СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и разработка внеклассного мероприятия "Игра-викторина по произведениям А.С.Пушкина"(5кл.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и данная разработка" Игры - викторины по сказкам А.С.Пушкина " поможет продолжить знакомство с творчеством  великого поэта ...

Просмотр содержимого документа
«Презентация и разработка внеклассного мероприятия "Игра-викторина по произведениям А.С.Пушкина"(5кл.)»

Внеклассное мероприятие: «Сказки А.С.Пушкина»


Цели: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

учить понимать образные выражения, использованные в произведении;

развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;

прививать любовь к родному языку, своей Родине;

развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта на тему «Моя любимая сказка», выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой», иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг (сказок) Пушкина, магнитофон, аудиозапись - А.Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».


Ход мероприятия


- настроение « светофорик» 1 мин.

I. Организационный момент. Введение.

1 учитель:

Много сказок сочинил он,

В Лукоморье путь открыл он

В ту страну, где с чудесами,

Повстречаемся мы с вами.

.

II. Введение в тему занятия.

1 учитель:

Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина . С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.

Простые, мудрые и прекрасные, они дороги нам. Дороги так, как могут быть дороги Родина и мать, народ и его история. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет и сказка жива.

--Прочтите высказывания А. С. Пушкина на доске:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

-- Как вы понимаете это высказывание? (Сказка – выдуманная история, но в каждой сказке есть доля правды. Каждая сказка нас чему–нибудь учит, из каждой сказки мы должны извлечь для себя урок. К концу сегодняшнего урока мы должны сделать вывод, чему нас учат сказки Пушкина

---Ребята, вы согласны со мной отправиться в мир сказок А.С Пушкин


ш Игровое поле (3 слайд)


  1. ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО (4 слайд)


Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам.


Буря мглою небо кроет…

Мороз и солнце; день чудесный…

Уж небо осенью дышало…

У лукоморья дуб зелёный…

Вот север, тучи нагоняя,…

Унылая пора! Очей очарованье!…


ЗИМНИЙ ВЕЧЕР


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.


ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ


У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ...


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.


УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!...


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.


  1. СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ (5 слайд)


Вспомните и назовите все сказки А.С. Пушкина


  1. «Сказка о попе и работнике его Балде»

  2. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  3. «Сказка о царе Салтане»

  4. «Сказка о золотом петушке»

  5. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  6. «Сказка о медведихе»



  1. ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ

Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.


Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде») (6 слайд)


Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (7 слайд)


Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает (Царевна Лебедь, «Сказка о царе Салтане») (8 слайд)


Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся (Золотой петушок, «Сказка о золотом петушке») (9 слайд)


Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке») (10 слайд)


Села медведиха под белой берёзою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися (Медведиха, «Сказка о медведихе») (11 слайд)


  1. ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ


У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить («Сказка о золотом петушке») (12 слайд)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу («Сказка о рыбаке и рыбке») (13 слайд)


Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда («Сказка о попе и работнике его Балде») (14 слайд)


Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать («Сказка о медведихе») (15 слайд)


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир" («Сказка о царе Салтане») (16 слайд)


Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (17 слайд)


  1. ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТ


Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке») (18 слайд)

Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (18 слайд)

Верёвка («Сказка о попе и работнике его Балде») (19 слайд)

Бочка («Сказка о царе Салтане») (19 слайд)


Шатёр («Сказка о золотом петушке») (20 слайд)

Медвежата («Сказка о медведихе») (21)


.


  1. ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДО



Произведения Пушкина очень музыкальны. Музыка помогает почувствовать красоту пушкинской сказки. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане» и попробуйте предположить о каком из трех чудес идет речь.



  1. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ


С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о её внешности.


Как мачеха обращалась к зеркальцу? (23 слайд)

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»


С какими словами обращался Королевич Елисей к ветру? (24 слайд)

«Ветер, ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного»


Что кричал Золотой петушок? (25 слайд)

«Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!»


В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик постоянно повторяются? (26 слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.


С какими словами обращался старик к рыбке? (27 слайд)

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»


Какое чудо про белочку вы знаете? (28 слайд)

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.


  1. ВОПРОСЫ УЧЁНОГО КОТА (29-30 слайды)


  1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)

  2. За какую плату нанял поп работника Балду? (В год за три щелчка попу по лбу)

  3. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)

  4. Назови кличку собаки семи богатырей (Соколко)

  5. Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года)

  6. Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)

  7. Чем поймал старик золотую рыбку? (Неводом)

  8. Кто помог Королевичу Елисею найти свою невесту? (Ветер)

  9. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

  10. Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)

  11. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

  12. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком)


конкурс

Узнай сказку по словам. (Командой читаете, обсуждаете и говорите нам ответ. )

Дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба, Елисей.

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка.

Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, шамаханская царица.

конкурс

(Объясни фразеологизм)

«А землянки нет уж и следа» Она пропала, исчезла

«На чём свет мужа ругает» Очень сильно ругается

«Остаться у разбитого корыта»

конкурс

К какой сказке относится предмет или литературный герой.

Конкурс

Кто отправил телеграммы?

Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить (Балда).



Ветер весело шумит. Судно весело бежит.

Мимо острова Буяна…(корабельщики)



Видит девица, что тут люди добрые живут:

Знать не будет ей обидно!(молодая царевна

Конкурс

(Прочитайте газетные заметки . Подумайте ,что напоминают вам эти экономические новости)

Вести из Российской глубинки

В Российской провинции пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению , непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.

Внимание!

В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким. как продолжительный летаргический сон.

Проблемы молодежи!

Опрос молодых девушек показал, что одна треть решили сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

Синквейн

Чему же нас учат сказки Пушкина?

«Домашнее задание»

Заранее были приготовлены инсценировки отрывков из сказок Пушкина. Есть возможность проявить свои артистические способности.

Рефлексия

--Я бы хотела узнать, понравилась вам викторина - игра или нет. На столе лежат листочки с волшебного дуба. Если вам урок понравился ,наклейте листочки желтого цвета и т д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!