СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект урока физики по теме "Второй закон Ньютона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку по данной теме. Разработка содержит тестовые задания по ранее изученному и новому материалу. В конце урока практически каждый ученик может получить отметку за работу на уроке

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 9 классе по теме Второй закон Ньютона»

Технологическая карта к уроку физики в 9 классе

по теме «Второй закон Ньютона»


Предмет: физика.

Класс – 9.

Учитель: Лосева Л.Г.

Тема урока: «Второй закон Ньютона».

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М., Физика-9 класс, М., Дрофа, 2017 год.

Цель урока: создать условия

- для понимания смысла понятий: ускорение, масса, сила;

- для выяснения причины ускоренного движения тел;

- для определения количественной связи между связи связь между ускорением, силой и массой;

- для развития умения наблюдать, выделять главное, существенное из информации по теме;

- для развития умения адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания
- создание условий для изучения понятия ускорения и второго закона Ньютона, их закрепления.

- совершенствования навыков самостоятельной работы.

Планируемые результаты обучения:

- уметь выделять и объяснять сущность второго закона Ньютона, на основе проведенных опытов:

- уметь делать расчёт ускорения, силы при равноускоренном движении с использованием второго закона Ньтона;

- понимать смысл основных физических понятий: инерция, сила, ускорение, масса;

- уметь выделять главное, существенное из информации по теме;

- уметь перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания

- формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учеников

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку, компьютер, две тележки для демонстрации взаимодействия с принадлежностями, два одинаковых металлических шара и две пружины с разной жесткостью, учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика, 9 класс.


Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время (мин.)


1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя

2

2

Повторение.

А сейчас я предлагаю вам проверить, как вы усвоили тему «Первый закон Ньютона» (слайды презентации 2-7)

Смотрят на экран, отвечают на вопросы теста индивидуально самостоятельно, затем

проверяют правильность выполнения работы, пользуясь ключом к тесту, представленным учителем, подсчитывают количество правильных ответов.

6

3

Мотивация

Итак, в чем суть первого закона Ньютона?




А если равнодействующая не равна нулю? Например: Автомобиль, когда начинает трогаться с места в течение какого-то промежутка времени увеличивает скорость, т.е. появляется ускорение.

Что заставляет его так двигаться?


Отчего же зависит величина ускорения?





Формулируют закон, делают вывод: Если равнодействующая сил, приложенных к телу равна нулю, то то v̄ = const, а̄ = 0.










Предполагаемые ответы: на него действует сила (сила тяги двигателя и сила трения).




3




4

Целеполагание

Попытайтесь сформулировать тему урока.

- На этот вопрос удалось ответить Исааку Ньютону во втором законе, носящем его имя. Итак, тема урока «Второй закон Ньютона»

Учащиеся формулируют цель: установить, от каких физических величин зависит ускорение тел?


3

5

Реализация целей

Проведем следующие эксперименты:

1) к разным по массе тележкам приложим одинаковую силу. Мы обнаружим, что тележка с меньшей массой пройдет большее расстояние до остановки, а тележка с большей массой напротив – меньшее.

Вывод 1: чем больше масса, тем меньше ускорение, т.е. ускорение а̄

прямо пропорционально массе m (слайд 8)


2) на шары равной массы подействуем пружинами разной жесткости, т.е. приложим к нему разные силы.


Вывод 2: чем больше сила, тем больше ускорение, т.е. ускорение а̄ обратно пропорционально силе F. (слайд 9)


Приведем еще примеры из собственных наблюдений:

1) Девятиклассник, бросая мяч, придаст ему большее ускорение, нежели первоклассник, потому что он сильнее.

2) Легкий камень при броске получает большее ускорение, чем тяжелый.

3) Оттолкнувшись от партнерши, фигурист приобретает мень­шее ускорение и меньшую скорость, чем фигуристка. Это результат того, что его масса больше, чем масса парт­нерши.

4) При выстреле ружье приобретает меньшую скорость, чем пуля, так как оно значительно тяжелее пули.




Это соотношение выражает Второй закон Ньютона: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. (слайд 10).




Учащиеся предугадывают результаты опытов, задают вопросы на понимание и пытаются ответить на вопрос:


Зависит ли ускорение от массы тела?




Учащиеся предугадывают результаты и пытаются ответить на вопрос:



Может ли ускорение тела зависеть от приложенной к нему силы?



Делают выводы:


1) чем больше сила, тем больше ускорение.



2) чем больше масса, тем меньше ускорение.


3) чем больше масса, тем меньше ускорение.





4) чем больше масса, тем меньше ускорение.



Объединяют две формулировки в одну: ускорение прямо пропорциональна силе и обратно пропорционально массе тела.

13

6

Закрепление новых знаний

1. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение увеличится… в 2 раз(а)

2. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.

3. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 70 т, если сила тяги двигателей 140 кН? (Слайды 11-13)

Решают задачи

6

7

Контроль предметный

- А сейчас я предлагаю вам проверить себя «Как я усвоил содержание урока?». Для этого выполните индивидуально самостоятельно (Слайды 14-17)

- У кого есть вопросы по выполнению заданий теста?

- Давайте проверим правильность выполнения задания.

Посчитайте количество знаков «+» в своей работе.

Смотрят на экран, отвечают на вопросы теста индивидуально самостоятельно, затем

проверяют правильность выполнения работы, пользуясь ключом к тесту, представленным учителем, подсчитывают количество правильных ответов.

8

8

Контроль деятельностный

- Какую тему мы изучали?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Второй закон Ньютона?

- Определить, от чего и как зависит ускорение движущегося тела.

1

9

Оценка продвижения к цели

- Давайте подведем итог нашей работы на уроке:

1. Посчитайте общее количество баллов

2. Определите свою отметку за урок по следующим критериям (Слайд 18):

9-10 б. – «5»;

7-8 б. – «4»;

5-6 б. – «3».

- Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на «5»? Кто доволен своей работой?

Результаты своей работы на уроке переводят в отметку.

1

10

Рефлексия

- Прошу ответить на вопросы:

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что стало главным достижением для вас сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы

1

11

Домашнее задание

Задание для тех, кто за урок заработал 5 баллов и меньше:

§ 11 , упр. 11 – письменно, (слайд 19)


1


Просмотр содержимого презентации
«Второй закон Ньютона»

Урок по теме  «Второй закон Ньютона»  (9 класс, УМК Перышкин АВ., Гутник Е.М.) Учитель физики МБОУ Михайловская ОШ Лосева Людмила Григорьевна

Урок по теме «Второй закон Ньютона» (9 класс, УМК Перышкин АВ., Гутник Е.М.)

Учитель физики МБОУ Михайловская ОШ

Лосева Людмила Григорьевна

1. Кто из ученых сформулировал закон инерции?

1. Кто из ученых сформулировал закон инерции?

2. Выберите верное(-ые) утверждение(-я).   А: в состоянии инерции тело покоится или движется равномерно и прямолинейно   Б: в состоянии инерции у тела нет ускорения

2. Выберите верное(-ые) утверждение(-я).  А: в состоянии инерции тело покоится или движется равномерно и прямолинейно  Б: в состоянии инерции у тела нет ускорения

3. Выберите пример явления инерции.   А: книга лежит на столе   Б: ракета Летит по прямой, с постоянной скоростью   В: автобус отъезжает от остановки

3. Выберите пример явления инерции.  А: книга лежит на столе  Б: ракета Летит по прямой, с постоянной скоростью  В: автобус отъезжает от остановки

4. На стене музея висит картина. Выберите, с каким(-и) телом(-ами) можно связать инерциальную систему отсчета.   А: стена   Б: мальчик проходит вдоль стены с постоянной скоростью   В: маятник в часах, висящих на стене    1. А 2. Б 3. В 4. А и Б

4. На стене музея висит картина. Выберите, с каким(-и) телом(-ами) можно связать инерциальную систему отсчета.  А: стена  Б: мальчик проходит вдоль стены с постоянной скоростью  В: маятник в часах, висящих на стене

1. А

2. Б

3. В

4. А и Б

5. Система отсчета связана с воздушным шаром. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда шар движется...   1. равномерно вниз. 2. ускоренно вверх. 3. замедленно вверх. 4. замедленно вниз.

5. Система отсчета связана с воздушным шаром. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда шар движется...

1. равномерно вниз.

2. ускоренно вверх.

3. замедленно вверх.

4. замедленно вниз.

6. Утверждение, что тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на него других тел взаимно уравновешено    1. верно при любых условиях. 2. верно в инерциальных системах отсчета. 3. верно для не инерциальных систем отсчета. 4. неверно ни в каких системах отсчета.

6. Утверждение, что тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на него других тел взаимно уравновешено

1. верно при любых условиях.

2. верно в инерциальных системах отсчета.

3. верно для не инерциальных систем отсчета.

4. неверно ни в каких системах отсчета.

Зависимость ускорения от массы:  a ~ 1/ m 1) 2)

Зависимость ускорения от массы: a ~ 1/ m

1)

2)

Зависимость ускорения от силы:  a ~ F

Зависимость ускорения от силы: a ~ F

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.

1. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение

1. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение

2. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с 2 , если масса велосипедиста вместе с велосипедом 50 кг.   Дано: a = 0,8 м/с 2 m = 50 кг F - ? Решение. F = m * a F = 50 кг * 0,8 м/с 2 = = 40 Н  Ответ: 40 Н.

2. Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с 2 , если масса велосипедиста вместе с велосипедом 50 кг.

Дано:

a = 0,8 м/с 2

m = 50 кг

F - ?

Решение.

F = m * a

F = 50 кг * 0,8 м/с 2 =

= 40 Н

Ответ: 40 Н.

3. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 70 т, если сила тяги двигателей 1 4 0 кН ?   Решение. F = m * a ; a = F / m a = 2 м/с 2  Ответ: 2 м/с 2 . Дано: F = 140 кН = 1 4 0  000 Н m = 7 0 т = 70 000 кг a - ?

3. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 70 т, если сила тяги двигателей 1 4 0 кН ?

Решение.

F = m * a ; a = F / m

a = 2 м/с 2

Ответ: 2 м/с 2 .

Дано:

F = 140 кН = 1 4 0 000 Н

m = 7 0 т = 70 000 кг

a - ?

1. Спустившись с горки, санки с мальчиком начинают тормозить с ускорением 2 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 40 кг.    1) 20 Н 2) 40 Н 3) 42 Н 4) 80 Н

1. Спустившись с горки, санки с мальчиком начинают тормозить с ускорением 2 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 40 кг.

1) 20 Н

2) 40 Н

3) 42 Н

4) 80 Н

2. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают с силой 6 Н. Определите ускорение тележки.   1) 18 м/с 2 2) 1,6 м/с 2 3) 2 м/с 2  4) 0,5 м/с 2

2. Легкоподвижную тележку массой 3 кг толкают с силой 6 Н. Определите ускорение тележки.

1) 18 м/с 2

2) 1,6 м/с 2

3) 2 м/с 2

4) 0,5 м/с 2

3. Как будет двигаться тело массой 4 кг под действием единственной силы 8 Н?   1) Равномерно, со скоростью 2 м/с 2) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с 2 3) Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с 2 4) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

3. Как будет двигаться тело массой 4 кг под действием единственной силы 8 Н?

1) Равномерно, со скоростью 2 м/с

2) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с 2

3) Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с 2

4) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

4. В инерциальной системе отсчета  сила  F  сообщает телу массой  m  ускорение  а . Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу увеличить в 2 раза?   1) Увеличится в 4 раза 2) Уменьшится в 4 раза 3) Уменьшится в 8 раз 4) Не изменится

4. В инерциальной системе отсчета сила  F  сообщает телу массой  m  ускорение  а . Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу увеличить в 2 раза?

1) Увеличится в 4 раза

2) Уменьшится в 4 раза

3) Уменьшится в 8 раз

4) Не изменится

Подведение итогов работы на уроке:

Подведение итогов работы на уроке:

  • 9-10 баллов – «5»;
  • 7-8 баллов – «4»;
  • 5-6 баллов – «3».
§ 11 , упр. 11 – письменно.

§ 11 , упр. 11 – письменно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!