СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формы государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формы государства"»

Обществознание 9 класс

Технологическая карта урока «Формы государства»

Читаева К.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №10



Одним из центральных понятий темы «Политика» в курсе обществознания основной школы является понятие «форма государства» и его элементы. В разделе «Политическая сфера жизни общества» указано, что каждый выпускник 9 класса должен научится:

 объяснять роль политики в жизни общества;

 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

 давать характеристику формам государственно-территориального

устройства;

 различать различные типы политических режимов, раскрывать их

основные признаки.

Однако отдельного параграфа, посвященного такому понятию как «форма государства», объединяющему все три элемента – форму правления, государственно-территориальное устройство и политический режим – нет. Более того, формирование этого понятия затруднено, так как его составные элементы рассмотрены в самом распространенном учебнике обществознания для 9 класса под ред акад. Л.Н. Боголюбова в двух разных параграфах. Это не позволяет обучающимся составить целостное представление о понятии «форма государства» и ведет к ошибкам при выполнении заданий в ходе итоговой аттестации за курс основной школы.

Поэтому кажется целесообразным провести отдельный урок, посвященный форме государства, а на следующем уроке еще раз подробно рассмотреть понятие «политический режим» и его виды, а также отдельно остановиться на том, какая форма государства у Российской Федерации.

Тип и вид урока: урок изучения нового материала: беседа с элементами лабораторного занятия

Цели урока:

  1. Предметные

  • Приобретение теоретических знаний: формирование представлений обучающихся о государстве как центральном институте политической системы общества и его формах

  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

  1. Метапредметные

    • Развивать умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение

    • Развивать умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

    • Развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

  1. Личностные

    • Развивать коммуникативную компетентность в общении

    • Создать условия для формирования целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира

Оборудование:

мультимедийный проектор для использования учебной презентации;

раздаточные материалы – тексты, материалы для подготовки плаката, карточки по теме «Форма государства»

Развернутый план урока

Этапы урока

Основное содержание

Приемы и формы учебной работы

Используемые средства обучения

Мотивационный момент (3-4 мин.)

Понятие «государство», признаки государства, функции государства

Проверка и актуализация знаний учащихся по теме предыдущего урока, выявление общих признаков и функций государства как политического института

Работа с изображениями, отражающими разные признаки государства, использование исторических картин и современных фотографий

Изучение нового материала:

А. (3-5 мин)

Б. (10 мин. – вар.1, 15-20 мин. – вар.2)


А. Введение понятий «форма государства», «форма правления», «территориально-административное устройство», «политический режим»


Б. Выявление видов форм правления, территориально-административного устройства и политических режимов, определение их характерных черт

А. Рассказ учителя









Б. Самостоятельная работа с текстом

А. Работа со схемой









Б. Самостоятельное заполнение части таблицы (вариант 1)

Работа в группе с текстом, создание плаката, отражающего основные положения текста, подготовка презентации работы группы (вариант 2)


Закрепление материала

(15-20 мин)

А. Представление результатов своей работы, заполнение общей таблицы или схемы








Б. Определение возможных характеристик государства по разным основаниям

А. Вариант 1 – фронтальная работа с классом по итогам самостоятельной работы с текстами

Вариант 2 – выступление представителей групп, представление полученного продукта – плаката со схемой


Б. Элементы интерактивной игры (составление групп, на основании того, какие характеристики относятся к государству, называемому ведущим)

А. Вариант 1 – заполнение таблицы по ответам одноклассников


Вариант 2 – представление плаката группы, заполнение таблицы на основе презентаций. Возможно, что таблица будет заполнена коллективно в парах или в микрогруппах


В обоих вариантах урока происходит сравнение ответов обучающихся с эталонным ответом, который представлен в презентации к уроку


Б. Работа с карточками – характеристиками государства

Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин)

Какие вопросы возникают при знакомстве с получившейся таблицей?

Эвристическая беседа

Формулирование вопросов о форме государства в РФ, об исторических формах государства, возможен выход на обсуждение проблемы демократии как политического режима – его эффективности, приемлемости в отдельных странах или исторических ситуациях, понимания сущности демократии и пр.

Организация домашнего задания (1 мин)


Запись домашнего задания с презентации

В электронном журнале размещается материал таблицы «Форма государства»

Параграф 2 в.5,6,7

Параграф 3 в.1,2

Рабочая тетрадь: параграф 2 №7 и 8, параграф 3 №2, 7, 8 и 9 (нумерация заданий по изданию РТ 2011 г.)

На следующем уроке предполагается тест по теме «Форма государства»

Приложение

Таблица «Форма государства»

Форма правления

Территориально-государственное устройство

Политический режим

Монархия

Республика

Унитарное государство

Федеративное государство

Демократия

Недемократический режим

Единоличное правление

Монарх получает власть по наследству

Глава государства – носитель суверенитета

Монарх не несет юридической ответственности

Высшие органы власти – выборные, периодически обновляются

Разделение властей

Гос.деятели несут юридическую ответственность

Единая территория

Границы административных единиц устанавливаются и изменяются центром

Единая конституция

Единое гражданство

Территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью

Единая правовая и судебная система

Государства – Дания, Испания, Италия, Япония

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Границы изменяются только с согласия субъектов

Есть конституции у субъектов при верховенстве конституции союза

Гражданство союза и субъектов

Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью

Верховенство союзного законодательства, субъекты принимают законодательные акты в сфере своей компетенции

Страны – Россия, Бразилия, Германия, Индия, США

Правовое государство, построенное на основе разделения властей, верховенства права, защиты прав и свобод человека

Политический плюрализм

Многопартийность

Существует и действует оппозиция

Смешанная экономика, доминирование частного сектора

Разрешено всё, что не запрещено законом

Источник власти – народ

Представительные органы формируется с помощью выборов на альтернативной основе


Большинство стран мира считает себя демократическими

Нет верховенства права

Нет реального признания и охраны прав человека

Опора на силу

Нет реального плюрализма

Абсолютная

Конституционная

Парламентская

Президентская

Авторитарный

Тоталитарный

Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) – в руках монарха. Его власть не ограничена законом.

Парламента и премьер-министра нет.


Страна – Саудовская Аравия

Монарх - формальный глава государств, не обладает реальными полномочиями в сфере законодательной и исполнительной власти.

Глава исполнительной власти – премьер-министр, возглавляет победившую на выборах в парламент партию.


Страна – Великобритания, Нидерланды, Испания

Правительство формируется партией или блоком партий, победивших на выборах в парламент и ответственно перед парламентом. Премьер-министр – глава исполнительной власти и лидер победившей партии. Президент избирается парламентом, имеет представительские функции


Страна – Германия, Италия

Законодательную власть осуществляет парламент, президент избирается народом. Президент формирует правительство и возглавляет исполнительную власть


Страна - США

Жёстко контролируются определенные сферы жизни общества (обычно, политическая)

Доминирует официальная идеология

Оппозиция жёстко ограничена

Мощный государственный сектор в экономике может сочетаться с рыночными отношениями

Опора на традиции, церковь и армию


Страна – Чили в период диктатуры Пиночета, Ирак при Саддаме Хусейне,

Саудовская Аравия

Всеобщее государство, осуществляется тотальный контроль всех сфер жизни общества

Права человека декларируются, но не соблюдаются

Единственная обязательная официальная идеология

Однопартийная система

Государственный и партийные структуры сращиваются

Централизованная экономика

Особая роль террора, проводятся репрессии, несогласные уничтожаются

Запрещено всё, что не разрешено

Страна – нацистская Германия, фашистская Италия


Примеры заданий

Текст 1. Форма правления (Монархия)

Задание к тексту:

  1. Определите, о какой форме правления идет речь в тексте.

  2. Какие виды данной формы правления рассмотрены в тексте?

  3. Сформулируйте, какие черты характерны для данной формы правления вне зависимости от того, какой вид рассматривается?

  4. Выделите отличительные черты каждого из видов данной формы правления

  5. Приведите примеры государств, соответствующих каждому виду данной формы правления

  6. Оформите ответ в таблицу (вар.1).

  7. Оформите плакат, где в виде схемы, кластера, таблицы или в иной форме Вы отразите общие характерные черты данной формы правления и отличительные характеристики ее видов. Подготовьте рассказ по данному плакату для своих одноклассников (вар.2).


Образцы иллюстраций для создания плаката при втором варианте проведения урока

Текст 2. Форма правления (Республика)

Задание к тексту:

1. Определите, о какой форме правления идет речь в тексте.

2. Какие виды данной формы правления рассмотрены в тексте?

3. Сформулируйте, какие черты характерны для данной формы правления вне зависимости от того, какой вид рассматривается?

4. Выделите отличительные черты каждого из видов данной формы правления

5. Приведите примеры государств, соответствующих каждому виду данной формы правления

6. Оформите ответ в таблицу (вар.1).

7. Оформите плакат, где в виде схемы, кластера, таблицы или в иной форме Вы отразите общие характерные черты данной формы правления и отличительные характеристики ее видов. Подготовьте рассказ по данному плакату для своих одноклассников (вар.2).


Текст 3. Территориально-административное устройство

Задание к тексту:

1. Определите, о каком элементе формы государства идет речь в тексте.

2. Какие виды данного элемента рассмотрены в тексте?

3. Выделите отличительные черты каждого из видов данного элемента формы государства

4. Приведите примеры государств, соответствующих каждому виду данного элемента формы государства

5. Оформите ответ в таблицу (вар.1).

6. Оформите плакат, где в виде схемы, кластера, таблицы или в иной форме Вы отразите отличительные характеристики видов данного элемента формы государства. Подготовьте рассказ по данному плакату для своих одноклассников (вар.2).

Образцы иллюстраций для создания плаката при втором варианте проведения урока



Текст 4. Недемократические политические режимы

Задание к тексту:

1. Определите, о каком политическом режиме идет речь в тексте.

2. Какие виды данного политического режима рассмотрены в тексте?

3. Сформулируйте, какие черты характерны для данного политического режима вне зависимости от того, какой вид рассматривается.

4. Выделите отличительные черты каждого из видов данного политического режима

5. Приведите примеры государств, соответствующих каждому виду данного политического режима

6. Оформите ответ в таблицу (вар.1).

7. Оформите плакат, где в виде схемы, кластера, таблицы или в иной форме Вы отразите общие характерные черты данного политического режима и отличительные характеристики его видов. Подготовьте рассказ по данному плакату для своих одноклассников (вар.2).

Образцы иллюстраций для создания плаката при втором варианте проведения урока



Текст 5. Демократический политический режим

Задание к тексту:

1. Определите, о каком элементе формы государства идет речь в тексте.

2. Выделите отличительные черты данного элемента формы государства

3. Приведите примеры государств, соответствующих этому элементу формы государства

4. Оформите ответ в таблицу (вар.1).

5. Оформите плакат, где в виде схемы, кластера, таблицы или в иной форме Вы отразите отличительные характеристики видов данного элемента формы государства. Подготовьте рассказ по данному плакату для своих одноклассников (вар.2).

Образцы иллюстраций для создания плаката при втором варианте проведения урока












Использованная литература:



  1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. Уч. Пос. для студ. сред проф. уч. – М., 2008. – 208 с.

  3. Кишенкова О.В. Обществознание. Универсальный справочник. Подготовка к ОГЭ. – М.: ЭКСМО, 2015.

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9кл. 60 диагностических вариантов. – М., 2012 -128с.

  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Просвещение, 2015

  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание: модульный триактив-курс. 9 класс – М.: Национальное образование, 2014

  7. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс, к учебнику Л.Н. Боголюбова. – М.: Экзамен, 2013.

  8. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс: к учебнику Л.Н. Боголюбова. – М.: Экзамен, 2015.

  9. Обществознание. 10-11 кл. Школьный словарь-справочник Под ред. Боголюбова Л.Н. – М.,2013. – 158 с.

  10. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс./ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.

  11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!