СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Иллюстрации к сказу "Левша" Н.С. Лескова". 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию о художниках-иллюстраторах, а также цитаты из текста произведения к иллюстрациям.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Иллюстрации к сказу "Левша" Н.С. Лескова". 6 класс.»

 ИЛЛЮСТРАции  К СКАЗУ  Н. С. ЛЕСКОВА

ИЛЛЮСТРАции К СКАЗУ Н. С. ЛЕСКОВА "ЛЕВША"

Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы Беленко-Линёва М.П.

 КУКРЫНИКСы   Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000).  Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами).  За иллюстрации к сказу Н. С. Лескова

КУКРЫНИКСы

Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами). За иллюстрации к сказу Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе" были награждены золотой медалью АХ СССР.

"Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит..."

"Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи..."

"Оружейники его вполне успокоили: – Тонкой работы, – говорят, – мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить. А что именно, этого так-таки и не сказали."

"Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них, попрощались с товарищами и со своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города."

"– Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь. А вы, – говорит свистовым, – теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был."

"... в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится. – Что же такое? – думает. – Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было."

"Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, – он говорит: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть», и вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили."

"Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколько то, как старые в каком виде состоят. Все обойдет и хвалит, и говорит: – Это и мы так можем. А как до старого ружья дойдет, – засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет: – Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше."

"Они его тоже и своим дамам казали, и там ему чай наливали..."

"А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают: – Кто такой и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент? А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова не отвечает, а только стонет."

"Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают, и так в третью, и в четвертую – до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают."

"Удивительным манером полшкипер как-то очень скоро левшу нашел, только его еще на кровать не уложили, и он в коридоре на полу лежал и жаловался англичанину. – Мне бы, – говорит, – два слова государю непременно надо сказать."

"...Еще одна работа художников – лесковский "Левша". Пожалуй, невозможно более полное и органичное слияние литературного текста с его художественным воплощением. Рисунки Кукрыниксов не просто иллюстрации. Каждый рисунок – самостоятельное произведение искусства. Они как бы дополняют и расширяют звучание литературных образов, созданных Лесковым, раскрывают историческую обстановку, доносят до нас лицо и нравы давно ушедшей эпохи. Вглядитесь, сколько умного и доброго лукавства в скромном облике великого труженика Левши. Какой размашистой удалью веет от фигуры атамана Платова. По-разному изображены и русские цари: Александр I – "плешивый щеголь, враг труда", как навеки заклеймил его Пушкин, – исполнен подобострастного преклонения перед всем иностранным; жестокой тупостью веет от Николая Палкина, солдафона, убийцы декабристов. Чистые и радостные краски, которыми исполнены рисунки, как бы подтверждают народную сказовость лесковского повествования. В этих красках синева бескрайнего неба, празелень рек и озер, алые отсветы зорь и закатов – все то, чем щедрая русская земля окружает нас с колыбели, учит красоте и воспитывает талант..." Л. Б. Либединская ("О волшебнике слова и волшебниках кисти" в книге: Лесков Н.С. Левша. – М.: Детская литература, 1981)

Добужинский Мстислав Валерианович Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник-график, живописец, иллюстратор, театральный декоратор, педагог.  В творчестве Добужинского соединились традиции петербургского стиля графики старших мирискусников, элементы модерна и символизма. Его рисунки к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922), «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) стали шедеврами русской книжной графики.  Существует список любимых писателей, составленный Добужинским в 1918 г., который завершает имя Лескова:

Добужинский Мстислав Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник-график, живописец, иллюстратор, театральный декоратор, педагог. В творчестве Добужинского соединились традиции петербургского стиля графики старших мирискусников, элементы модерна и символизма. Его рисунки к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922), «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) стали шедеврами русской книжной графики. Существует список любимых писателей, составленный Добужинским в 1918 г., который завершает имя Лескова: "Андерсен, Гофман, Достоевский, Уэллс, Диккенс, Лесков".

26 февраля 1943 года М.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н.Лескова

26 февраля 1943 года М.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н.Лескова "Левша". Всего им было выполнено около 30 иллюстраций. В сентябре художник закончил работу над рисунками, а 3 ноября того же года книга вышла из печати. Книга была издана на английском языке под названием «Стальная блоха».

"...Не знакомы отечественному зрителю и поздние иллюстрации мастера к «Левше» Лескова, изданному в 1943 году на английском языке в Нью-Йорке (удивительно, что может существовать «Левша» по-английски!). Стилистика повести Лескова оказалась сродни мирискусническому юмору Добужинского, нашедшего для ее воплощения точные графические средства. И по времени он опередил иллюстраторов, заинтересовавшихся этой книгой на родине: Н.Кузьмин «открывал» ее для нас лишь в пятидесятых годах." Юрий Герчук. Между графикой и книгой. Журнал «Наше наследие» №85, 2008.

Кузьмин Николай Васильевич Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987) – российский график, народный художник РСФСР.  В 1929–31 годах – один из лидеров группы

Кузьмин Николай Васильевич

Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987) – российский график, народный художник РСФСР. В 1929–31 годах – один из лидеров группы "Тринадцать", которая культивировала "темповое рисование", стремясь выразить динамику современной жизни. Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к  "Левше" Н. С. Лескова  (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.

"Насилу государь [Александр Павлович] этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил..."

"Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный: "...когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают..."

"Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по-донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили; потому что имели они сразу такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать."

"... косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны..."

"Началось у них пари еще в Твердиземном море..."

"И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет."

"Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили."

"Лесковский штрих Кузьмина другой: озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. Ощущение какого-то струящегося теплого воздуха вокруг фигур туляков. Придворные шаржированы: сияют, как елочные игрушки... Впоследствии, в начале 60-х годов, Н.Кузьмин усилил акценты: царь и двор стали отвратительнее, Левша – жальче, цвет активней, реминисценции из народной графики явственней. Но общий тон сохранился: переливчатое, пересмеивающееся, озорное лесковское узорочье. Впервые индивидуальный графический стиль не приложен к рассказу извне, а как бы рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить изнутри его события." Л. А. Аннинский

 Источники: 1.http://www.leskov.org.ru/gallery/levsha-kukryniksy/  2.http://leskov.org.ru/gallery/levsha-kuzmin/  3.https://herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=63139&special_version=Y

Источники:

1.http://www.leskov.org.ru/gallery/levsha-kukryniksy/ 2.http://leskov.org.ru/gallery/levsha-kuzmin/ 3.https://herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=63139&special_version=Y


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!