СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Языковые нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка на тему "Языковые нормы".  

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Языковые нормы"»

доска бандероль Конь, боль, моль, соль   посылка груздь

доска

бандероль

Конь, боль, моль, соль

посылка

груздь

-Пап, а выражение « век живи- век учись» мудрое?  -Ну да, сынок, а что?      -Поздравляй! Я у тебя мудрый! Меня на второй год оставили!

-Пап, а выражение « век живи- век учись» мудрое? -Ну да, сынок, а что?

-Поздравляй! Я у тебя мудрый! Меня на второй год оставили!

Тема: Нормы языка

Тема: Нормы языка

 Цели нашего урока  - Закрепить понятие «языковая норма», обобщить знания по культуре речи.  - Научиться различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.  - Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Цели нашего урока - Закрепить понятие «языковая норма», обобщить знания по культуре речи. - Научиться различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка. - Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Культура   речи  – один из главных показателей общей  культуры  человека. Культура   речи  заключается не только в умении избегать ошибок в  речи , но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать  нужные  слова в каждой конкретной ситуации общения.

Культура   речи  – один из главных показателей общей  культуры  человека. Культура   речи  заключается не только в умении избегать ошибок в  речи , но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать  нужные  слова в каждой конкретной ситуации общения.

Языковая   норма  ( норма  литературного языка) –  это  совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы  устной и письменной речи для данной эпохи.

Языковая   норма  ( норма  литературного языка) –  это  совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы  устной и письменной речи для данной эпохи.

 Какие нормы отражают следующие правила?  1. произношения, ударения, использования интонации;  2. употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;  3. образования слов;  4. образования форм слов различных частей речи;  5 . построения словосочетаний и предложений;  6. употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;  7. написания слов и форм слов;  8. постановки знаков препинания.

Какие нормы отражают следующие правила? 1. произношения, ударения, использования интонации; 2. употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением; 3. образования слов; 4. образования форм слов различных частей речи; 5 . построения словосочетаний и предложений; 6. употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации; 7. написания слов и форм слов; 8. постановки знаков препинания.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая  ударный гласный звук. Запишите номера ответов.  1) стОляр 2) начАтый 3) цепОчка 4) прИбыв 5) пролилА Ответ:35

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) стОляр 2) начАтый 3) цепОчка 4) прИбыв 5) пролилА

Ответ:35

Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  1.Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬСКИЙ интерес.  2.В руке старик держал трость с КОСТЯНЫМ набалдашником.  3.Быть с тобой рядом – ВЕЛИКОЕ счастье.  4.ЖИЛИЩНАЯ площадь квартиры составляет 40 квадратных метров.  5.Самым УДАЧНЫМ проектом фестиваля назван спектакль молодого режиссёра из провинции.   Ответ: жилая

Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1.Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬСКИЙ интерес. 2.В руке старик держал трость с КОСТЯНЫМ набалдашником. 3.Быть с тобой рядом – ВЕЛИКОЕ счастье. 4.ЖИЛИЩНАЯ площадь квартиры составляет 40 квадратных метров. 5.Самым УДАЧНЫМ проектом фестиваля назван спектакль молодого режиссёра из провинции.

Ответ: жилая

Исправьте ошибку, исключив лишнее слово.  1. Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон – так, что его оставалось отделить от скалы только снизу.  Найдите неверно употребленное слово и замените его на подходящее по смыслу.  2.И вдруг как молния среди ясного неба — эта ужасная весть: Эшли сделал предложение Мелани 1.Цельный 2.Гром

Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. 1. Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон – так, что его оставалось отделить от скалы только снизу. Найдите неверно употребленное слово и замените его на подходящее по смыслу. 2.И вдруг как молния среди ясного неба — эта ужасная весть: Эшли сделал предложение Мелани

1.Цельный

2.Гром

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив  лишнее слово. Выпишите это слово.    Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица   только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.   Ответ: лица

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив  лишнее слово. Выпишите это слово. Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица   только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.  

Ответ: лица

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив  лишнее слово. Выпишите это слово.    Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица   только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.   Ответ: Лица

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив  лишнее слово. Выпишите это слово. Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица   только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.  

Ответ: Лица

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.    Пара САПОГ  Опытные ПРОФЕССОРА  Более СЕМИСТА учащихся  Гораздо КРАСИВЕЕ  ЛЯГ на пол Ответ: семисот

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  Пара САПОГ Опытные ПРОФЕССОРА Более СЕМИСТА учащихся Гораздо КРАСИВЕЕ ЛЯГ на пол

Ответ: семисот

без НЕГО  около ПОЛУТОРАСТА метров  пара ДЖИНСОВ  петь более КРАСИВЕЕ  ЗАСОХ на солнце Ответ: красивый

без НЕГО около ПОЛУТОРАСТА метров пара ДЖИНСОВ петь более КРАСИВЕЕ ЗАСОХ на солнце

Ответ: красивый

1) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. 2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. 3) Большинство возражали против такой оценки его творчества. 4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором”, написанной Н.В.Гоголем, познакомились все его друзья. 5) Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки. 6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи. 7) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. 8) Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал. 9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

1) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.

3) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором”, написанной Н.В.Гоголем, познакомились все его друзья.

5) Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.

7) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

8) Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

  1.В этом книжном магазине очень дешевые (низкие)  цены;  2.Леонид вперед (раньше ) меня выполнил задание;  3.Узнав об аварии, начальник скоропостижно ( быстро)  прибыл на объект.  4.Имя этого поэта знакомо (известно)  во многих странах.  5.В таких случаях я взглядываю (смотрю ) в «Философский словарь»   6.Чтобы приносить пользу Родине, нужно(ы) смелость, знания, честность   7. В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.  8.Мы были шокированы (изумлены, удивлены)  прекрасной игрой актеров.   9. Благодаря  (по причине, из-за пожара) пожару, лес сгорел.  10. Красоту пейзажа автор передаёт  нам  с помощью художественных приёмов.   11. Молодой  юноша,  очень прекрасный.  12.В романе Гончарова мне больше нравится Штирлиц, чем Обломов.

  1.В этом книжном магазине очень дешевые (низкие) цены; 2.Леонид вперед (раньше ) меня выполнил задание; 3.Узнав об аварии, начальник скоропостижно ( быстро) прибыл на объект. 4.Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах. 5.В таких случаях я взглядываю (смотрю ) в «Философский словарь»  6.Чтобы приносить пользу Родине, нужно(ы) смелость, знания, честность  7. В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. 8.Мы были шокированы (изумлены, удивлены) прекрасной игрой актеров.  9. Благодаря (по причине, из-за пожара) пожару, лес сгорел. 10. Красоту пейзажа автор передаёт  нам  с помощью художественных приёмов.  11. Молодой  юноша,  очень прекрасный. 12.В романе Гончарова мне больше нравится Штирлиц, чем Обломов.

Пересвет и Челубей

Пересвет и Челубей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!