Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Пример
- Объект исследования: чипсы.
- Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
- Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
- Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
- Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
- Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах техникума.
Цель и задачи исследовательской работы
- Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Цель описывается обучающимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательского проекта :
- Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
- Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Пример
- Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
- Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион обучающихся Техникума строительства и городского хозяйства.
Гипотеза
После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза.
- Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.
Примеры выдвижения гипотезы:
- Цель: «Изучить развитие любознательности детей школьного возраста».
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
- Цель: «Разработать Web-сайт для работы по предмету «Основы проектной деятельности».
Гипотеза: Взаимодействие преподавателя по «Основам проектной деятельности» со студентами техникума станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web-сайт.
После формулировки цели проекта и выдвижения гипотезы укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследовательской работы при проведении экспериментов, опытов, наблюдений или изучения объекта исследования согласно выбранной теме.
Задачи исследовательской работы
- Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы обучающегося с начала до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или "Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?".
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.