СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен опыт использования форм и методов, с помощью которых можно активизировать познавательную деятельность обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр дистанционного образования «Новые технологии» Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы   Е.В.Денисова, учитель русского языка и литературы

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр дистанционного образования

«Новые технологии»

Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Е.В.Денисова, учитель русского языка

и литературы

Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Работая с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, особенностью которых является недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна низкая познавательная активность, необходимо акцентировать внимание, в первую очередь, на:

формировании мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

развитии памяти и внимания;

формировании приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);

развитии речи, умении аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

формировании учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности , основные среди них - разнообразие форм, методов , средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Проблемный метод  Для активизации познавательной деятельности учащихся создаются проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Например, 7 класс. Выявите сходство и различие. Создаётся ситуация поиска, в результате которой учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

Проблемный метод

Для активизации познавательной деятельности учащихся создаются проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений.

Например, 7 класс. Выявите сходство и различие.

Создаётся ситуация поиска, в результате которой учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

 Метод проектов позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности обучающихся, активизировать их творческую деятельность, медиакомпетентность. ( проект «Мир пословиц», проект «Моя басня» и др.). Метод «смысловых единиц» служит для развития смысловой памяти, логического мышления.  Приёмы:  - Анализ текста или его мини-изложение , при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?

Метод проектов позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности обучающихся, активизировать их творческую деятельность, медиакомпетентность. ( проект «Мир пословиц», проект «Моя басня» и др.).

Метод «смысловых единиц»

служит для развития смысловой памяти, логического мышления.

Приёмы:

- Анализ текста или его мини-изложение ,

при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, сводя к минимуму страх перед большим по объёму текстом.

- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»).

  Дидактическая игра Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она развивает память, внимание, воображение, наблюдательность, логическое мышление, речь, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. « Угадай слово по толкованию его лексического значения и напиши его» Древнерусский воин, богатырь (Витязь). Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) Человек, который готовится быть избранным или принятым куда-либо (Кандидат)  Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Дидактическая игра

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она развивает память, внимание, воображение, наблюдательность, логическое мышление, речь, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

« Угадай слово по толкованию его лексического значения и напиши его»

Древнерусский воин, богатырь (Витязь).

Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

Человек, который готовится быть избранным или принятым куда-либо

(Кандидат)

Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

  Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Задача учащихся - за 3-4 минуты составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Например: «Пригласи на обед» Озвучьте меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга ( знакомого). В меню должны оказаться свёкла, тефтели, щавель, пирожки с творогом, торты, сливовый или грушевый компот и другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Задача учащихся - за 3-4 минуты составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

Например: «Пригласи на обед»

Озвучьте меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга ( знакомого). В меню должны оказаться свёкла, тефтели, щавель, пирожки с творогом, торты, сливовый или грушевый компот и другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении.

  «Из двух слов – одно»  К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод (Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.) сено рис кипа вал сад окно  «Собери слова» Соберите слова, которые спрятались в других словах. Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а окончание – в слове УЧЕНИКИ (подснежники) «Собери пословицу»  Восстановите пословицы, части которых соединены неверно. Раскройте скобки. Укажите, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами 1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая. 2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?). 3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?). Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

«Из двух слов – одно»

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак

приз овод (Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)

сено рис

кипа вал

сад окно

«Собери слова»

Соберите слова, которые спрятались в других словах.

Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а окончание – в слове УЧЕНИКИ (подснежники)

«Собери пословицу»

Восстановите пословицы, части которых соединены неверно. Раскройте скобки. Укажите, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Игра «Я работаю волшебником» Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм). «Объясните фразеологизмы» Говорят, что наш Алеша Глеб у доски повесил нос, На уроке сел в калошу. Краснеет до корней волос. Ничего себе калоша, Он в этот час, как говорится, Если сел в нее Алеша! Готов сквозь землю провалится Я хочу спросить у вас: О чём же думал он вчера, Как она попала в класс? Когда баклуши бил с утра? В. Белова. Я.Коринец Повесив медный нос, Кран изливает душу. Растроганный всерьез, Ушат развесил уши .

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

«Объясните фразеологизмы»

Говорят, что наш Алеша Глеб у доски повесил нос, На уроке сел в калошу. Краснеет до корней волос. Ничего себе калоша, Он в этот час, как говорится, Если сел в нее Алеша! Готов сквозь землю провалится Я хочу спросить у вас: О чём же думал он вчера, Как она попала в класс? Когда баклуши бил с утра? В. Белова. Я.Коринец

Повесив медный нос, Кран изливает душу. Растроганный всерьез, Ушат развесил уши .

Арт-технология Портреты героев, иллюстрации к художественным произведениям, рисунки-ассоциации помогают глубже понять прочитанное. При проведении обобщающего урока по устному народному творчеству народов мира можно провести игру с элементами арт-технологии. Обучающийся должен выбрать для себя одного из героев УНТ и рассказать о его жизни, характере, его подвигах, постараться нарисовать портрет данного героя, объяснить, почему именно его выбрал для рассказа. То же самое делает учитель. В конце урока делается вывод о том, что героев всех народов мира объединяет любовь к родине, чувство справедливости, желание защищать слабых. Компьютерные технологии позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям, выполнить онлайн-тесты .

Арт-технология

Портреты героев, иллюстрации к художественным произведениям, рисунки-ассоциации помогают глубже понять прочитанное. При проведении обобщающего урока по устному народному творчеству народов мира можно провести игру с элементами арт-технологии. Обучающийся должен выбрать для себя одного из героев УНТ и рассказать о его жизни, характере, его подвигах, постараться нарисовать портрет данного героя, объяснить, почему именно его выбрал для рассказа. То же самое делает учитель. В конце урока делается вывод о том, что героев всех народов мира объединяет любовь к родине, чувство справедливости, желание защищать слабых.

Компьютерные технологии

позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям, выполнить онлайн-тесты .

 Нестандартные (нетрадиционные) формы урока  позволяют сделать изучение русского языка и литературы более доступным и увлекательным, привлечь учеников к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету. Например, это урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-исследование, урок «наоборот» (ученик в роли учителя), урок-суд, урок-семинар.  Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются. Таким образом, применение активных методов, форм, приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Нестандартные (нетрадиционные) формы урока

позволяют сделать изучение русского языка и литературы более доступным и увлекательным, привлечь учеников к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету. Например, это урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-исследование, урок «наоборот» (ученик в роли учителя), урок-суд, урок-семинар. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.

Таким образом, применение активных методов, форм, приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!