СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Имя прилагательное". Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для обучающихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Имя прилагательное". Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для обучающихся начальной школы.»

Имя  прилагательное Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы

Имя прилагательное

Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы

Имя прилагательное ? Рифмовка Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны . Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Имя

прилагательное

?

Рифмовка

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны .

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 Сказка про краски Если б всё на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, На зелёной спать перине Под зелёным одеялом? И зелёною водою На рассвете умываться, И зелёным- презелёным Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелёными домами Ярко солнце зеленеет? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным. Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным!  Е. Руженцев

Сказка про краски

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою

На рассвете умываться,

И зелёным- презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Е. Руженцев

А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды, Всюду бусы – ягоды Спеют по лесам. Четыре художника Четверо художников, На картине третьего Столько же картин. Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, голубая есть. Белой краской выкрасил Всё подряд один.  У второго- синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся Стайкой воробьи.  Кто же те художники? Догадайся сам!

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды,

Всюду бусы – ягоды

Спеют по лесам.

Четыре художника

Четверо художников,

На картине третьего

Столько же картин.

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

У второго-

синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

*Кто какой? (Класс)  На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке.  Нужно записать словосочетания.

*Кто какой?

(Класс)

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке.

Нужно записать словосочетания.

 Кто какой? олень жадный трусливый медведь ёж хитрая пушистая змея неуклюжий лиса рогатый заяц колючий волк ядовитая белка

Кто какой?

олень

жадный

трусливый

медведь

ёж

хитрая

пушистая

змея

неуклюжий

лиса

рогатый

заяц

колючий

волк

ядовитая

белка

*Кто это? (2 команды или 2 человека)  На доске в 2 столбика записаны имена прилагательные  Нужно составить словосочетания (с названиями животных)

*Кто это?

(2 команды или 2 человека)

На доске в 2 столбика записаны имена прилагательные

Нужно составить словосочетания (с названиями животных)

 Кто это? жадный____________ хитрая_____________ трусливый_________ мохнатый_________ толстоногий_______ вертлявая_________ горбатый__________ пушистая__________ колючий___________ упрямый___________ ядовитая___________ рогатый____________

Кто это?

жадный____________

хитрая_____________

трусливый_________

мохнатый_________

толстоногий_______

вертлявая_________

горбатый__________

пушистая__________

колючий___________

упрямый___________

ядовитая___________

рогатый____________

*Загадывай-отгадывай. (2 команды по 6 человек)  Каждый игрок получает текст одной загадки.  Игрок 1-й команды читает загадку, а игрок 2-й команды должен отгадать и назвать прилагательные, которые имеются в загадке. Затем они меняются ролями. Так же соревнуются и остальные пары игроков. Класс оценивает работу команд.

*Загадывай-отгадывай.

(2 команды по 6 человек)

Каждый игрок получает текст одной загадки.

Игрок 1-й команды читает загадку, а игрок 2-й команды должен отгадать и назвать прилагательные, которые имеются в загадке. Затем они меняются ролями. Так же соревнуются и остальные пары игроков. Класс оценивает работу команд.

*Отгадывай-загадывай 1.Конь стальной, хвост льняной. 2.Зверь мохнатый, неуклюжий, не боится зимней стужи, под корягою лесной спит под снежной пеленою. 3.Бываю чёрный, красный, синий, с начинкой твёрдой в середине. Я с острым ножиком дружу и что хочу-изображу. 4.Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь мир оно глядит, на себя же не велит. 5.Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке. 6.Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, острые зубки, сидят в норке, грызут корки. 7.Зимой белый, летом, серый. 8.Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный, гладкий, в середине красный, сладкий. 9.Жёлтый цвет у носа, шея- знак вопроса. Белые одёжки, красные сапожки. 10.Говорливый, и журчащий, и холодный, и блестящий. Он по камешкам бежит, в речку дальнюю спешит. 11.Они чёрные, кривые, от рождения немые, а как только станут в ряд, с нами вдруг заговорят. 12.Чёрный, пузатый, дружит с ухватом, в печке был, картошку варил.

*Отгадывай-загадывай

1.Конь стальной, хвост льняной.

2.Зверь мохнатый, неуклюжий, не боится зимней стужи, под корягою лесной спит под снежной пеленою.

3.Бываю чёрный, красный, синий, с начинкой твёрдой в середине. Я с острым ножиком дружу и что хочу-изображу.

4.Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь мир оно глядит, на себя же не велит.

5.Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке.

6.Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, острые зубки, сидят в норке, грызут корки.

7.Зимой белый, летом, серый.

8.Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный, гладкий, в середине красный, сладкий.

9.Жёлтый цвет у носа, шея- знак вопроса. Белые одёжки, красные сапожки.

10.Говорливый, и журчащий, и холодный, и блестящий. Он по камешкам бежит, в речку дальнюю спешит.

11.Они чёрные, кривые, от рождения немые, а как только станут в ряд, с нами вдруг заговорят.

12.Чёрный, пузатый, дружит с ухватом, в печке был, картошку варил.

*Каким может быть предмет?

(Класс)

На доске в столбик записаны названия признаков : по цвету, по форме, по величине, по материалу, по месту, по времени, по характеру, по качеству.

Нужно записать в тетрадях как можно больше имен прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Возможные ответы: красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный, белый; круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный, грушевидный, граненый, продолговатый; крошечный, маленький, большой, громадный, огромный, великий, гигантский, необъятный; деревянный, железный, каменный, стальной, глиняный, стеклянный, фарфоровый, костяной, ситцевый, шерстяной, бумажный, пуховый, кожаный; городской, сельский, лесной, морской, луговой, садовый, домашний, школьный, огородный, подземный, воздушный; утренний, дневной, вечерний, ночной, сегодняшний, вчерашний, завтрашний, летний, зимний, весенний, осенний; добрый, злой, ласковый, сердитый, строгий, заботливый, внимательный, чуткий, отзывчивый, смелый, трусливый, грустный, веселый, робкий, дружелюбный, вспыльчивый; хороший, плохой, свежий, чёрствый, красивый, грязный, рваный, аккуратный, чистый, новый, старый.

 Каким может быть предмет? По цвету: …………… . По форме: …………….. . По величине: ……………. . По материалу: …………….. . По месту: …………………… . По времени: ……………….. . По характеру: ………………. . По качеству: …………………. .

Каким может быть предмет?

По цвету: …………… .

По форме: …………….. .

По величине: ……………. .

По материалу: …………….. .

По месту: …………………… .

По времени: ……………….. .

По характеру: ………………. .

По качеству: …………………. .

*Объясни пословицу (4 человека)  Каждый игрок читает пословицу, объясняет, как он понимает её смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

*Объясни пословицу

(4 человека)

Каждый игрок читает пословицу, объясняет, как он понимает её смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

 Объясни пословицу 1.Маленькое дело лучше большого безделья. 2.Чёрная земля белых рук не любит. 3.Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. 4.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

Объясни пословицу

1.Маленькое дело лучше большого безделья.

2.Чёрная земля белых рук не любит.

3.Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

4.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

 *Что задумано? (класс)  Один из участников игры, изъявивший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руководством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь.) Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман.  Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (берёза); блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот); большой, тяжёлый, белый, желтоклювый, краснолапый (гусь)

*Что задумано?

(класс)

Один из участников игры, изъявивший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руководством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти признаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь.) Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман.

Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (берёза); блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот); большой, тяжёлый, белый, желтоклювый, краснолапый (гусь)

*Опиши игрушку (3 команды)  Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка. Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему её признак. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно запишет наибольшее число прилагательных.

*Опиши игрушку

(3 команды)

Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка. Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему её признак. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно запишет наибольшее число прилагательных.

*Четвёртое лишнее (3 человека)  Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.

*Четвёртое лишнее

(3 человека)

Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеждает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.

 Четвёртое лишнее ночь снежный космос ночной снежинка космический ночлег снеговик космонавт ночёвка снег космодром

Четвёртое лишнее

ночь

снежный

космос

ночной

снежинка

космический

ночлег

снеговик

космонавт

ночёвка

снег

космодром

 Четвёртое лишнее берёза подберёзовик берёзовый березняк старый цвет старик цветок старушка цветник старичок цветной

Четвёртое лишнее

берёза

подберёзовик

берёзовый

березняк

старый

цвет

старик

цветок

старушка

цветник

старичок

цветной

*Что за куст? (Класс)  Нужно ответить на вопрос: «О каком растении говорится в тексте?». Ведущий читает текст.  Как называется куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

*Что за куст?

(Класс)

Нужно ответить на вопрос: «О каком растении говорится в тексте?». Ведущий читает текст.

Как называется куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

 Что за куст?  Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает: -Это чёрная? -Нет, красная. -А почему же она белая? -Потому что зелёная.

Что за куст?

Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает:

-Это чёрная?

-Нет, красная.

-А почему же она белая?

-Потому что зелёная.

 * Поставь ударение (Класс)  На доске записаны в столбик сочетания существительных с прилагательными.  Нужно списать с доски сочетания и обозначить ударение в прилагательных. Затем производится проверка. Победителем считается тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

* Поставь ударение

(Класс)

На доске записаны в столбик сочетания существительных с прилагательными.

Нужно списать с доски сочетания и обозначить ударение в прилагательных. Затем производится проверка. Победителем считается тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

 Поставь ударение новорожденный ребёнок кухонный стол тигровая шкура газированная вода двоюродный брат хлопковое масло зубчатая стена домовая кухня

Поставь ударение

новорожденный ребёнок

кухонный стол

тигровая шкура

газированная вода

двоюродный брат

хлопковое масло

зубчатая стена

домовая кухня

Поставь ударение. Проверка. новорожд Ё нный ребёнок к У хонный стол тигр О вая шкура газир О ванная вода дво Ю родный брат хл О пковое масло зубч А тая стена дом О вая кухня

Поставь ударение. Проверка.

новорожд Ё нный ребёнок

к У хонный стол

тигр О вая шкура

газир О ванная вода

дво Ю родный брат

хл О пковое масло

зубч А тая стена

дом О вая кухня

 *Близкие по смыслу (3 команды по 6 человек)  На доске записаны 3 столбика прилагательных. Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.  Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, сердитый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый, храбрый.

*Близкие по смыслу

(3 команды по 6 человек)

На доске записаны 3 столбика прилагательных.

Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, сердитый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый, храбрый.

 Близкие по смыслу влажный___________ неряшливый_________ смирный___________ душистый__________ быстрый_____________ большой___________ сильный___________ ветхий______________ ласковый____________ грустный___________ мудрый______________ липкий____________ злой________________ косматый____________ аккуратный_______ холодный____________ страшный__________ отважный_________

Близкие по смыслу

влажный___________

неряшливый_________

смирный___________

душистый__________

быстрый_____________

большой___________

сильный___________

ветхий______________

ласковый____________

грустный___________

мудрый______________

липкий____________

злой________________

косматый____________

аккуратный_______

холодный____________

страшный__________

отважный_________

*Противоположные по смыслу (3 команды по 6 человек)  На доске записаны три столбика прилагательных.  Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыслу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.  Возможные слова: чёрный, короткий, летний, свежий, старый, больной, голодный, весёлый, тупой, тёмный, смелый, тонкий, грязный, ночной, твёрдый, холодный, слепой, прямой.

*Противоположные по смыслу

(3 команды по 6 человек)

На доске записаны три столбика прилагательных.

Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыслу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Возможные слова: чёрный, короткий, летний, свежий, старый, больной, голодный, весёлый, тупой, тёмный, смелый, тонкий, грязный, ночной, твёрдый, холодный, слепой, прямой.

Противоположные по смыслу чистый____________ белый___________ длинный________ дневной___________ зимний__________ мягкий_____________ чёрствый_______ горячий____________ новый___________ зрячий_____________ кривой____________ здоровый________ сытый____________ грустный_________ острый___________ светлый__________ трусливый________ толстый___________

Противоположные по смыслу

чистый____________

белый___________

длинный________

дневной___________

зимний__________

мягкий_____________

чёрствый_______

горячий____________

новый___________

зрячий_____________

кривой____________

здоровый________

сытый____________

грустный_________

острый___________

светлый__________

трусливый________

толстый___________

 *Наоборотки (2 команды по 4 человека)  Каждый игрок заранее подбирает прилагательные с противоположным значением, но называет только одно из них, а противоположное по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

*Наоборотки

(2 команды по 4 человека)

Каждый игрок заранее подбирает прилагательные с противоположным значением, но называет только одно из них, а противоположное по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

 *Конкурс знатоков (2 человека)  На доске в столбик записан ряд словосочетаний.  Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу, а другой- противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы), записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы), - справа от словосочетаний.  Ответы: чёрствый-свежий хлеб-мягкий; тёплый- свежий ветер- прохладный; тусклые- свежие краски- яркие; грязная- свежая рубашка- чистая; старая- свежая газета- новая.

*Конкурс знатоков

(2 человека)

На доске в столбик записан ряд словосочетаний.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу, а другой- противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы), записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы), - справа от словосочетаний.

Ответы: чёрствый-свежий хлеб-мягкий; тёплый- свежий ветер- прохладный; тусклые- свежие краски- яркие; грязная- свежая рубашка- чистая; старая- свежая газета- новая.

 Конкурс знатоков ____________свежий хлеб____________ ____________свежий ветер___________  ____________свежие краски___________  __________свежая рубашка_________  ____________свежая газета____________

Конкурс знатоков

____________свежий хлеб____________

____________свежий ветер___________

____________свежие краски___________

__________свежая рубашка_________

____________свежая газета____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!