доска
бандероль
Конь, боль, моль, соль
посылка
груздь
-Пап, а выражение « век живи- век учись» мудрое? -Ну да, сынок, а что?
-Поздравляй! Я у тебя мудрый! Меня на второй год оставили!
Тема: Нормы языка
Цели нашего урока - Закрепить понятие «языковая норма», обобщить знания по культуре речи. - Научиться различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка. - Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи , но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Языковая норма ( норма литературного языка) – это совокупность традиционных правил, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации, общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.
Какие нормы отражают следующие правила? 1. произношения, ударения, использования интонации; 2. употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением; 3. образования слов; 4. образования форм слов различных частей речи; 5 . построения словосочетаний и предложений; 6. употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации; 7. написания слов и форм слов; 8. постановки знаков препинания.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) стОляр 2) начАтый 3) цепОчка 4) прИбыв 5) пролилА
Ответ:35
Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1.Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬСКИЙ интерес. 2.В руке старик держал трость с КОСТЯНЫМ набалдашником. 3.Быть с тобой рядом – ВЕЛИКОЕ счастье. 4.ЖИЛИЩНАЯ площадь квартиры составляет 40 квадратных метров. 5.Самым УДАЧНЫМ проектом фестиваля назван спектакль молодого режиссёра из провинции.
Ответ: жилая
Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. 1. Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон – так, что его оставалось отделить от скалы только снизу. Найдите неверно употребленное слово и замените его на подходящее по смыслу. 2.И вдруг как молния среди ясного неба — эта ужасная весть: Эшли сделал предложение Мелани
1.Цельный
2.Гром
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.
Ответ: лица
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.
Ответ: Лица
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Пара САПОГ Опытные ПРОФЕССОРА Более СЕМИСТА учащихся Гораздо КРАСИВЕЕ ЛЯГ на пол
Ответ: семисот
без НЕГО около ПОЛУТОРАСТА метров пара ДЖИНСОВ петь более КРАСИВЕЕ ЗАСОХ на солнце
Ответ: красивый
1) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.
3) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором”, написанной Н.В.Гоголем, познакомились все его друзья.
5) Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.
6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.
7) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
8) Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.
9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.
1.В этом книжном магазине очень дешевые (низкие) цены; 2.Леонид вперед (раньше ) меня выполнил задание; 3.Узнав об аварии, начальник скоропостижно ( быстро) прибыл на объект. 4.Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах. 5.В таких случаях я взглядываю (смотрю ) в «Философский словарь» 6.Чтобы приносить пользу Родине, нужно(ы) смелость, знания, честность 7. В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. 8.Мы были шокированы (изумлены, удивлены) прекрасной игрой актеров. 9. Благодаря (по причине, из-за пожара) пожару, лес сгорел. 10. Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. 11. Молодой юноша, очень прекрасный. 12.В романе Гончарова мне больше нравится Штирлиц, чем Обломов.
Пересвет и Челубей